Во время традиционной воскресной проповеди 9 декабря Папа Римский Бенедикт XVI активно цитировал свою новую, вторую по счету энциклику. Она была опубликована 30 ноября на восьми языках. Энциклика носит название «Spe salvi» («Спасенные в надежде») и начинается словами из Послания к Римлянам апостола Павла: «Ибо мы спасены в надежде» – Spe salvi facti sunt (Рим. 8:24). Понтифик пишет в ней о том, какие виды надежды существуют и существовали на протяжении последних столетий и чем «христианская надежда» превосходит их.
Бенедикт XVI оглядывается назад, к началу Нового времени, когда человек стал полагаться на силу разума, прогресс и уповать на возможность построения «царства Божьего» на земле. Человеку нужны «большие надежды», объект которых – за пределами его повседневного опыта, пишет Папа. Идея «рая на Земле» стала такой «большой надеждой», она смогла аккумулировать энергию целых поколений, но... оказалась несостоятельной. Почему? Потому что общественные структуры, создаваемые для осуществления этой идеи, ограничивали свободу человека. Наступление «светлого будущего», как в случае с коммунизмом, оттягивалось на неопределенный срок, и люди, строившие это будущее «здесь и сейчас», осознавали, что их оно не коснется. Как утверждает Бенедикт XVI, их «большая надежда» была неполноценной, потому как не касалась их самих.
Папа считает, что идеи Просвещения и марксизм (приведшие соответственно к двум революциям – Французской и русской) привели к своеобразному извращению понятия разума. Его превратили в абсолют, не считаясь со слабостью человеческой природы. Люди сделали из науки – полезного, но ограниченного средства познания – кумира, который для некоторых заменил собой Бога.
Останавливаясь, в частности, на марксизме, Папа отмечает, что он «оставил за собой страшные разрушения». Маркс, пишет Бенедикт XVI, «забыл, что человек всегда остается человеком. Забыв человека, он забыл и его свободу... Он считал, что, раз урегулирована экономика, все станет на свои места». Кроме того, продолжает Папа, «главная ошибка» Маркса заключается в материализме. «Ведь, – читаем в энциклике, – человека невозможно оздоровить только извне, создав благоприятные экономические условия».
Бенедикт XVI не отрицает, что Маркс был талантливым мыслителем. Он, пишет Понтифик, «описал ситуацию своего времени и с большими аналитическими способностями указал путь к революции», при этом он «очаровал и все еще очаровывает многих». Но талант Маркса был все-таки пустоцветом, потому что не просвещался божественной перспективой. Атеизм, отмечает глава Католической Церкви, привел к появлению в мире грубейших форм жестокости.
Говоря о прогрессе, Понтифик ссылается на философа Теодора Адорно. По мнению Адорно, «прогресс – это движение человечества от пращи к ядерной бомбе». Папа резюмирует: «Таким образом, прогресс открывает новые шансы не только для добра, но и для зияющей пропасти зла». Настоящий прогресс – это скорее «преодоление всех форм зависимости, это путь к совершенной свободе».
На что же стоит надеяться человеку? Конечно, на то, что обещает Христос в Евангелии, на наступление подлинного «царства Божьего». При этом Бенедикт XVI предостерегает от традиционных, наивных представлений о Страшном Суде, рае, аде и чистилище (существование которого, кстати, не признают ни православные, ни протестанты). При этом Папа сознает, что представить и описать жизнь после смерти крайне сложно. «Хотим ли мы действительно жить вечно? Быть может, сегодня многие люди отвергают веру именно потому, что вечная жизнь им не кажется желательной... Вечно жить без конца выглядит скорее как казнь, чем как дар». В этой связи Папа призывает и христиан заняться самокритикой. Страшный суд, о котором говорит христианская эсхатология, не будет «грозным и жутким, как в картинах прошлых веков». Божий суд будет просто выяснять «ответственность» каждого человека в свете Божьей справедливости. Награду и наказание следует понимать в духовном смысле, как состояние души.
Первая энциклика Бенедикта XVI, увидевшая свет зимой 2006 года, была озаглавлена «Бог есть любовь» (Deus caritas est). Таким образом, Папа уже написал о любви, а свою новую энциклику посвятил надежде. Богословы, комментирующие Deus caritas est, полагают, что в следующий раз Папа обратится к теме веры. Чтобы полностью осветить триаду «богословских добродетелей» – «веру, надежду, любовь». Это вполне в духе Йозефа Ратцингера, который, похоже, по сей день лучше чувствует себя в роли богослова, чем в роли главы института под названием «Католическая Церковь».
Рим