0
1781
Газета Интернет-версия

03.02.2010 00:00:00

Наследники "бешеного муллы"

Александр Крылов

Об авторе: Александр Борисович Крылов - доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН.

Тэги: сомали, война, сис


сомали, война, сис Союз исламских судов так и не смог выполнить свое обещание справиться с многочисленными группировками радикалов.
Фото Reuters

В начале XX века британские военные, потерпев множество унизительных поражений от сомалийцев, прозвали лидера повстанцев Мохаммеда Абдилле Хасана «бешеным муллой», а его войско – «армией дервишей». Разгромить эту армию англичане смогли, лишь перебросив на Рог Африки военную авиацию после окончания Первой мировой войны.

Единое сомалийское государство, образованное в 1960 году, просуществовало всего три десятилетия. Оно не смогло пережить поражение в эфиопо-сомалийской войне 1977–1978 годов. В январе 1991 года этот процесс завершился: президент Мохаммед Сиад Барре бежал в соседнюю Кению. Страна перешла во власть многочисленных племенных и криминальных группировок.

В условиях анархии миллионы местных жителей были поставлены на грань голодной смерти. Проведение гуманитарных операций было невозможным, и в 1992 году в Сомали под флагом ООН было направлено 26 тыс. солдат, из них более 7 тыс. американских морских пехотинцев.

Местные полевые командиры отказались подчиняться международному контролю. В результате в 1993 году в Сомали погибли десятки солдат ООН, и президент США Билл Клинтон решил разрубить «сомалийский узел» путем устранения генерала Айдида – главы наиболее боеспособной местной группировки. Он приказал захватить или уничтожить генерала. Операция окончилась полным провалом. К марту 1994 года американские войска были полностью выведены из Сомали, а вслед за этим была прекращена операция ООН.

Семимиллионное население страны сократилось почти на треть, на территории Сомали образовалось несколько самопровозглашенных государств. В 2006 году столица и большая часть страны перешли под контроль Союза исламских судов (СИС). Его глава Шариф Шейх Ахмед обвинил США в поддержке банд, терроризирующих страну. Большинство населения приветствовали победу исламистов, связывая с ней надежды на возврат к мирной жизни.

Военно-политические успехи СИС свидетельствовали о росте влияния ислама на Африканском Роге. До этого в течение нескольких десятилетий объединяющей сомалийцев идеей был национализм, выдвигавший задачу объединения в единое государство всех сомалийских племен. Деколонизация привела к объединению только двух частей сомалийского этноса, которые проживали на территориях бывших колоний Итальянское и Британское Сомали. Часть сомалийцев осталась в соседних Эфиопии, Кении и Джибути. После провозглашения независимости Сомалийской Республики в 1960 году мечта о Великом Сомали, которое объединит все пять частей нации, превратилась в национальную идею, которая была зафиксирована на государственном флаге (в виде пятиконечной белой звезды на голубом фоне).

Однако после разгрома сомалийского вторжения в Эфиопию в 1978 году национализм потерял свою привлекательность. Единственной идеей, которая могла объединить многочисленные племена и кланы и таким образом восстановить единство нации и государства, оказался ислам. Основанная на нормах шариата государственность, за которую выступал Союз исламских судов, была явно предпочтительнее для населения, чем анархия. Несколько лет назад сомалийцы имели реальный шанс построить исламское государство, схожее с соседним Суданом или Афганистаном времен правления талибов.

Но этот шанс не был использован: в декабре 2006 года в Сомали были введены эфиопские войска. Американцам и их региональным союзникам не удалось разгромить СИС и укрепить власть проамериканского «переходного правительства». В конце 2008 года СИС перешел в наступление, поставленный американцами президент ушел в отставку. В течение трех лет он возглавлял правительство, которое ничего не решало и не контролировало. Тем не менее оно рассматривалось США и ООН как легитимное правительство страны.

США и их региональный союзник Эфиопия сумели воспрепятствовать процессу возрождения государственности сомалийцев на основе ислама. Главная цель их совместной операции состояла в том, чтобы остановить рост влияния радикального ислама на Африканском Роге, в том числе в самой Эфиопии. Первоначально планировалось, что эфиопские части будут выведены из Сомали в течение нескольких недель. Но захват столицы Сомали не означал капитуляции СИС. В условиях начавшейся партизанской войны вывод эфиопской армии означал бы неминуемое падение проамериканского правительства. В результате эфиопская армия была вынуждена остаться, боевые действия затянулись.

Шариф Шейх Ахмед объявил Эфиопии джихад, но исламисты ограничились партизанскими действиями и избегали боестолкновений с эфиопской армией. Покинувшие страну лидеры СИС надеялись сохранить свой военный потенциал и вернуться к власти, когда для этого наступит благоприятная ситуация.

Эфиопское правительство оказалось в той же ловушке, в которой сейчас находятся американцы в Ираке и Афганистане. Им нельзя было уйти до тех пор, пока союзное им правительство не укрепит позиций внутри страны. В результате получился не военный триумф, а изматывающая война на истощение.

К берегам Африканского Рога были отправлены корабли 5-го флота США. ВВС США начали наносить удары по сомалийским деревням, в которых, как предполагали американские спецслужбы, находились боевики СИС и «Аль-Каиды». Американское командование рапортовало об уничтожении международных террористов, другие источники говорили о гибели от американских авиаударов множества мирных жителей. Проамериканское правительство Сомали называло бомбардировки «правильным шагом в глобальной войне с терроризмом».

Эфиопский корпус и американские бомбардировки Сомали не могли решить проблем США на Африканском Роге. Проамериканское переходное правительство было не в состоянии контролировать сушу и сомалийские территориальные воды, что привело к небывалому росту морского пиратства. В этих условиях новая администрация США решила превратить своего прежнего врага в союзника.

Год назад, 31 января 2009 года, Шариф Шейх Ахмед был избран президентом Сомали. Выборы были проведены в рамках программы ООН по урегулированию ситуации на Африканском Роге, причем проходили они на заседании парламента в соседнем государстве Джибути. Провести подобное мероприятие в самом Сомали не было никакой возможности, к тому же накануне выборов Эфиопия вывела свои войска и в стране опять воцарились хаос и анархия.

Мировое сообщество настолько устало от сомалийских пиратов, что возврат к власти исламских фундаменталистов вызвал шквал одобрительных откликов. При этом Шариф Шейх Ахмед оставался все тем же лидером Союза исламских судов, который прежняя администрация США рассматривала как местное отделение «Аль-Каиды» и много лет пыталась истребить. Администрация Барака Обамы провозгласила Шарифа Шейха Ахмеда «умеренным исламским священнослужителем» и явно связывала с ним большие надежды на стабилизацию ситуации на Африканском Роге. Эти надежды не оправдались.

В апреле 2009 года парламент Сомали проголосовал за введение законов шариата, но это решение не привело к улучшению ситуации. Через год после избрания президентом страны Шарифа Шейха Ахмеда не признающие его власти группировки «Аль-Шабаб» и «Хизб аль-Ислам» контролируют обширные территории в центре и на юге страны, в том числе большую часть столицы Могадишо. Фактически под управлением легитимного с точки зрения ООН правительства опять остается лишь та часть Могадишо, где базируется миротворческий контингент Африканского союза.

Но сейчас ситуация куда хуже, чем во время первого пришествия СИС во власть. Тогда СИС сумел при помощи шариата обуздать анархию и наладить довольно эффективное управление подконтрольными ему территориями. Теперь ни СИС со своими союзниками, ни нынешние повстанческие группировки сделать этого явно не в состоянии.

Дело тут не только в том, что нынешний СИС не пользуется той поддержкой, которую он имел до вторжения эфиопской армии. В настоящее время ислам перестал быть идеологией, которая может объединить сомалийцев. Об этом наглядно свидетельствуют факты уничтожения противоборствующими группировками мечетей, могил почитаемых шейхов и других исламских святынь на территориях противника, а также многочисленные убийства местных и иностранных проповедников ислама.

Сомалийцы вновь лишились идеи, которая могла бы объединить нацию. А без этой идеи совершенно неважно, кто контролирует Могадишо и кто признается мировым сообществом в качестве законного президента. Так что нынешняя война «всех против всех» может продолжаться в Сомали еще многие десятилетия.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
538
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
674
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
569
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
465

Другие новости