0
1234
Газета Интернет-версия

21.11.2007 00:00:00

Post Scriptum

Тэги: акунин, раскольники, секта


«ПОЗОР НА ВСЮ ЕВРОПУ»

«Выкинули фортель раскольнички, – злым тоном начал рассказывать следователь Лебедев. – Целая семья заживо в землю закопалась. Муж, жена, младенец восьми месяцев... Будет теперь шуму! А еще называем себя просвещенной страной. Позор на всю Европу!..» (Борис Акунин, «Перед концом света»).

Да, любезные дамы и господа, случилось! Пока мы мирно пьем чай да смотрим телевизор в ожидании очередного футбольного матча, пока рассуждаем о нанотехнологиях и инновациях, в это время на исходе седьмого года XXI столетия русские люди отказываются жить, зарываются в землю и ждут конца света, не признавая над собой никакой власти – ни духовной, ни светской.

Просто поразительно, насколько Борису Акунину удалось приблизиться к реальности сегодняшнего дня. Вы, наверное, уже догадались, что речь идет о трагедии – не побоимся этого слова, – когда почти 30 человек, включая детей, младшему из которых год и четыре месяца, добровольно ушли из мира и заживо погребли себя в вырытой ими пещере. Все это произошло не где-нибудь в Усть-Выжске на Белом море, где на рубеже XIX–XX веков жило много раскольников и где происходит действие романа Акунина, а на Приволжской возвышенности, в Пензенской области, в деревне со зловещим названием Погановка.

Что такое наша российская деревня сегодня? Тихо умирающая, безлюдная, где доживают свои дни старики, где стоят пустые, брошенные дома и нет необходимой для жизни инфраструктуры. Ученые-демографы давно говорят о том, что основная жизнь нашей глубинки концентрируется вдоль рек и транспортных магистралей, а чем дальше от них, тем все заброшеннее деревни, где скоро будет всецело царить безвластие да лихой человек. В такой ситуации и немудрено, что люди надеются только на себя да на Бога.

20 лет назад чиновники от религии и ученые-религиоведы были убеждены, что почва для сектантства в Стране Советов – повсеместное отсутствие православных церквей, нормальной приходской жизни, вследствие чего религиозные поиски людей принимают искаженную форму. Сегодня вряд ли можно пожаловаться на отсутствие православных храмов и молитвенных домов. Какая-никакая, а церковная жизнь везде возродилась. Но насколько Церковь сегодня близка к людям, насколько чаяния простых людей, особенно на селе, близки нашему духовенству? Как пишут побывавшие в Погановке журналисты, поблизости, в селе Никольском, есть православный храм и священник. В этой связи возникает вопрос, почему же пастырь не смог ничего противопоставить из учения Православной Церкви самозваному «старцу Петру», который стал духовником многих людей, убедил их в скором конце света и привел к мысли о самозаточении?

Вхождение Церкви во власть, ассоциированность – в глазах простых людей – властей духовных с властями светскими делает Церковь все более косной и уязвимой для критики, причем не только со стороны агностиков и антиклерикалов, но и со стороны самих верующих, особенно радикально настроенных. Ни для кого не секрет, что в недрах народного православия зреет не только неприятие ИНН как печати антихриста, но и недовольство официальной, или, как говорили в начале XX века, «казенной», Церковью, которая до 1917 года была государственным ведомством православного исповедания. Не происходит ли и сейчас то же самое? И не будет ли процесс отторжения людей от Церкви углубляться?

«В толпе заоборачивались. Увидели городских людей, попа в черной рясе и быстро, словно боясь запачкаться, шарахнулись в стороны. Открылся проход, по которому вылезшее из саней «начальство» двинулось вперед. У деревенских на лицах появилось одинаковое выражение – смесь настороженности и брезгливости. Когда отец Викентий, важно переваливавшийся с боку на бок, задел рукавом рясы белобрысого мальчонку, мать подхватила малыша и прижала к себе.... До двадцатого века оставалась три года, а здесь, на северо-востоке европейского континента кто-то живьем лег в могилу, испугавшись переписи!»

В романе Акунина перепись населения спровоцировала смущение умов старообрядцев, а что же происходит у нас? Неужели грядущие выборы могут так повлиять на сознание верующих, что они, увидев в заурядном, рутинном событии какое-то апокалиптическое знамение, бросили своих близких и нехитрый, нажитый годами скарб? Верится с трудом!

А впрочем, есть нечто и похожее. Ведь, как и тогдашние раскольники, наши «сектанты» не признают никаких документов, выданных светской властью, отказываются от паспортов как от антихристовой печати. Не признают они и власть Церкви, считая попов всего лишь жандармами в рясах. Для раскольников и русские-то самодержцы были отнюдь не богоданными государями, а правителями, которым Господь лишь попускает владеть миром! Что уж говорить про власть нынешнюю: те верующие, которые считают себя истинными православными христианами, относятся к ней не иначе как к власти антихристовой и безбожной. Неужели люди с таким сознанием пойдут на выборы, неужели будут кого-то выбирать, кому-то из депутатов поверят? Вряд ли. Они сознательно и давно уже порвали связь с внешним миром, отказались от телевизора и радио в своих домах, не берут они в свои руки и газет – этот мир для них просто не существует. Если и читают они, то только Священное Писание, творения святых отцов да книги своего пастыря-начетчика.

Кстати, о книгах и духовном просвещении. Слышал ли кто-нибудь, чтобы русские раскольники были неграмотны или не начитаны в священных и церковных книгах? Никогда и ни в какие времена подобного не случалось. И если при царе-батюшке простой русский крестьянин едва умел грамоте и дожидался, когда советская власть займется ликбезом, то русский раскольник, в каком бы дальнем сибирском скиту он ни жил, был высоко грамотен. Вот и наши сектанты из Погановки не похожи на темных и безграмотных людей. У «отца Петра» высшее техническое образование, у других, судя по их мирским специальностям, по крайней мере среднее.

Однако наше патриархийное духовенство наперебой твердит о том, что это все от духовной неграмотности, очевидно, понимая под этим, что всех теперь надо будет загнать в церковно-приходские школы┘ Ох, как они наивны! Может быть, и пламенному вождю раскольников протопопу Аввакуму в ЦПШ надо было бы походить, тогда, глядишь, и не восстал бы против Патриарха и царя, тогда и другие его собратья не сжигали бы себя в срубах и не погребали бы себя в пещерах?

Неужели мы не в состоянии понять, что эти горячо верующие люди не хотят жить, а стремятся пострадать ради Христа и оказаться в его вечном царстве. Что никакие земные законы они уже не признают, кроме высшего закона, Закона Божия! И никакие милицейские и прокурорские расследования ничего не дадут, и самое главное – не смогут уберечь нас от повторения подобных трагедий. Да, конечно, это религиозный психоз, но психоз индуцированный, и причина его не в психике самих сектантов, а в самом религиозном сознании, которое видит мир именно так, а не иначе┘ И с этим ничего не поделаешь!

Как говорил герой повести Бориса Акунина Эраст Фандорин, «Расследовать будем потом. Нужно людей спасать!»


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В Совете Федерации остается 30 свободных мест

В Совете Федерации остается 30 свободных мест

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Сенаторами РФ могли бы стать или отставники, или представители СВО-элиты

0
994
Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Анастасия Башкатова

Несмотря на дефицит кадров, в стране до сих пор есть застойная безработица

0
1183
Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Ольга Соловьева

Производство бензина в стране сократилось на 7–14%

0
1627
Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Екатерина Трифонова

Назначенные государством адвокаты попали под пропагандистскую раздачу

0
1335

Другие новости