Конфликт, бушевавший две недели между мусульманской и иудейской общинами, затих так же внезапно, как и разгорелся. Напомним, что 19 марта глава департамента общественных связей Федерации еврейских общин России (ФЕОР) Борух Горин сообщил журналистам, что эта организация «замораживает» отношения с Советом муфтиев России (СМР) в связи с неоднозначными высказываниями его сопредседателя муфтия Нафигуллы Аширова. Аширов сравнил сионизм с фашизмом в «лучших» традициях советской пропаганды. Заявление муфтия прозвучало на презентации книги Сергея Комкова «Ваххабит», в которой известный своими националистическими взглядами «публицист» объявил ваххабизм наиболее верным течением в исламе и призвал правоохранительные органы прекратить преследования сторонников «чистого ислама». Несколько ранее Аширов поддержал независимость Косово, сравнив претензии сербов на край с устремлениями сионистов.
И вот 27 марта на встрече в Общественной палате РФ Главный раввин России Берл Лазар и председатель Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин демонстративно примирились. Представитель Главного раввина по связям с общественными организациями и госструктурами Андрей Глоцер сообщил «НГР», что в основе договоренностей глав двух религиозных организаций лежат гарантии СМР «приложить все усилия, чтобы подобные инциденты больше не повторялись».
Высказывания неугомонного муфтия действительно идут вразрез с призывами к межрелигиозному согласию, на которые щедр Совет муфтиев. Именно эта религиозная организация выступает инициатором миролюбивых форумов, в том числе посвященных отношениям мусульман и иудеев в современной России. Так, в июне 2006 года состоялась конференция «Ислам – иудаизм. Перспективы диалога и сотрудничества», по материалам которой в 2007 был опубликован сборник выступлений. Лейтмотивом форума стал призыв: «Двигаться не вспять, а навстречу друг другу». С тех пор муфтий Аширов успел «двинуть», и не раз, своим «родственникам по линии общего праотца иудеев и мусульман Авраама/Ибрагима».
Создается впечатление, что религиозные лидеры, как чародеи в восточной сказке, магическими заклинаниями о мире и согласии между общинами усыпляют нашу бдительность. Священники, имамы, ламы и раввины, собираясь под крышей межрелигиозных форумов и советов, демонстрируют время от времени, что в стране царят межконфессиональный мир и согласие. Рефреном таких встреч звучат прекраснодушные слова о диалоге религий и даже цивилизаций. Но на самом деле отношения между религиями в России отражают в той или иной степени глобальную картину противостояния цивилизаций, о которой писал в своей нашумевшей книге Сэмюэль Хантингтон. Сколько слов было потрачено на многочисленных международных форумах, чтобы убедить мир в неправоте американского политолога! Но конфликты, порожденные религиозными противоречиями, вспыхивают в разных частях планеты.
Россиян убеждают в том, что наша страна – островок гражданского мира в этом межцивилизационном противостоянии. Дескать, на улицах российских городов все спокойно, а в пригородах Парижа бесчинствует арабская молодежь, в Дании журналисты прячутся за спины охранников, боясь мести фанатиков в ответ на публикацию карикатур или демонстрацию фильмов. Борьба религиозных организаций России против нетрадиционных учений, постоянные попытки пересмотреть светские устои государства, непрерывные проявления религиозной нетерпимости, часто переходящие в криминал, в разных частях страны – все это замалчивается, затеняется завесой уверений в готовности вести межрелигиозный диалог. Так произошло и на этот раз: Совет муфтиев хранил гробовое молчание до последнего момента, а когда ситуация взорвалась, представители этой организации лишь сокрушались, что конфликт стал достоянием общественности.
Позиции разных религиозных организаций в корне противоречат друг другу, потому что все традиционные религии возникали в условиях фундаментального взаимного отрицания и борьбы друг с другом. И глубинный настрой верующих, берущий свое начало в «неполиткорректные» библейские времена, остается незыблемым, ведь основа любого вероучения – догматизм. В XXI веке религиозные общины обычно стараются скрывать свои разногласия, подчеркивать их считается неполиткорректным. Особенно в условиях современного секулярного государства, залогом существования которого служит согласие всех граждан. Религиозные организации просто вынуждены подчиняться этим условиям. По инициативе государства создаются площадки для диалога вроде Межрелигиозного совета или соответствующей секции Общественной палаты, где время от времени религиозные лидеры обмениваются любезными, но бессодержательными декларациями.
Стоит священнослужителям сойти с высоких трибун и остаться наедине со своей паствой в храмах, молитвенных домах и общинных центрах, смысл и тональность их выступлений меняются. Представители Русской Православной Церкви заявляют о необходимости преподавания православия в школах, чтобы не только русские по национальности граждане, но и носители других религиозных традиций знакомились с христианскими основами русской культуры. Мусульмане говорят о своей поддержке справедливой борьбы палестинского народа, о джихаде против «крестоносцев» с Запада. Прихожане российских синагог объявляют о своей поддержке политики Государства Израиль.
Достаточно коснуться любой из спорных тем, чтобы красивая картинка российской идиллии обернулась состряпанной наспех театральной декорацией. При любом столкновении с реальностью «картонный домик» межрелигиозного мира разваливается и на свет Божий вырывается перманентно тлеющий конфликт. Тогда становится очевидным, что если бы не государство, которое сдерживает слабеющей рукой религиозных лидеров от открытого противостояния, пожар межобщинных войн давно бы уже полыхал. Вот и получается, что, говоря о мире, наши религиозные лидеры не забывают древний, еще языческий принцип: «Хочешь мира – готовься к войне!»