0
2627
Газета Интернет-версия

03.06.2009 00:00:00

"Дурное воспитание"

Тэги: дети, насилие, церковь


дети, насилие, церковь Реальность происходившего в ирландских католических приютах оказалась страшнее художественного образа, созданного кинорежиссером Питером Мулланом.
Кадр из фильма "Сестры Магдалены"

Ирландский судья Шон Райан обнародовал 21 мая результаты 9-летней работы специальной комиссии, расследовавшей случаи насилия над детьми в воспитательных заведениях Зеленого острова. Подготовленный доклад – это пять томов, 2600 страниц шокирующей информации о том, что происходило в 250 ирландских приютах для сирот и ремесленных школах для беспризорников с 20-х по 70-е годы прошлого века. Воспитателями в школах и приютах работали монахи и монахини католических орденов – Христианские братья и Сестры милосердия. Под их чутким надзором тысячи детей подвергались систематическим побоям, сексуальному насилию и принуждались к рабскому труду.

Нельзя сказать, что после публикации доклада с глаз ирландцев спала пелена наивности. Начиная с 1990-х годов уже повзрослевшие воспитанники приютов начали требовать от государства и Церкви денежных компенсаций за все то, что им пришлось претерпеть в детстве. Параллельно Католическую Церковь в Ирландии сотрясали свежие педофильские скандалы, что пагубно отразилось на ее общественном реноме (в 2006 году, по данным информагентства RTE, лишь 61% жителей острова считали себя верующими). Ирландцы давно избавились от иллюзий. Однако доклад комиссии Райана поразил их. Поразил прежде всего масштабами трагедии, описанной беспощадным пером следователей, внимательных к деталям.

«Когда в конце 1980-х – начале 1990-х в Ирландии впервые всерьез заговорили о насилии над детьми со стороны католического духовенства, Церковь отвечала в духе «в семье не без урода, – пишет колумнист британской газеты The Guardian Мэделейн Бентинг. – Доклад комиссии Райана сорвал этот фиговый лист».

Ирландские и британские журналисты и блогеры называют происходившее в воспитательных заведениях ГУЛАГом или новым Холокостом. На страницах газеты The Irish Times один из читателей сравнил ремесленную школу в Артейне, пригороде Дублина, с нацистским концлагерем, где, как известно, на воротах было написано: Arbeit macht frei – «Труд освобождает». «Сравнения с Холокостом не назовешь преувеличением», – пишет обозреватель британской The Times Рут Гледхилл. Ирландские приюты и концлагеря сближает не только рабский труд и насилие, но и отношение к узникам (или воспитанникам) как к людям второго сорта.

Патрик Уолш, ирландец, воспитанник школы в Артейне, в эти дни регулярно дает интервью газетам. Патрик попал в школу в возрасте двух лет. Его мать ушла от отца, развод в Ирландии 1960-х был запрещен законодательно, и женщину лишили родительских прав. Патрик, двое его братьев и сестра стали изгоями. Он рассказывает, что школа в Артейне получала государственное финансирование в размере 10 тыс. фунтов. 8 тыс. фунтов монахи отправляли в Рим. Как итог – детей плохо кормили и заставляли работать в мастерских и полях по 12 часов в день. Дважды, по словам Патрика Уолша, его насиловал монах из ордена Христианских братьев.

Сегодня Уолш занимается бизнесом в Лондоне. Он – один из немногих «узников ирландского ГУЛАГа», чья жизнь сложилась относительно успешно. Большинство воспитанников ремесленных школ и приютов, как свидетельствуют психологи, не смогли преодолеть детской травмы. Из 247 воспитанников, опрошенных специалистами, лишь 3% получили высшее образование, а 49% не окончили средней школы.

«Как же эта тоталитарная система могла сложиться в мирной демократической стране?» – задается вопросом ирландская пресса. «Почему Ватикан спешит комментировать детский фильм про Гарри Поттера и молчит, когда речь идет о насилии над ирландскими детьми?» – вопрошает Колм О’Горман, первая «официальная» жертва священника-педофила в Ирландии.

Иезуит Фергюс О’Донохью, редактор блога Studies: An Irish Quarterly Review, считает, что ответственность за трагедию в значительной части лежит на «ментальности среднего класса», доминирующей в ирландском обществе и среди ирландского духовенства. «Дети должны знать свое место!» – именно так, по мнению О’Донохью, привык мыслить пресловутый ирландский средний класс. Впрочем, иезуит не снимает ответственности и с Церкви как системы. Он называет три причины, по которым служители Церкви оказались главными фигурантами скандала. Во-первых, это «чрезмерное почтение к церковной иерархии». Во-вторых, это «религиозный авторитаризм» иерархов, инертность их мышления. В-третьих, «тошнотворный клерикализм» – продукт религиозной культуры, обернувшийся против нее самой.

Обозреватель The Irish Times Финтан О’Тул, в свою очередь, пишет о системности насилия в Католической Церкви. Он отмечает, что монахи и монахини, подвергавшие детей насилию (в том числе и сексуальному), не были садистами до вступления в орден. Их сделало таковыми групповое насилие – своего рода субкультурная практика монахов-воспитателей.

Ирландское общество, пишет О’Тул, наделило Церковь непререкаемой «властью над душами», поэтому монахи чувствовали себя совершенно безнаказанными. Они могли дать волю своей ненависти к телу и сексуальности как таковой. Сексуальная культура в ирландских приютах представляла собой ужасающий сплав одержимости телесной чистотой и половых извращений. Мальчиков заставляли спать на спине со скрещенными на груди руками, чтобы те не могли мастурбировать. В то же время монахи насиловали юных воспитанников на кухне, а изнасилованных девочек (некоторым из них было всего 8 лет!) отправляли в специальный приют Св. Анны, где содержались жертвы изнасилований, чтобы уберечь других воспитанниц от их «нечистоты».

«Случаи насилия в католических приютах заставляют меня задуматься о том, как долго еще я смогу чувствовать себя частью этой Церкви», – пишет в The Guardian Мэделейн Бентинг. «Даже люди, сочувствующие Католической Церкви, после прочтения доклада задумаются о том, стоит ли ее спасать», – резюмирует свою заметку в The Times Рут Гледхилл.

Описанная в докладе комиссии Райана трагедия системна. Тем не менее у конкретных преступлений есть конкретные исполнители. И на данный момент у рядовых ирландцев нет возможности узнать имена и фамилии монахов и монахинь, насиловавших детей и принуждавших их к рабскому труду. Им известны лишь псевдонимы преступников в газетных публикациях.

Дело в том, что в 2002 году, накануне парламентских выборов, теперь уже бывший премьер-министр Ирландии Берти Ахерн заключил с Католической Церковью сделку. На суды уже тогда обрушился поток исков от воспитанников ремесленных школ и католических приютов. По условиям сделки правительство запретило разглашать имена преступников из числа монашеских конгрегаций Христианских братьев и Сестер милосердия (около 800 человек!). Кроме того, из 1 млрд. евро компенсаций жертвам насилия Церковь должна была выплатить лишь 128 млн. Остаток суммы брало на себя государство. То есть налогоплательщики.

О необходимости пересмотра соглашения 2002 года в Ирландии говорят сегодня почти все: и пресса, и общественные организации, и иерархи Католической Церкви, и даже сам Берти Ахерн. В ближайшее время эти требования будут звучать все настойчивее, все яростнее, ведь комиссия Шона Райана планирует уже летом опубликовать вторую часть доклада┘


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Ипполит 1.0

Ипполит 1.0

«НГ-EL»

Соавторство с нейросетью, юбилеи, лучшие книги и прочие литературные итоги 2024 года

0
906
Будем в улицах скрипеть

Будем в улицах скрипеть

Галина Романовская

поэзия, память, есенин, александр блок, хакасия

0
466
Заметались вороны на голом верху

Заметались вороны на голом верху

Людмила Осокина

Вечер литературно-музыкального клуба «Поэтическая строка»

0
410
Перейти к речи шамана

Перейти к речи шамана

Переводчики собрались в Ленинке, не дожидаясь возвращения маятника

0
522

Другие новости