Вечером 13 сентября стало известно имя нового Патриарха Румынской Православной Церкви (РумПЦ). Им стал 56-летний митрополит Молдавский и Буковинский Даниил (Чоботя), который был местоблюстителем патриаршего престола в течение 40 дней после смерти предыдущего Патриарха Феоктиста, скончавшегося 30 июля этого года. Нового предстоятеля РумПЦ выбирала коллегия в составе 180 епископов, клириков и мирян. Она рассматривала три кандидатуры, предложенные Священным Синодом РумПЦ накануне. Помимо митрополита Даниила на патриарший титул претендовали митрополит Клужский Варфоломей и епископ Ковасненский и Харгитский Иоанн.
Епископ Иоанн лишь недавно получил архиерейскую хиротонию и не мог рассматриваться в качестве реального конкурента. Главным оппонентом митрополита Даниила, возглавляющего либеральный церковный «лагерь», наблюдатели называли митрополита Варфоломея, лидера консервативного крыла РумПЦ. Газета Le Mond даже предсказывала раскол в Румынской Церкви в результате противостояния «фундаменталистов» и «реформистов». Однако накануне выборов 76-летний митрополит Варфоломей дал понять, что не стремится к патриаршему титулу «только затем, чтобы быть похороненным с национальным размахом, с трубами, барабанами и ружейным салютом и получить посмертно орден». Тем не менее за митрополита Варфоломея проголосовало около трети членов коллегии выборщиков. Но победил митрополит Даниил с 95 голосами в его пользу.
Эта победа предсказывалась большинством аналитиков. После смерти Патриарха Феоктиста митрополит Даниил стал наиболее влиятельным среди румынских иерархов. Именно он занял место местоблюстителя вакантного патриаршего престола, хотя и не был старейшим по хиротонии епископом. Кроме того, по сложившейся в Румынской Церкви традиции архиепископская кафедра в городе Яссы, которую занимал митрополит Даниил, считается последней ступенькой к патриаршеству. Исключение из этой традиции составил сам покойный Патриарх Феоктист: до своего избрания в 1986 году он занимал архиепископскую кафедру в Сибиу и был митрополитом Трансильванским.
Репутация либерала, закрепившаяся за новым Румынским Патриархом, обусловлена тем, что он долгое время изучал богословие в католических и протестантских университетах Франции и Германии, а в 1986–1988 годах был заместителем директора Экуменического института в Боссэ в Швейцарии, где сам преподавал в течение восьми лет. Позже он был советником Патриарха Феоктиста по вопросам экуменизма и с 1990 года до настоящего времени возглавлял Молдавскую и Буковинскую епархию РумПЦ. «Это, пожалуй, лучший богослов в Румынской Церкви» – так охарактеризовал митрополита Даниила глава румынской епархии Германии и Центральной Европы митрополит Серафим (Жоантэ).
За последние несколько недель сразу два высших иерарха Русской Православной Церкви побывали с визитом в Румынии: митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий и митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. Такая активность неудивительна: РПЦ далеко не все равно, какой церковной политики будет придерживаться новый Румынский Патриарх. В частности, Московский Патриархат крайне озабочен деятельностью Бессарабской Митрополии РумПЦ на территории Молдавии, инициировавшей так называемый «бессарабский раскол». В РПЦ считают Молдавию своей «канонической территорией». Участие в церемонии похорон Патриарха Феоктиста главы Бессарабской Митрополии епископа Петра (Пэдурару) не помешало делегации РПЦ присутствовать там же, хотя эта ситуация сама по себе могла закончиться скандалом. С этой же трудностью делегации Московского Патриархата, похоже, предстоит столкнуться и на церемонии интронизации Патриарха Даниила. Каким образом будут развиваться отношения между двумя крупнейшими поместными Православными Церквами в связи с «бессарабским расколом», во многом зависит от Патриарха Даниила.