– Господин Эрдемли, как вы оцениваете последние заявления и действия представителей правоохранительных органов России в отношении последователей Саида Нурси и Гюлена в России? Почему, по вашему мнению, их обвиняют в пропаганде религиозного экстремизма?
– Мы не знаем деталей официальной позиции России относительно нурсизма и книг Саида Нурси. Однако можем утверждать, что в произведениях Нурси нет ничего, что можно было бы отнести к экстремизму. В них не содержится политических и социальных вопросов, и они представляют собой развитие и современный комментарий к системе исламской веры. Эти произведения и в Турции рассматривались судом, но иски завершались оправдательным приговором.
Связывая Гюлена напрямую с Саидом Нурси и нурсизмом, его деятельность и книги также рассматривают как несущие экстремистское содержание. Это ошибка. Связь Гюлена с Нурси ограничивается только знакомством с сочинениями последнего, но это не что иное, как проявление уважения одного исламского ученого к другому. Гюлен – мыслитель весьма широкого спектра. Он изучал наследие многих авторов, начиная от Абу Ханифы до Мухасиби и Газзали, от Ибн Араби и Мевланы до Имама Раббани. Нурси тоже из числа этих мусульманских мыслителей. Но Фетулла Гюлен хорошо знаком и с западной философией, и с наследием русских писателей. И в то же время он не является ни последователем, ни представителем, ни продолжателем какого-либо движения, личности и идейной традиции. Те люди, которых в Турции называют «нурджу» (нурсисты), не признают Гюлена.
– Способны ли судебные скандалы помешать развитию дружественных отношений между Россией и Турцией?
– Думаю, что это никак не повлияет на межгосударственные отношения. Почему Гюлен должен быть проблемой для России? Он был первым мусульманским ученым, комментировавшим заявления Путина о возможном членстве России в Организации Исламской Конференции. Кроме того, он на весь мир заявил о своем осуждении терроризма и соболезновании в связи с акцией террора в Беслане. Гюлен постоянно напоминает в своих выступлениях, что Россия является естественным лидером в регионе.
Из-за своих религиозных взглядов, общественных и культурных представлений Фетулла Гюлен подвергается обвинениям в умеренности со стороны радикальных исламских групп. Не будет ли утопично и даже смешно в подобной ситуации признать его экстремистом в России?
– Какова цель образовательного и других проектов Гюлена в мусульманских регионах России?
– Турецкие школы были открыты не только в мусульманских регионах. Во многих регионах, где живут представители других религий, тоже есть много подобных учебных заведений. Таким образом, можно сказать, что эти школы не выполняют какую-то особую миссию. Они открыты с целью создания путем просвещения мостов любви и мира во все мире. Например, в Республике Босния-Герцеговина дети некогда воевавших между собой мусульман и христиан – боснийцев, хорватов и сербов – учатся вместе.
– Можно ли считать целью организации Гюлена в России и других странах СНГ распространением политического влияния Турции?
– «Движение добровольцев», образовавшееся в ответ на призывы Фетуллы Гюлена, является всецело гражданским и полностью независимым от государства. Был период, когда Гюлен в Турции был судим, и насколько правомерно при такой ситуации рассматривать его в качестве рупора официальной государственной идеологии? В первую очередь следует сказать, что господин Гюлен не разделяет не только официальную идеологию, но и любой поступок идеологического характера со стороны турецкого государства.
– Каковы отношения движения Гюлена с турецкой Партией справедливости и развития?
– Движение Гюлена не имело отношений, косвенных или прямых, с какой-либо партией в тот или иной период, в том числе с Партией справедливости и развития. Господин Гюлен никогда не думал заниматься политикой. Он считает, что основная проблема турецкого общества заключается в недостатках системы образования. По этой причине Гюлен ценит устойчивые и долгосрочные проекты, имеющие большое значение для человечества.
– Противники Гюлена в самой Турции обвиняют его в разжигании сепаратизма в российских регионах, в том числе в Чечне. В частности, звучат обвинения, что в турецких школах преподают кадровые агенты ЦРУ.
– Все произведения Фетуллы Гюлена содержат выступления против религиозной, языковой, расовой и культурной дискриминации. В его исламских и философских комментариях различия народов отнюдь не рассматриваются как проблема. Наоборот, Гюлен в Турции и во всем мире налаживает диалог с людьми различных культурных и религиозных традиций. Весь его религиозный опыт и мысли подразумевают согласие и взаимную терпимость.
Претензии относительно того, что в школах якобы работают сотрудники ЦРУ, также являются абсолютно беспочвенными. Сразу отметим, что у Гюлена нет никакой своей образовательной школьной сети. Если речь идет о необоснованных претензиях к турецким школам, то, к сожалению, они предъявлены одной маргинальной группой в нашей стране с единственной целью диффамации и по идеологическим причинам.
Издатель журнала Aidynlyk, который принадлежит группе, выдвинувшей эту претензию, по решению второго суда первой инстанции города Стамбула (Основание 2001/48, решение 2004/1384) был осужден за распространение в печати ложной и оскорбляющей достоинство информации на шесть месяцев заключения с последующей заменой наказания на денежный штраф. Подсудимому была дана возможность обосновать свои претензии, но он не сумел этого сделать.
– Движение Гюлена также обвиняется в пособничестве американским планам экспансии в Ближневосточном и Центрально-Азиатском регионах. Говорят, оно финансово и информационно поддерживается США. Почему возникают подобные обвинения?
– Эта претензия противоречит утверждению, обозначенному в первом вопросе. С одной стороны, Гюлен обвиняется в экстремизме, с другой – в умеренности, что указывает на нелогичность утверждений и преследование единственной цели – опорочить этого деятеля. Данное утверждение совершенно не соответствует действительности и является клеветой. Гюлен не имеет политических замыслов, работы его направлены на благо всего человечества, но не во вред интересов какой-либо страны или группы. Произведения Гюлена не получают поддержку со стороны определенных стран или групп и являются результатом сугубо добровольной общественной деятельности. Кому бы ни были выгодны понятия умеренного или радикального ислама, они являются продуктом появившихся после 1980-х годов политических концептов. Наибольший вред при этом был причинен именно исламу.
К сожалению, Турция пережила периоды своей истории, когда по политическим причинам были осуждены высокопоставленные государственные лица, среди которых были президенты, премьер-министры, министры республики. Гюлен также столкнулся с совершенно несправедливой и необоснованной тяжбой. Однако на данный момент он оправдан судом. В указанном судебном процессе не было предъявлено ни одного конкретного обвинения.
Проживание в настоящее время Гюлена в США не является показателем ни виновности, ни его связи с ЦРУ. В переживаемый Турцией сложный период Гюлен отправился в США на лечение и до сих пор находится в этой стране, однако намерен вернуться на родину в самое ближайшее время.