0
1265
Газета Интернет-версия

07.04.2010 00:00:00

Свидетель двух миров

Тэги: воспоминания, священник, гулаг


воспоминания, священник, гулаг

Фудель С.И. Воспоминания. – М.: Русский путь, 2009. – 208 с.

Личное воспоминание. Начало перестройки. Религиозные философы, самиздат и тамиздат все еще под запретом. Я, молодой парень, читаю «Воспоминания об отце Павле Флоренском» некоего Ф.И.Уделова. Небольшой переплетенный ксерокс с издания YMCA-Press. Ощущение прикосновения к какому-то неизведанному миру. Миру, наполненному религиозной свободой. И вместе с тем ощущение какой-то внутренней дисгармонии. Боли? Надломленности?

Ф.И.Уделов – это псевдоним Сергея Фуделя (1900–1977), человека, заставшего и религиозный ренессанс Серебряного века, и ГУЛАГ. Может быть, от этого и надломленность. Но все по порядку. Сначала Серебряный век.

Вот уже упомянутый Флоренский, с которым дружил отец Сергея священник Иосиф Фудель (кстати, еще одним его знакомым был писатель и критик Константин Леонтьев), а затем и сам мемуарист. «В непогоде тих» – подпись под одной из виньеток-эпиграфов книги Флоренского. Таким и остался он в моей памяти». Или краткая зарисовка другого священника – отца Сергия Булгакова: «Помню острые и умные статьи Булгакова, в частности, о Достоевском, о котором он говорил лучше всех, сам представляя собой точно сплав всех трех братьев Карамазовых. Но все-таки Алеши в нем было меньше, чем Ивана, и потому, в те годы во всяком случае, в нем было слишком много профессиональной публицистики. Сам себя он называл тогда Колей Касаткиным». Интересная характеристика и не менее интересная самохарактеристика. Ценно свидетельство Фуделя и о том, что Булгаков колебался, издавать ли тексты нижегородской журналистки Анны Шмидт, бывшей некогда корреспондентом Владимира Соловьева, искренне считавшей себя воплощением Софии Премудрости Божией. В итоге все-таки издал. Кажется, за свой счет.

Теперь ГУЛАГ.

Фудель одно время сидел в камере с известным религиозным философом, а затем и священником Валентином Свенцицким (связь с Серебряным веком). Он «еще недавно перед этим был в гуще интеллигенции, писал в газетах и журналах вместе с Мережковским и Гиппиус, а теперь носил черный подрясник и, хоть и женатый священник, монашеские четки. Это был человек большой и трудный┘ В нем чувствовалась тогда мощь духовного борца, находящегося в смертельной схватке «невидимой брани» и еще не достигшего покоя. Мира души как трофея победы в нем еще не чувствовалось, но самая борьба его, настолько реальная, что как бы уже видимая, была сама по себе учительна и заразительна для других. Он был именно устремлен ко Христу».

Фудель представляет разнообразные типы священнослужителей и просто верующих, попавших в ГУЛАГ. Вот один из них, вопрошающий мемуариста: «Вот я приеду в лагерь. Могу ли я покончить с собой?» А московский протоиерей Иоанн Крылов, напротив, занимался катехизаторством, крестил.

И еще один типаж. Епископ Ковровский Афанасий (Сахаров). «Для всех ссыльных священников владыка любил делать очень искусные иерейские кресты из картона и бумаги, золотой и серебряной, и священники, когда совершали богослужение, всегда их надевали. Был при этом случай, который смутил и огорчил владыку. Сделал он одному священнику «золотой» крест. Тот его с удовольствием принял, но тут же попросил написать ему удостоверение о том, что он «награжден золотым крестом». Оказалось, что он у себя в епархии имел только серебряный. Огорчила владыку, конечно, эта деловитость, да и собственная неосмотрительность».

Описывает Фудель и условия заключения. «Совершить службу стало уже как-то затруднительно: кругом были, так сказать, не Мити Карамазовы и даже не Смердяковы, а просвещенные потомки Чернышевского, вежливо, но чуть презрительно поглядывавшие на попов и совершенно не понимающие, почему они, собственно, оказались вместе под тюремной крышей». Отношение со стороны охраны – особое дело. Фудель вспоминал, как пытавшегося бежать заключенного прогнали сквозь строй, избивая шомполами. Прямо иллюстрация к новелле Толстого «После бала».

А самиздатовские воспоминания о Павле Флоренском я все же сохранил. Несмотря на возможность получить «родное» парижское издание или его отечественную перепечатку. Как свидетельство эпохи. В том числе и эпохи Сергея Фуделя.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
934
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1264
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
970
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
802

Другие новости