0
3687
Газета Интернет-версия

16.09.2009 00:00:00

Ревнители чистоты крови и веры

Тэги: националисты, церковь


националисты, церковь Самозваный «епископ Готфский Амвросий» (на фото слева) провозгласил фюрера «святым Атаульфом Берлинским».

Существуют ли в наше время «традиционные», знакомые нам из истории ХХ века православные черносотенцы? Этот тип, доминировавший первое послесоветское десятилетие в лице «Памяти» и вышедших из нее Русского национального единства (РНЕ) и «Черной сотни», а также Союза православных хоругвеносцев и возрожденного Союза русского народа, ныне почти исчез. Численность состоящих в этих организациях людей исчезающе мала, к тому же каждая из них пребывает в затяжном расколе.

Не будучи изначально православными, националисты постсоветской России искали в истории Церкви тенденциозно выделенные моменты: антисемитизм, одобрение погромов (хотя почитаемый народом Иоанн Кронштадтский в 1903 году прямо осудил кишиневский погром), апология воинственности и крестовых походов (хотя это скорее характерно для Запада, но смешение западной и православной религиозности характерно для современных националистов). Не найдя соответствия этому идеалу среди священников РПЦ, они занялись поисками хотя бы отдельной видной личности, разделявшей их взгляды (такой как митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев), умерший в 1995 году. Его похороны, на которые местное отделение РНЕ привело целую колонну своих сторонников, стали для националистов и похоронами надежд на обретение «своих» людей в епископате РПЦ. Другой такой фигурой, хотя и многократно меньшего масштаба, был иеромонах Никон (Белавенец), активно сотрудничавший с националистами и уволенный в 1999 году Патриархом Алексием II за штат. Cейчас Никон служит ризничим в московском храме Живоначальной Троицы у Салтыкова моста (где регулярно совершаются богослужения с участием монархистов).

В 1990-е годы РНЕ и Русский национальный союз (РНС), основанный выходцем из «Памяти» Константином Касимовским, ориентировались также на Русскую Православную Церковь за рубежом (РПЦЗ). Однако с началом процесса воссоединения РПЦЗ с РПЦ националисты обратили свои симпатии в сторону старообрядчества. Так поступило пермское отделение РНЕ, реорганизовавшееся после раскола этой организации в Русское православное национал-социалистическое движение (РПНСД), и московская группа «Спас» (боевики которой организовали в 2006 году взрыв на Черкизовском рынке).

Еще одной проблемой оказалась «смена поколений» – православным националистам не удалось в 2000-е годы привлечь в свои ряды молодежь (для молодых прихожан храмов они выглядели слишком радикальными, для скинхедов, поклонников рок-групп и футбольных фанатов – слишком благообразными). РНЕ, бывшее в 1990-е сугубо «молодежной» группировкой, к середине 2000-х превратилось в основном в клуб «ветеранов» русского нацизма.

Исключением из этого правила стал лишь Русский общенациональный союз (РОНС), основанный еще в 1990 году Игорем Артемовым. В 2000-е годы он не только не утратил позиций, но и усилился: Артемов дважды избирался в Законодательное собрание Владимирской области (и занимал второе место в выборах депутатов в Госдуму от этого региона). РОНС сформировал отдельную колонну на марше националистов в Москве 4 ноября 2005 года и стал инициатором целого ряда акций по срыву гей-концертов и разгона гей-парада в Москве в мае 2006 года.

Первая и очевидная причина этой жизнеспособности – Владимирская область долгое время была одним из центров «низовой» оппозиции официальной линии РПЦ. Для приходов и монастырей Владимирской епархии РПЦ характерно уклонение от принятия ИНН и обмена паспортов старого образца. Идеология и деятельность РОНС вполне соответствовали образу мыслей местных православных верующих.

Причина популярности этой организации у нынешней праворадикальной молодежи – в ее подчеркнуто воинственном имидже (периодически появляющиеся в московском метро стикеры содержат изображение воина, рубящего дракона, и призыв «Пора сражаться!»). РОНС организует выезды молодых националистов в летние лагеря, где их обучают обращению с оружием и занимаются их спортивной подготовкой. Правда, после того как в августе 2006 года Артемов на какое-то время был объявлен в федеральный розыск, а в следующем году после массовых беспорядков в Ставрополе арестован лидер местного РОНС Черноволов, активность организации пошла на спад и сейчас малозаметна. Об открытой поддержке со стороны православных священников, как это было в 1990-е годы, уже не слышно. Характерная деталь: иркутский священник, совершающий ежегодно в присутствии местного актива РОНС панихиду по адмиралу Колчаку, в последние годы просит при публикациях на эту тему не называть его имени.


«Православные» нацисты из группы «Спас» прошлись маршем по Москве 4 ноября 2005 года.
Фото из архива автора

Известны попытки националистов создать свое так называемое «параллельное православие» (так названа вышедшая в 2002 году книга одного из идеологов этого течения Анатолия Макеева). Начало этому процессу было положено еще в 1990-е годы не нашедшими себе места в РПЦ радикально-правыми националистами. В 1998 году при распаде откровенно нацистского Русского национального союза (в октябре того же года суд признал ее газету «Штурмовик», пользовавшуюся огромной популярностью у скинхедов, экстремистской, по решению суда газета была закрыта, а ее главный редактор и лидер организации Константин Касимовский был осужден на два года условно) из РНС выделилось «Опричное братство Иосифа Волоцкого». «Опричники» начали в 1999 году издавать газету «Царский опричникъ» (затем в ближайшие годы последовали аналогичные по характеру издания «Русский партизанъ» и «Европеецъ»). Содержание их сводилось (как и в «Штурмовике», девизом которого было «Чистота крови и чистота веры») к псевдохристиански оформленному расизму и нацизму. В то время на фоне раскола и идейного упадка РНЕ «Опричное братство» стало своеобразным ориентиром для христиански ориентированных нацистов – так, пермское отделение РНЕ переметнулось к «опричникам», перед тем как в 2001 году преобразоваться в Русское православное национал-социалистическое движение.

Впрочем, к РПЦ ни «опричники», ни Русское православное национал-социалистическое движение отношения не имеют – идейное их окормление осуществляет так называемая Катакомбная Церковь истинно-православных христиан. Эта секта создана в 1994 году Алексеем Смирновым (называющим себя «графом Амвросием фон Сиверсом»). В предыдущее, «перестроечное» десятилетие Смирнов подвизался в Троице-Сергиевой лавре, а после неудачной попытки получить сан от РПЦЗ провозгласил себя «епископом Готфским» Катакомбной Церкви Истинно-Православных Христиан. Его «ставленную грамоту» сочли подделкой и катакомбники, и старообрядцы. Согласно идеологии ИПХ, русские люди давно утратили «чистоту крови и чистоту веры», за исключением самих «истинно-православных», которые должны объединиться в закрытые общины. В «епископы» Смирнов посвятил главу РПНСД Владимира Носкова, в «иереи» – лидера «Опричного братства» Романа Бычкова. Обоими деятелями совершаются «панихиды» по русским эсэсовцам, которых «истинно-православные» вместе с Адольфом Гитлером включили в свои «святцы».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ опять посмотрит на Мавзолей Ленина сквозь декорации

КПРФ опять посмотрит на Мавзолей Ленина сквозь декорации

Дарья Гармоненко

Группа быстрого реагирования по защите исторической памяти до Красной площади не добралась

0
390
Верховный суд показывает статистическую гуманизацию

Верховный суд показывает статистическую гуманизацию

Екатерина Трифонова

"Фактор СВО" в снижении числа уголовных дел пока сложно просчитать

0
353
Наступлению мира могут помешать украинские диверсанты

Наступлению мира могут помешать украинские диверсанты

Владимир Мухин

Киев способен продолжить гибридную войну против РФ

0
451
СКР предъявил обвинение задержанному по подозрению в убийстве генерала Москалика

СКР предъявил обвинение задержанному по подозрению в убийстве генерала Москалика

0
286

Другие новости