0
1432
Газета Интернет-версия

06.06.2007 00:00:00

Ловцы человеков

Тэги: католик, латинская америка, миссионер


В бразильском городе Апаресида 31 мая завершилась V Генеральная Ассамблея конференций католических епископов Латинской Америки и Карибского бассейна (CELAM). Иерархи, не собиравшиеся вместе 15 лет, выработали 200-страничный документ, посвященный проблемам Церкви в регионе. Однако общественности он станет доступен лишь после того, как его тщательно изучит Папа Римский Бенедикт XVI. Римско-Католическая Церковь чем-то напоминает газету, в которой Папа – главный редактор.

«Общий текст, содержащий минимум самокритики и новых, достойных озвучивания идей, поверхностно анализирующий реальность» – такую нелестную оценку дала изначальному проекту документа мексиканская газета La Jornada. Общее содержание документа – не тайна за семью печатями, сами иерархи говорили о нем на итоговом заседании Ассамблеи. Они обеспокоены тем, что латино- американская беднота покидает Католическую Церковь в массовом порядке, и предписывают духовенству активизировать миссионерскую деятельность. Иначе «отступников» перехватят конкуренты.

Пока на V Ассамблее CELAM заседало «официальное» духовенство, в 20 километрах от Апаресиды, в городке Пиндамоньянгаба, собрались 250 католиков-диссидентов, сторонников «теологии освобождения». Они выражали солидарность с обездоленными и клеймили неолибералов и расистов. Чилийский священник Пабло Ричард заявил газете Jornal do Brasil, что переживаемый официальной Церковью кризис «необратим», а все попытки реформировать ее «бесполезны». Теологи освобождения, как и 30 лет назад, считают, что задача Церкви – активная борьба за реформирование общества.

Для участников Ассамблеи в Апаресиде такой подход неприемлем. Их, конечно, «печалит» социальное неравенство. Они готовы дать «пастырское благословение» проекту Южноамериканского общего рынка и поделиться с его инициаторами «опытом построения единого культурного пространства». Они «обеспокоены» воздействием процессов глобализации на население стран Латинской Америки и даже подготовили послание к участникам саммита G-8 в Хайлигендамме. Но поставленная перед ними задача – не «трансформировать социальную действительность», а «укрепить позиции Католической Церкви».

«В Латинской Америке растет влияние пятидесятников и новых религиозных движений. В Бразилии число прихожан Католической Церкви ежегодно сокращается на 1%», – заявил в своем выступлении на Ассамблее бразильский кардинал Клаудио Хуммес, до недавнего времени – архиепископ Сан-Паулу, ныне возглавляющий ватиканскую Конгрегацию по делам духовенства. Действительно, число католиков в Латинской Америке за последние 20 лет снизилось с 89 до 74%. В свою очередь, число протестантов удвоилось – с 7 до 15%.

«Католическая Церковь в Латинской Америке должна стать сообществом миссионеров», – было заявлено на итоговом заседании V Ассамблеи CELAM. Священники должны «идти в народ». Бедный и неграмотный человек, пусть даже разочарованный в «официальной Церкви», религиознее богатого и образованного. Для него религия – лекарство от отчаяния. Вопрос лишь в том, кто предложит ему это лекарство, – харизматичный протестантский проповедник или католический священник, зачастую не видящий света за пределами своего прихода.

Открывал Ассамблею в Апаресиде сам Бенедикт XVI, и его речь чуть было не произвела эффект, сопоставимый с печально знаменитой Регенсбургской лекцией. Он заявил, что в XV веке европейцы вовсе не насаждали в Америке «чужую культуру», напротив, «коренные жители Америки внутренне искали Христа, не осознавая этого, и охотно приняли Дух Святой». У индейцев Чили, Мексики, Перу, Эквадора, Бразилии, Боливии эти слова вызвали возмущение.

«Представители Католической Церкви того времени, за некоторым исключением, были соучастниками одного из самых ужасных геноцидов в истории человечества», – заявила эквадорская Ассоциация индейцев кечуа. «Папа – хороший богослов, но пару уроков по истории он, кажется, пропустил», – прокомментировал ситуацию бразильский миссионер Пауло Суэсс. «Как мог Папа заявить, что никто не навязывал коренным жителям Америки христианство, если конкистадоры принесли на эти земли кровь, свинец и огонь?!» – возмущался президент Венесуэлы Уго Чавес.

Впоследствии Бенедикт XVI, уже находясь в Ватикане, как водится, сообщил, что его «неправильно поняли». Он признал, что при христианизации индейцев действительно совершались «ужасные преступления». Тем не менее неприятный осадок от речи Понтифика в Апаресиде остался. Миссионерской деятельности католиков он вряд ли поможет.

«Скандал с индейцами» – это не только очередной прокол ватиканских дипломатических служб и симптоматическая оговорка профессора Ратцингера, который никак не может вжиться в роль политика. Это издержки сложившейся еще при Иоанне Павле II модели отношений между Ватиканом и местными епископами. Зондированию почвы и выслушиванию голосов с мест Ватикан предпочитает диктат. То обстоятельство, что председателем Папской комиссии по Латинской Америке является никогда не служивший в регионе итальянский кардинал-аппаратчик Джованни Баттиста Ре, говорит о многом.

Латиноамериканское духовенство нередко позволяет себе реверансы в сторону индейской культуры и даже религии, находя подобную политкорректность эффективной. Так, в представленном Иоанну Павлу II итоговом документе IV Генеральной Ассамблеи CELAM в 1992 году говорилось, что для индейцев «земля – это жизнь, священное место, женское воплощение Бога, объединяющий центр общинной жизни». Как поступили в Ватикане? Вычеркнули упоминание о «женском обличии Бога». Смычки между «истинной верой» и «диким язычеством», видимо, показались Римской курии излишними. Их миссионерской эффективностью было решено пренебречь.

В какой степени принимаемые латиноамериканскими епископами документы отражают их действительную точку зрения – большой вопрос. Бразильская газета Folha de Sao Paolo в конце мая опубликовала интересную статистику. Оказалось, что в 14 бразильских епархиях┘ вообще нет епископов! Более того, еще 22 епископа достигли 75 лет, то есть находятся на пороге «пенсионного» возраста. Молодые священники избегают повышений, как призывники – повесток из военкомата. Они считают (и не без оснований!), что епископская кафедра лишит их относительной независимости и свободы, поставит под жесткий контроль со стороны Ватикана.

Похоже, в ближайшее десятилетие нас ожидает борьба католиков и протестантов за души латиноамериканцев. Однозначно пророчить Католической Церкви поражение преждевременно. Однако ясно: в такого рода борьбе ни в коем случае не смогут победить консерватизм, упрямство, отсутствие дипломатической гибкости, приспособленчество и подавление инициативы на местах со стороны Центра. Если Католическая Церковь не изменится, если отсылки к решениям II Ватиканского Собора не перестанут служить заменой действительным реформам, Латинскую Америку она просто потеряет.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
809
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1069
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
856
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
696

Другие новости