0
2229
Газета Интернет-версия

19.09.2007 00:00:00

Трудная святость матери Терезы

Франческо Сартори

Об авторе: Франческо Сартори - итальянский историк и журналист.

Тэги: ватикан, мать тереза, канонизация


Все помнят ее осунувшееся морщинистое лицо, обрамленное белым с голубой каймой платком, ее смиренную улыбку. Это мать Тереза из Калькутты, монахиня, родившаяся в семье македонских албанцев (ее мирское имя – Тереза Гонджа Бояджиу) и известная как основательница монашеского Ордена милосердия для помощи умирающим в Индии.

За свою деятельность эта скромная и хрупкая инокиня была удостоена Нобелевской премии мира. Мать Тереза скончалась 5 сентября 1997 года в Индии. Похоронили ее почти с королевскими почестями. Достаточно быстро Папа Римский Иоанн Павел II закончил 19 октября 2003 года первый этап процесса ее канонизации – беатификацию, то есть причисление к лику блаженных.

В настоящее время идет завершение второго и последнего этапа этого процесса – санктификации, то есть объявления матери Терезы святой. И тут совершенно неожиданно обнаружились проблемы: Ватикану не удается найти достаточно свидетельств в пользу святости матери Терезы.

В частности, члены комиссии, которая занимается «делом» блаженной, не могут обнаружить второе чудо, которое следовало бы недвусмысленно приписать ее заступничеству. Во время процесса беатификации эксперты-богословы уже сумели найти не объяснимое с медицинской точки зрения выздоровление индийской женщины, больной раком. Но одного чуда для признания матери Терезы святой мало.

Впрочем, препятствия на пути к прославлению матери Терезы вызваны не только отсутствием убедительного чуда. Возможно, существуют и несколько иные причины. Недавно в США вышла книга, озаглавленная как «Come, be my light» («Приди, будь моим светом»). Это антология писем, которые в течение 50 лет своей монашеской жизни мать Тереза адресовывала своим священникам-духовникам – Майклу ван Питу и Джозефу Нюнеру. Сама монахиня еще при жизни требовала, чтобы эти рукописи были уничтожены. В своих письмах Тереза Бояджиу делится личными сомнениями в вере и жалуется на то, что Бог оставил ее. Тем не менее письма опубликованы.

Предисловие к книге написал священник Брайан Колодейчук, участвующий в процессе канонизации матери Терезы. Он оправдывает опубликование писем тем, что они показывают, как даже настолько святой человек боролся за то, чтобы не утратить веру, и победил в этой борьбе. Некоторые пассажи в письмах матери Терезы действительно могут шокировать верующего человека. Например: «Иисус отсутствует. Он всегда молчит. Ты отверг меня и оставил┘ Я призываю, взываю, но никто мне не отвечает. Я одинока... Где моя вера? Даже в глубине моей души ничего нет, кроме пустоты и темноты. Боже мой, как мне больно от этого невыносимого страдания! Почему я истязаю себя? Если нет никакого Бога, то нет и души, и тогда ты тоже, Иисус, не истинный. У меня нет никакой веры. Никакой веры, никакой любви, никакого рвения. Спасение души не привлекает меня, рай ничего для меня не значит. У меня нет даже реальности Божьего присутствия в таинстве святого причастия».

В то же время в письмах матери Терезы встречаются пламенные религиозные порывы. В одном из писем она отмечает: «Я хочу любить Иисуса, как никто до сих пор его не любил»; и «если когда-нибудь я стану святой, то буду все время отсутствовать в раю, чтобы принести свет тем, кто на земле пребывает во тьме». Некоторые критики отметили, что подобные высказывания монахини напоминают буддийских бодхисаттв – праведников, которые отказываются от нирваны, чтобы помочь грешникам на земле.

Сомнения матери Терезы в реальности Христа и потусторонней жизни – не препятствие для ее причисления к лику святых. Богословы обращают внимание на то, что тема «молчания Бога», сетования на отсутствие ответа на молитвы присутствует в произведениях многих мистиков, например святого Хуана де ла Круса. Это свидетельство о духовной борьбе, которую должен вести мистик, что является частью его подвига. Общение с Богом не дается само по себе – это завоевание, которое достигается ценою изматывающих духовных страданий. В то же время колебания матери Терезы в вопросах веры бросают тень на жизнь монахини, которая не замыкалась в своей келье для созерцания Христа, а вела активную жизнь, направленную на деятельную помощь ближнему.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
1002
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1360
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
1033
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
859

Другие новости