0
1890
Газета Интернет-версия

17.11.2010 00:00:00

Чистильщики ислама

Александр Игнатенко

Об авторе: Александр Александрович Игнатенко - доктор философских наук, президент Института религии и политики, член Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте Российской Федерации.

Тэги: мусульмане, группировка, неверие, такфиризм


мусульмане, группировка, неверие, такфиризм Муфтий аль-Карадави из Лондона предупреждает российских мусульман об опасности экстремизма.
Фото Reuters

Верховный суд РФ в сентябре с.г. вынес решение о признании экстремистским международного религиозного объединения «Ат-Такфир ва-ль-хиджра» и запрете его деятельности в России. Эта организация осуществляла пропаганду, направленную на разжигание межнациональной и межрелигиозной розни, а ее члены осуществляли действия насильственного характера.

Такфиризм – беда ислама

Можно смело утверждать, что запрещенная организация – антимусульманская по своей сути. В середине 1970-х годов в Египте возникла группировка, которую журналисты прозвали «Ат-Такфир ва-ль-хиджра», тем самым сформулировав ее программу: «обвинение в неверии» (такфир от слова куфр – «неверие») того общества, в котором живут члены группировки, и изоляция от него в результате «исхода» (хиджра) – подобно тому, как совершил хиджру в VII веке Пророк Мухаммад, перебравшийся из Мекки в Медину. В 80-е годы прошлого века автор этих строк в книге «Халифы без халифата» зафиксировал это явление (http://i-r-p.ru/page/stream-library/index-3357.html).

С хиджрой все было более или менее понятно. Не все было ясно со словом «такфир», включенным в название группировки. Слово давно было выведено из повседневного арабского языкового обихода, и некоторые журналисты его даже не знали и вместо него употребляли слово «тафкир», называя эту группировку «Ат-тафкир ва-ль-хиджра», что по-русски означает «размышление и уход от мира». И у кого-то могло сложиться впечатление, что это – группа каких-нибудь мистиков, ищущих уединения вдали от людей.

На самом деле это была подпольная вооруженная группа, противопоставившая себя тогдашнему египетскому обществу. И дело как раз в программном лозунге. Такфир – это обвинение мусульман в неверии (куфре) и насильственная вооруженная борьба (джихад) против них. Подчеркиваем: это была группировка, ориентированная против мусульман, которые, по мнению руководителей и членов организации, совершили «вероотступничество» (ридда) и впали в «неверие». В 1977 году члены группировки в ходе теракта похитили и убили одного из авторитетных египетских мусульман «руководящего звена» – бывшего министра вакфов (исламских дел) шейха Мухаммада аз-Захаби.

В исламский мир пришла беда, смысл и масштабы которой мусульмане стали понимать только сейчас. Появилась секта (иного слова здесь не подберешь), которая доказывала свое правоверие не глубоким знанием Корана и Сунны, не какими-то благими деяниями, не благочестием и аскетизмом, а очень просто – провозглашением неправоверия всех других мусульман. А это предполагает по шариату определенные действия в отношении тех, кого обвинили в неверии: призыв покаяться, и в случае если этот «вероотступник» не покается, его «кровь и имущество» оказываются «разрешенными», то есть его можно и должно убить, а имущество (включая жен) присвоить. Распространение подобных идей совпало с «экспортом» ваххабизма в исламские и неисламские страны с середины 70-х годов.

Такфиризм – так можно назвать эту тенденцию – оказался очень заразным. В исламском мире, в его суннитской части, появилось большое количество группировок, которые стали учинять даже не отдельные террористические акты, а целые внутриисламские войны, как это имело место в Алжире, где «Вооруженная исламская группа» («Аль-Джама’а аль-исламийя аль-мусалляха») в 1990-е годы буквально вырезала десятки тысяч мусульман – женщин, детей, стариков, обвинив их в неверии на том основании, что они лояльны по отношению к светской власти в Алжире. Такфириты дают о себе знать в разных странах мира. Всемирная организация «Аль-Каида» и «Талибан» в Афганистане и Пакистане также разделяют подобные убеждения. Достаточно проследить хронику терактов в Пакистане в последние дни, чтобы в этом убедиться: едва ли не ежедневно происходят операции «шахидов» в мечетях – шиитских, суфийских, ахмадийских.

Да, в исламе предусмотрена процедура такфира, но как говорит ведущий исламский мыслитель нашего времени Юсуф аль-Карадави, все, связанное с такфиром, было «преодолено» развитием ислама.

Другими словами, не стало ни тех исторических условий (наличие халифской власти – мусульмане, за редким исключением, живут в светских государствах), ни той судебной власти кадиев, которая могла бы вынести соответствующий приговор на основе шариата (едва ли не во всех исламских странах законодательство светское, нерелигиозное, хотя шариат и провозглашается нередко «основой» законодательства).

Даже мусульмане, не говоря уж о правозащитниках, которые готовы вступаться за любую группировку, пусть террористическую, с позиций религиозной свободы, если в ее названии есть какое-то «исламское» слово, не заметили двух вещей, которые характеризуют такфиритские группировки как расходящиеся с исламом.

Первое: такфир в исламе – это индивидуальный приговор, предполагающий сложную юридическую процедуру. А подобные группировки подвергали всех мусульман своей страны, например Египта, «коллективному» такфиру, который в исламе не предусмотрен. В исламе же действует принцип индивидуальной ответственности, четко прописанный в Коране: «Всякая душа стяжает лишь согласно своим деяниям, и груз чужих [преступлений, грехов, проступков] не понесет» (Коран, 6:164).

Второе: руководители и члены такфиритских группировок присвоили себе прерогативу, которая в исламе принадлежит только Аллаху, – выносить суждение о вере или неверии человека. В исламе религиозная вера человека определяется через «видимое» (захир): если он произнес в присутствии свидетелей шахаду – символ веры, то он становится мусульманином и в качестве такового должен рассматриваться всеми мусульманами. Только одному Аллаху известны сокровенные мысли человека (сара’ир), и по ним будет от Аллаха приговор.

Строго говоря, с позиций ислама эти люди впали в великий грех «многобожия» (ширк), ставя себя рядом с Аллахом. При этом нельзя не отметить, что основатели и руководители такфиритских группировок – дилетанты в богословии. Они не имеют фундаментального исламского образования и невежественны в вероучительных вопросах. Так, Шукри Ахмад Мустафа, основатель египетской группировки «Ат-Такфир ва-ль-хиджра», был агрономом по образованию, Сайид Имам аш-Шариф – один из основателей и первый амир (командующий) египетской организации «Аль-Гихад» – хирург по профессии, «номер два» в «Аль-Каиде» Айман аз-Завахири – тоже хирург по образованию, педиатр по профессии, а Усама бен Ладен – инженер-строитель, которому в «узком кругу» соратников дали кличку Стройподрядчик (Аль-Мукавиль).


Богослов аль-Карадави выпустил специальную фетву для молодежи мусульманских регионов России.
Фотокопия документа предоставлена автором

«Одной искренности недостаточно»

Чуть ли не день в день с решением Верховного суда – 18 сентября с.г. – крупнейший мусульманский ученый современности Юсуф аль-Карадави после встречи с чеченскими муфтиями и имамами издал фетву, которая обращена к молодежи Чечни и всего российского Северного Кавказа, оказавшейся под влиянием такфиризма и взявшей в руки оружие, чтобы убивать всех тех, кто, по их мнению, пребывает в «неверии» или впал в него.

Аль-Карадави в обширном тексте на пяти страницах констатирует, что в исламском мире возникло немалое количество группировок, которые практикуют насилие – убийства, взрывы и т.п., осуществляя, если можно так выразиться, «практический» такфир – «Аль-Гихад» и «Исламская группа» («Аль-Гама▒а аль-исламийя») в Египте, «Боевая исламская группа» («Аль-Джама▒а аль-исламийя аль-мукатиля») в Ливии, «Джихадистский салафизм» («Ас-салафийя аль-джихадийя») в Марокко и т.д. – вплоть до «Аль-Каиды». Естественно, богослов включает в этот список и группировку «Ат-Такфир ва-ль-хиджра».

Эти группировки стали пользоваться оружием такфира, что называется, без разбору. Самая главная причина здесь – это слабая оснащенность «юных энтузиастов» (шуббан гаюрун) знанием исламского права (фикх) и его основ, поверхностное знакомство со всем комплексом исламских религиозных и языковедческих дисциплин. Вследствие этого они берут частности и игнорируют общие положения или правила (кава▒ид), поверхностно понимают некоторые частные тексты, не вдумываясь в смысл их универсальных, всеобщих (куллийя) целей. То есть они поступают совсем не так, как должны были бы это делать люди, которые берутся за издание фетв по таким серьезным, важным и опасным (все три значения выражены в фетве аль-Карадави словом хатыр) вопросам, как такфир, для чего нужна достаточная квалификация (ахлийя кафия). «Одной искренности [религиозной веры] недостаточно», – говорит аль-Карадави.

Аль-Карадави специально оговаривается, что не станет, подобно этим «впадающим в крайности братьям», подвергать их такфиру, как они подвергают ему людей. «Я точно знаю, – говорит он, – что в этих экстремистских группировках есть искренне верующие люди, которые стремятся к тому, чтобы приблизиться к Аллаху».

Если у них появится «настоящая исламская культура, глубокое исламское понимание», которые должны стать результатом работы с ними, просвещения их, то они отойдут от ошибочного поведения. Свидетельством тому – смелое «возвращение к истине (аль-Хакк)» (слово аль-Хакк можно перевести и как «Истинный», это одно из 99 Прекрасных имен Аллаха; тогда нужно говорить о «возвращении к Аллаху». – «НГР») руководителей группировок «Аль-Гихад» и «Исламская группа» в Египте и других организаций, которые отказались от такфира и насилия. Обращаясь непосредственно к «сынам Чечни», аль-Карадави призывает их поступить подобным образом – «подвергнуть пересмотру свои позиции, бросить оружие, участвовать в строительстве своей родины и прогрессе своей уммы, обращаясь к Аллаху с мольбой, чтобы Он простил их за то, что было, и выправил для них то, что будет».

Во второй части фетвы аль-Карадави рассматривает тесно связанную с такфиром проблему насилия – убийств, взрывов и т.п., в результате чего гибнут невинные люди – дети, женщины, старики и разрушается «народное достояние» (мумталякат аш-ша▒б). Здесь у аль-Карадави два довода. Первый: эти действия не опираются ни на ясные и однозначные установления (мухкамат) шариата, ни на его ясные (байина) тексты, ни на его общие цели (макасид). Среди общих целей, которым не следуют «юные энтузиасты»: «Нельзя с преступлением бороться более опасным преступлением». И нет большего преступления, чем лишение человека жизни┘

В заключение фетвы аль-Карадави приводит второй довод против насилия, если можно так выразиться, «от практики». «Боевые группировки могут убить какого-нибудь президента или премьер-министра, либо министра или руководителя службы безопасности и т.п. Но это не решает проблем». И нередко на их место приходят люди более жесткие по отношению к исламистам (аль-Карадави употребляет именно это слово – исламийюн. – «НГР»), и оказывается, что убитый политический деятель был лучше, чем пришедший ему на смену. Как говорится в одной арабской стихотворной поговорке:

Я часто плакал от него, чудак!

А стал я плакать по нему.

Вот дело повернулось как!


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
1001
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1358
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
1031
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
859

Другие новости