0
1818
Газета Интернет-версия

01.08.2007 00:00:00

От догмата к повествованию

Тэги: онг, иезуит, лем, атеизм


Весной 1999 года я позвонил в Университет Сент-Луиса американскому иезуиту, профессору Уолтеру Онгу. Я попросил его написать статью, посвященную диалогу с неверующими, для журнала Zycie Duchowe («Духовная жизнь»). Он отнесся к просьбе с пониманием и некоторое время спустя прислал текст, речь в котором шла о том, что религии должны выработать «новый язык». Статья называлась «Где мы сейчас находимся? Несколько основных замечаний, касающихся космологии».

Летом 2001 года я в последний раз готовил к печати номер журнала (следующий номер редактировал уже отец Юзеф Аугустын), в нем предлагались тексты, завершающие длительную дискуссию о возможности диалога верующих и неверующих. Между делом я попросил Станислава Лема отреагировать на то, о чем писал Онг. 13 июля 2001-го я написал Лему: «Я только что закончил переводить текст Уолтера Онга, который будет опубликован в ближайшем номере Zycie Duchowe. Пока перевод довольно сырой, однако я решил прислать его вам и узнать, что вы думаете об этой статье и, в частности, о следующем высказывании Онга: «Отступление от догматики и обращение к повествованиям (которых немало и в Библии) открывает путь для плодотворного диалога между христианами и представителями других религий, а в дальнейшем – между верующими и неверующими». Далее я писал: «Примером повествований, вокруг которых мог бы строиться такой диалог, для меня являются ваши произведения. Вы – Автор, агностицизм которого совершенно не умаляет драматизм бытия».

Мы переписывались по электронной почте, и в тот же день я получил ответ Станислава Лема: «Спасибо за присланную статью Уолтера Онга... Судя по тому, что его имя сопровождается аббревиатурой SJ, он, как и вы, принадлежит к Обществу Иисуса (Societas Jesu). То есть он принадлежит к определенной конфессии и хочет согласовать положения своей веры с современной наукой. Мне кажется, я достаточно непредвзят, когда говорю, что вера (любая вера!) не нуждается в том, чтобы согласовывать свои основы с данными науки, и наоборот...»

Я отреагировал немедленно, рассчитывая на то, что Лем подхватит весьма важную, как мне казалось, тему: «Я вас понимаю, хотя и не совсем. Мне казалось, что подход Онга (да, он иезуит) – интересное поле для контакта. Для меня не столь важно, вера или неверие разделяют нас... Отряхиваться от иезуитов, которые якобы защищают свою конфессию, – неубедительно. Ни Онг, ни тем более я не собираемся никого обращать в свою веру, мы скорее хотим понять, на чем основана забота о «состоянии человечества» (condition humaine). Ведь вы, при всем своем пренебрежении к религии, искренне об этом заботитесь. Если вы захотите поддержать тему, буду счастлив». На этот раз Лем на мое письмо не ответил.

Подход Станислава Лема кажется мне весьма симптоматичным и типическим. Сам факт принадлежности к религиозному объединению или монашескому ордену подчас не позволяет разглядеть в человеке адекватного собеседника. Между тем Уолтер Онг действительно рассматривал возможность творческого примирения современной науки с христианской верой. [...]

«Диалогический подход означает, что ты сам не знаешь, куда он тебя заведет. Ты можешь изменить другого человека, а он тебя», – так Онг обозначил свое понимание диалога в одном из интервью в 1971 году... Поразительная вещь: несмотря на такую открытость в отношении партнера по диалогу, Онг никогда не утрачивал своей идентичности иезуита. Более того, его всегда уважали и повсюду принимали именно как члена Общества Иисуса, занимающегося наукой. [...]

В мае 1958 года в Нью-Йорке состоялся семинар на тему «Религия в Америке». Среди его участников были три иезуита, два влиятельных протестантских теолога – Рейнгольд Нибур и Пауль Тиллих, и американский философ Авраам Йошуа Хешель. Уолтер Онг выступал на семинаре с докладом «Диалог религии и светского мировоззрения в плюралистическом обществе». Сам Онг отрицал, что на ход его мыслей оказал влияние Пьер Тейяр де Шарден, но текст его выступления в Нью-Йорке явно отражает увлечение идеями знаменитого французского иезуита. Во всяком случае, размышляя о парадоксальном положении человека в мире, Онг находил ответ именно у него: «В своих работах, посвященных эволюции и феномену человека, отец Пьер Тейяр де Шарден неоднократно подчеркивал, что, пусть в ходе эволюции человека между людьми возникают все новые различия, прообраз человека, наделенного разумом, интеллектом, напротив, является объединяющим началом... Отсутствие полного взаимопонимания между людьми, ведущее к взаимной изоляции, – временное явление, обреченное на исчезновение благодаря самой природе человека».

В своих многочисленных работах Уолтер Онг пишет об «объединяющей силе устной речи», способной перебросить мост не только между религиозным и светским мировоззрением, но и между различными отраслями науки. В эпоху растущей специализации, усиливающегося разделения науки это немало. Это не наивное или идеалистическое убеждение, оно произрастает из глубокого понимания современной антропологии. Работа «Слово в противостоянии» (1977) стала для Онга переломной – с тех пор он борется за то, чтобы у устной речи, не искаженной под влиянием письма и печати, нашлось свое достойное место в межчеловеческом общении. [...]

Вот что писал Уолтер Онг в 1995 году: «Склонность к отождествлению слов с их отображением на письме может привести к возникновению религиозного или культурного фундаментализма. Не случайно в культуре США, укорененной в письменных текстах, распространено убеждение, согласно которому истина должна быть выражена в форме четких определений, не нуждающихся в интерпретации... Что касается христиан-фундаменталистов, то они, как правило, не воспринимают слова Иисуса: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14:6). Иисус не оставлял своим последователям списка четких предписаний или утверждений».

«Каждый контакт, каждый диалог ведет к единению, несмотря на различия между мной и тобой, между тобой и мной. В конечном итоге участниками диалога становятся люди, целиком вовлеченные в него и готовые взять на себя ответственность за судьбу мира именно в качестве индивидуумов», – говорил Онг в 1958 году. В этих словах можно обнаружить перекличку с книгой еврейского философа Мартина Бубера «Я и ты», на которую американский иезуит неоднократно ссылался в дальнейшем. [...]

Остается лишь надеяться на то, что собратья Онга по Обществу Иисуса поддержат его начинания, направленные на достижение взаимопонимания с современной гуманитарной наукой, зачастую формировавшейся в оппозиции христианской мысли. Содержательный, объективный анализ человеческого языка позволяет осознать, что люди способны понимать друг друга. Это понимание неизбежно, если человечество хочет выжить. При этом религиозные или мировоззренческие противоречия – второстепенная вещь. Главное – это задумываться над «состоянием человечества».

Полная версия статьи опубликована в книге Wartosci etyczne w roznych tradycjach religijnych (Krakow, 2005). Фрагменты текста публикуются с разрешения автора.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
373
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
485
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
393
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
332

Другие новости