0
1495
Газета Интернет-версия

17.10.2007 00:00:00

Заклятые друзья

Тэги: алексий ii, эмигранты, париж


В ходе своего визита во Францию Патриарх Алексий II встретился с главой Западноевропейского Экзархата Константинопольского Патриархата архиепископом Гавриилом (де Вильдером). Короткая встреча произошла 4 октября на кладбище Сен-Женевьев-де-Буа в пригороде Парижа, где Алексий II отслужил панихиду по русским эмигрантам. Там же присутствовал и глава Отдела внешних церковных связей митрополит Кирилл (Гундяев), сопровождавший Патриарха в его поездке.

«Тот факт, что мы принимаем вас здесь, не значит, что наша архиепископия умирает или стоит на пути исчезновения. Напротив, это живой организм, находящийся в полном здравии», – заявил Алексию II архиепископ Гавриил. Не секрет, что отношения с ним у Русской Православной Церкви сложились весьма напряженные. Однако на этот раз в Московском Патриархате учли всю сложность взаимоотношений между православными во Франции и делали весьма миролюбивые заявления. В частности, выступая в соборе Парижской Богоматери, Алексий II посвятил значительную часть своей речи не только диалогу с католиками, но и межправославным отношениям. «В ХХ веке промысел Божий привел во Францию людей из многих православных стран, – говорил Патриарх. – История этой эмиграции сложилась так, что на французской земле одновременно появились епархии и приходы, зависящие от нескольких поместных Православных Церквей. Многообразие православного присутствия во Франции – это и богатство, и особая задача».

Визит Патриарха во Францию лишь в очередной раз высветил эти проблемы, но не решил их. Чтобы разобраться в этой ситуации, корреспондент «НГР» обратился к секретарю епархиального совета Архиепископии православных русских церквей в Западной Европе Михаилу Соллогубу и к прихожанину Русской Православной Церкви в Париже публицисту Никите Кривошеину.

Михаил Соллогуб, секретарь епархиального совета Архиепископии православных русских церквей в Западной Европе (Константинопольский Патриархат)

Со времен Советского Союза статус Русской Православной Церкви в России сильно изменился, и для нас это является большим событием. Церковь возрождается очень быстро. В то же время Московский Патриархат не придает должного значения ситуации, в которой находимся мы, потомки русских эмигрантов. Мы сохранили традицию совершения богослужений на церковнославянском языке для некоторых прихожан, но при этом мы укоренены во французской культуре. Сам я русский, но многие прихожане, ставшие православными в результате свидетельства верующих из России, вовсе не считают себя русскими. Они полагают, что на территории Западной Европы необходимо некое автономное православное образование, а быть может, и Автономная Церковь.

К сожалению, наши братья из Москвы всерьез не воспринимают эти сомнения. Очень печально, что Московский Патриархат пытается отобрать у нас исторически принадлежащие нашей общине храмы, как это было, например, в Биаррице. Теперь же российское государство предъявляет права собственности на собор св. Николая в Ницце. Это большая ошибка как со стороны РПЦ, так и со стороны представителей российского государства.

Еще в июне этого года мы направили Патриарху Алексию II приглашение посетить наше Сергиевское подворье в Париже, выступить там с докладом, встретиться с представителями русской эмиграции. Однако нам ответили отказом, сославшись на насыщенный график патриаршего визита. Впрочем, хорошо, что Патриарх нашел время посетить Успенский храм на кладбище Сен-Женевьев-де-Буа, этом месте упокоения многих эмигрантов из России.

Нынешний визит Алексия II носит сугубо экуменический характер. Патриарх много встречался с католиками. Утром 3 октября он встретился в Париже с Ассамблеей православных епископов, на этой встрече присутствовал и наш архиепископ Гавриил, но углубленного знакомства с Патриархом не произошло, достичь взаимопонимания мы так и не смогли, хотя и стремимся к этому. Архиепископ Гавриил уже не раз писал в Московскую Патриархию, но все его письма остались без ответа. Приватную встречу не удалось организовать и в ходе визита Алексия II в Париж.

В Московском Патриархате любят подчеркивать, что наша эмигрантская община в 1930-е годы перешла в юрисдикцию Константинополя по политическим причинам. Так как сейчас политическая ситуация в России изменилась, то нашим приходам якобы следует вернуться в лоно РПЦ. Об этом Патриарх на днях заявил газете «Фигаро».

Я хочу сказать, что в 1930-е годы митрополит Евлогий (управляющий западноевропейскими приходами РПЦ. – «НГР») был запрещен Москвой в служении из-за того, что участвовал в молебнах в защиту православных христиан в России. Хорошо известно, что в это время Церковь в России находилась под контролем советской власти. Митрополит Евлогий перешел под омофор Константинополя, практически все приходы пошли за ним следом, и только с десяток общин остались верны Москве. В послевоенном 1946 году, после кончины владыки Евлогия, всем стало ясно, что наши отцы больше не являются эмигрантами, что им придется укореняться здесь, во Франции. Именно тогда заговорили о том, что православие универсально, оно не сугубо русское. И сегодня для всех нас возвращение к «русскому православию» – это отход от общехристианского и общекультурного к национальному.

Никита Кривошеин, публицист, прихожанин Русской Православной Церкви в Париже

Визит Алексия II во Францию начался с выступления в ПАСЕ. Это было очень значительное событие. Ведь Папа Римский Иоанн Павел II выступал в ПАСЕ как глава государства Ватикан, а Патриарх выступил как глава Церкви. Ранее в интервью французским СМИ он говорил о сближении с католиками перед лицом наступающего секуляризма. Это важнейший момент, имеющий общеевропейское значение. Что касается молебна в парижском храме Трех Святителей и поклонения терновому венцу Спасителя в соборе Парижской Богоматери – все это продолжение послания Патриарха, призывающего к единству русской православной традиции в Европе.

Это единство постепенно становится реальностью. Оно осуществляется на фоне замечательного, благословенного события, произошедшего в праздник Вознесения Господня 17 мая. Я говорю о подписании Акта о каноническом общении двух частей единой Русской Церкви. Это событие было воспринято как праздник русскими православными во Франции, которые сохранили верность церковной традиции. С каждым днем, с каждой неделей таких православных в этой стране становится все больше.

На этом фоне крайне прискорбен фактический полубойкот, объявленный Алексию II как главой Западноевропейского Экзархата русской традиции архиепископом Гавриилом, так и советом Архиепископии православных русских церквей в Западной Европе. В частности, Михаил Соллогуб, секретарь этого совета, опубликовал на днях в крупнейшей французской газете (речь идет о газете «Фигаро», статья Михаила Соллогуба была опубликована в ней 3 октября. – «НГР») неправдивый текст, в котором он утверждает самобытность французского православия. Лично я французского православия как такового не знаю. Существует просто православие, есть православие русской традиции, но французского – нет.

Патриарх даже не был приглашен в собор Александра Невского в Париже! И только после продолжительных колебаний архиепископ Гавриил согласился присутствовать на панихиде, которую Патриарх отслужил на кладбище Сен-Женевьев-де-Буа.

Париж - Москва


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ опять посмотрит на Мавзолей Ленина сквозь декорации

КПРФ опять посмотрит на Мавзолей Ленина сквозь декорации

Дарья Гармоненко

Группа быстрого реагирования по защите исторической памяти до Красной площади не добралась

0
1589
Верховный суд показывает статистическую гуманизацию

Верховный суд показывает статистическую гуманизацию

Екатерина Трифонова

"Фактор СВО" в снижении числа уголовных дел пока сложно просчитать

0
1287
Наступлению мира могут помешать украинские диверсанты

Наступлению мира могут помешать украинские диверсанты

Владимир Мухин

Киев способен продолжить гибридную войну против РФ

0
2228
СКР предъявил обвинение задержанному по подозрению в убийстве генерала Москалика

СКР предъявил обвинение задержанному по подозрению в убийстве генерала Москалика

0
1063

Другие новости