0
2416
Газета Интернет-версия

15.09.2010 00:00:00

Дух и буква приходского устава

Вадим Венедиктов

Об авторе: Вадим Юрьевич Венедиктов - кандидат исторических наук.

Тэги: устав, рпц, приход


устав, рпц, приход Пока Церковь окончательно не срослась с государством, еще есть возможность возродить демократические традиции русской приходской жизни.
Фото Елены Демидовой

На заседании Священного Синода 10 октября 2009 года была принята новая редакция типового устава прихода Русской Православной Церкви. Согласно прежнему уставу высшим органом управления приходом являлось приходское собрание во главе с настоятелем. В новой редакции высшим руководителем объявлен глава епархии. Насколько отвечает эта неожиданная для многих православных людей абсолютизация архиерейской власти на приходах традиции отечественной Церкви?

Причт и община

В российской церковно-исторической науке исследований о приходе и приходской жизни сравнительно немного. Практически все работы на эту тему были выполнены еще в дореволюционный период: прежде всего труды Аркадия Болдовского, Николая Заозерского и Александра Папкова. Среди современных исследователей следует отметить Александра Копировского.

Итак, с формальной точки зрения приход представляет собой низшую церковную единицу, общину, имеющую свой храм с причтом (причт – весь состав служащих при храме), совершающим богослужения для прихожан. Такое понимание прихода выработалось в России в течение нескольких столетий. Так, Владимир Даль поясняет значение слова «приход» следующим образом: «Церковный приход, парафия, община, принадлежащая, по духовным требам, к одной церкви».

Каждая такая церковная ячейка обладала правами широкого самоуправления. В дореволюционной России священник и прихожане составляли круг людей, спаянных одной общей жизненной задачей. В этом смысле приход был строго конфессиональной организацией. Из примеров народной мудрости, поговорок, пословиц и наблюдений видно, что приход представлял собой объединение людей для совместной деятельности, богослужений, праздников и зависел от настоятеля. Например, «каков поп, таков и приход», или «в нашем приходе и попадья с попом в разводе», или «поп хочет большого прихода, а сам ждет не дождется, когда кто помрет». Иронический смысл поговорок также свидетельствует о том, что жизнь русского духовенства была открытой для простолюдинов. Русское духовенство не замкнулось в особую корпорацию, оно происходило из народа и в социальном смысле не отрывалось от него.

В наилучших условиях существования приходской жизни в России общее собрание мирян выбирало из своей среды членов приходского попечительства. Кроме того, с согласия причта при благочинном избирался церковный староста, доверенный человек для ведения церковного хозяйства в течение трех лет. В то же время приход в составе клира и мирян являлся особой церковной общиной, обладающей правами юридического лица и находившейся в зависимости от епархиального епископа.

Духовенство и староста образовывали церковный причт, который был связан скорее с храмом как административной единицей, чем с его прихожанами. Члены причта являлись чиновными лицами, административно назначаемыми на свою должность местными церковными властями. Именно им и вверялся храм и вся ответственность за него. Таким образом, по словам Николая Заозерского, «храм и служащий при нем причт и староста и составляют церковь как учреждение или сословие духовенства; прихожане же – мирской элемент, при этом учреждении состоящий и к нему прикрепленный». Можно ли в таком случае считать приход общиной? Ведь членами общины, как правило, являлись исключительно мирские лица, причт же стоял особняком от прихожан. В этой связи дореволюционный исследователь дает несколько ответов на вопрос, что же такое православный приход? Во-первых, по его мнению, это прикрепленное к приходской церкви собрание в определенном числе православных христиан. Во-вторых, приход – это церковная община, правильно организованная и при определенном храме состоящая. И в-третьих, православный приход в составе клира и мирян является особой церковной общиной с правами юридического лица.

Огосударствление прихода

Хронологически в истории русского прихода можно выделить несколько периодов: с крещения Руси до Петра I, синодальный период Русской Церкви, советская эпоха и современность (здесь точкой отсчета для нас является 1988 год).

Начало церковно-приходской жизни на Руси, вероятно, связано с появлением братчин (братств). Первое упоминание о братчинах встречается в летописях 1159 года из города Полоцка. Братчиной называли общество людей, которые обязывались поддерживать храм материально. После богослужения они собирались при храме на братские пиры для обсуждения своих дел. Во время «складчинных пиров» каждый прихожанин мог прийти и рассказать об обидах и чинимых ему притеснениях. Это происходило не только в дни больших праздников, а почти каждое воскресенье. Чрезвычайно важной особенностью древнерусского прихода была также выборность всех членов причта начиная со священника.

В XVI–XVII веках происходит постепенное омертвение и засыхание многих живых элементов приходской деятельности. Из-за государственных мер по утверждению крепостного права приход терял многие свои права, а в ходе борьбы со старообрядческим расколом «превентивные меры» распространялись на все существовавшие приходы.

Начиная со времен Петра I кроме раскола и крепостного права еще большему разъединению сил русской церковной общины способствовала политика усиленной секуляризации. В то же время известный «Регламент, или Устав духовной коллегии», определявший с петровских времен правовое положение Российской Православной Церкви, формально вызывал к жизни главные устои церковно-приходской жизни. Приход рассматривался как совокупность известного количества жилых дворов в определенном округе. В царствование Петра I приход являлся общественной всесословной единицей, географически определенной, и прихожане, имея своего представителя в лице церковного старосты, продолжали пользоваться древним правом избрания служителей своего храма.

Однако подрыв основ приходской жизни в петровское время шел по другому пути. Правительство возлагало на священников несвойственные их сану разыскные и полицейские обязанности и тем самым сильно способствовало разобщению народа с духовенством, положение которого в ту пору вообще было весьма приниженным. Именно при Петре I усиливается светское начало в жизни церковной организации, особо регламентируются роль и значение старосты.

В дореволюционной России юридическими причинами прикрепления прихожан к тому или иному храму служили записи крещений в метрической церковной книге. Верующим следовало совершать венчание, исповедоваться и причащаться именно в том храме, где над ними был совершен обряд крещения. При приходах организовывались церковные советы с целью привлечения мирян непосредственно к церковно-приходской деятельности.


В дореволюционной России на мирян распространялось своеобразное «крепостное право»: они были пожизненно приписаны к тому храму, в котором приняли крещение.
Алексей Корзухин. Перед исповедью. 1877. ГТГ

Диктатура старост

Вопросы организации приходской жизни после революции были подняты на Поместном Соборе Российской Православной Церкви 1917–1918 годов. В это время начинается стихийное оживление церковно-общественной жизни, когда демократически настроенное духовенство предпринимает меры к изгнанию реакционной иерархии, обвиняя ее в связях с Распутиным. Можно сказать, что возрождение прихода началось в связи с большевистским декретом об отделении Церкви от государства, в соответствии с которым Церковь была лишена обязанности регистрировать рождение человека, его вступление в брак и смерть. Более того, Церковь потеряла статус юридического лица на уровне как прихода, так и епархиального управления, а также на уровне Синода и вообще органов высшего церковного управления. Именно в первые годы советской власти Народный комиссариат юстиции умело манипулировал с числом учредителей религиозного общества. Вначале были введены так называемые пятидесятки (50 членов общины, необходимых для регистрации прихода), а затем двадцатки. Только в 1990 году Верховный Совет РСФСР принимает новый закон, где устанавливается минимум для регистрации прихода в 10 человек.

В советский период истории Русской Православной Церкви большим влиянием на приходах обладали церковные старосты. Их роль была ключевой во всех финансово-административных и внешних связях церковной общины. Настоящий «диктат старост» на приходах РПЦ начался со времени правления Никиты Хрущева. Государство решило, что священники не имеют права нести административную и финансовую ответственность, и все было передано в руки мирян – старост, которые назначались местными властями.

Это явление описано нынешним Патриархом Кириллом: «Все деньги Церкви и вся административная власть ее находились в руках этих старост. А староста делал все, чтобы разорить храм финансово. Все средства он старался сдать в так называемый Фонд мира либо в райисполком, где эти деньги втихую разворовывали чиновники. А ведь там были и добровольные от прихожан пожертвования, которые тоже до единой копейки проходили через руки старосты. Помню, когда я приехал служить в город Вязьму, там вся местная власть питалась за счет собора. Увидел я в Вязьме, что роскошный храм в жутком состоянии, черный, как кузница, на клиросе стоят три ветхие старушки, поют, и больше никакого хора. Один священник еще, убогий такой и еле живой. Я попросил, чтобы в храм явилась староста, а настоятель к вечеру отвечает: «Владыко, староста просила передать, что вы для нее не начальник». Патриарх приводит и другие примеры: «Допустим, родители крестили дитя. Полагалось регистрировать паспорта родителей. А уж потом старосты выдавали эти записи местным властям. После тех родителей снимали с очереди на квартиру, увольняли с работы, урезали пенсии. А люди не понимали: что происходит? Мы пришли в церковь, а попы нас сдали?! Наверное, с тех времен и пошло в народе подозрение, дескать, у многих попов под рясами скрыты погоны офицеров КГБ».

Авторитет «хорошего батюшки»

В настоящее время обсуждение проблем, связанных с восстановлением приходской жизни в России, остается весьма актуальным. Сегодня жизнь прихода во многом строится на покаянной дисциплине и роли духовника при таинстве исповеди. Очень часто обязанности духовника исполняет сам настоятель прихода, таким образом как бы связывая прихожан духовной ответственностью не только за свои поступки перед Богом, но и перед прочими прихожанами. Настоятель может быть и «духовным отцом» для своих прихожан, тогда последние будут для него «духовными чадами». При этом при одной общине могут быть несколько, так сказать, «духовных группировок» прихожан, исповедующихся у разных духовников. Особенно это заметно в монастырях, где желающий исповедоваться может выбрать из нескольких священников или иеромонахов. На многих приходах и по сей день применяется так называемая епитимийная практика – временное отлучение от таинств, наказание со стороны духовника за грехи и проступки. В больших церковных общинах духовник может наставлять и руководить сотнями духовных чад. Авторитет «хорошего духовника», «хорошего батюшки» всегда значительнее и весомее в глазах прихожан, чем прочих представителей церковного причта: старосты, регента или диакона.

Важным является образ и состояние духовного отца прихода. Кто он – монах, приближающийся по образу жизни и служения к монастырскому старцу, или же представитель белого духовенства? Необходимо учитывать и то, что в современных приходах право на совершение исповеди дается не каждому священнику. Распределение послушаний зависит от настоятеля храма. То же касается и монастырей: исповедью братии нередко ведает игумен.

Сам термин «духовный отец» часто употребляется даже в церковной среде в несобственном его смысле, в значении вообще нравственного руководителя и образца для подражания. Несомненно, что определения в отношении духовника стоят в тесной близости с терминологией монастырской, старческой: «духовный отец», «духовник» – выражения, появившиеся в монастыре. Влияние монастырей на русские приходы по-прежнему велико. И не удивительно, что многие настоятели из белого духовенства избирают духовников из среды монашествующих.

Противоположность суровым старцам – так называемый поп-потаковник. «Потаковником» в древнерусском языке назывался «поблажчик», потворщик человеческим слабостям.

Беда современной Русской Церкви в том, что церковное самосознание у большей части россиян отсутствует. Без активной духовной позиции верующих невозможно возрождение демократических традиций древнехристианского прихода. В идеальных условиях прихожане действительно были бы связаны друг с другом любовью и взаимной добродетелью согласно духу христианского вероучения.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
359
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
335
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
508
"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

Дарья Гармоненко

Партия готова отступить от принципа жесткого отбора преданных ей депутатов

0
311

Другие новости