0
1782
Газета Интернет-версия

16.05.2007 00:00:00

POST SCRIPTUM

Тэги: ганди, индуизм


Махатма Ганди был глубоко убежден в том, что политический и духовный лидер должен коренным образом отличаться от тех, кого он за собой ведет. Именно поэтому в канун вступления в большую политику (середина 1906 года) он добровольно принял обет брахмачарии (этап ученичества в традиции индуизма. – «НГР»), который обязывал его вести аскетический образ жизни.

К тому времени ему исполнилось 37 лет, он был женат уже 23 года и являлся отцом пятерых сыновей. Ганди пришел к заключению, что половой акт – это осознанное преступление, если он не преследует детородные цели. Свои взгляды на сексуальную активность Ганди пытался обосновать теоретически. Он доказывал, что при этом утрачивается семя – источник жизненной энергии. Каждую такую потерю он приравнивал к 24 часам напряженного умственного труда или 72 часам тяжелой физической работы. В результате он пришел к выводу, что половой акт – насилие над собой или одна из форм самоубийства.

Вследствие подобных размышлений Махатма Ганди часто увязывал общественные катаклизмы со своими эротическими желаниями. Его убежденность в наличии связи между собственными слабостями и политическими конфликтами не была случайной. Ее корни уходят в традиционные для индуизма представления о тапасе, который позволяет аскету воздействовать на окружающий его мир. Под тапасом подразумевалась внутренняя энергия, или жар, преобразующий мир.

В мифологии индуизма накоплением тапаса занимались риши, легендарные мудрецы и жрецы древних арийских племен. Чтобы расстроить планы святых отшельников и не позволить последним сравняться по значимости с богами, небожители посылали на землю небесных дев и танцовщиц – апсар. Они занимались только тем, что отвлекали аскетов от обетов, соблазняли их, и тапас таким образом разрушался сам собой.

Несмотря на аскезу, победа Ганди над сексуальностью тоже не была полной. Время от времени плотские желания напоминали ему о себе, подчеркивая несовершенство и уязвимость плоти. Это удручало его и приводило к глубокой депрессии. Он полагал, что рушатся не только устои брахмачарии, но и его претензии на политическое лидерство, а Индии угрожают общественные потрясения.

Так или иначе, но обстановка в стране давала все основания для подобных рассуждений, безусловно, субъективного характера. Всякий раз, когда Махатму одолевали эротические соблазны, Индия переживала политический кризис. В 1945–1947 годах над страной нависла угроза стихийного социального взрыва. Индия медленно погружалась в пучину распрей и религиозно-общинных конфликтов. Ганди казалось, что все прежние усилия были напрасными. Он потерял контроль над ситуацией, мучился бессонницей.

В этот момент он начал свой последний аскетический эксперимент. Ганди считал его единственным шансом, способным спасти целостность страны, примирить амбициозных политиков, положить конец индусско-мусульманским погромам. Он надеялся подняться на новую ступень брахмачарии, достичь большей чистоты и обрести необходимый тапас.

Эксперимент проводился в обстановке строжайшей секретности. О нем знали лишь самые близкие люди. Его главными участниками были 77-летний Махатма Ганди и 19-летняя Ману, его дальняя родственница. Ману была сиротой и с 12 лет жила в семье Ганди. Супруга Ганди Кастурбаи умерла в 1944 году. Перед смертью она попросила мужа заменить Ману мать. В меру сил он заботился о девушке: помогал укладывать волосы и выбирать сари, давал советы по кулинарии, читал «Бхагаватгиту». В свою очередь, Ману готовила ему, стирала, делала массаж и спала в соседней комнате на джутовой циновке.

Начало эксперимента было положено 20 декабря 1946 года в Ноакхали, сельском районе Восточной Бенгалии, охваченном общинными столкновениями. Ганди прибыл туда накануне с миротворческой миссией. В тот памятный день он отправил девушке записку, в которой писал: «Сдержи свое слово. Если есть сомнения, не скрывай их. Ответь во что бы то ни стало. То, что я предложил тебе, я долго обдумывал. Напиши, что ты думаешь по этому поводу. Все мои мысли только о тебе».

Поздним вечером они вместе прошли в его комнату. Ганди был спокоен, Ману, напротив, выглядела взволнованной. Он положил руку на плечо девушке и напомнил ей о долге. Она все еще колебалась. Тогда он сам подвел ее к ложу и попросил снять сандалии. Первую ночь они спали в одежде, но под одним покрывалом. Усталая девушка быстро уснула. В полночь он разбудил ее и попросил раздеться. Таким образом, оказавшись в постели с обнаженной девушкой, он сохранил ее целомудренность и чистоту, исполнив обет воздержания.

Постепенно ситуация в Ноакхали стала нормализоваться, погромы прекратились. Ганди приписал этот результат исключительно своим опытам. Окрыленный первым успехом, он сообщил о них публично 8 января 1947 года. Отклики на эксперименты Махатмы Ганди, как правило, были негативными. Ему вменялись в вину подрыв основ общественной морали, проявление распущенности, демонстрация нравственной и политической беспомощности, оскорбление религиозных чувств индусов.

Много лет спустя Сушила Найяр, министр здравоохранения Индии в 1962–1967 годах в кабинетах Джавахарлала Неру и Индиры Ганди, выступила с сенсационным признанием, будто она спала обнаженной с Ганди раньше, чем Ману. По ее словам, они экспериментировали вместе в 1944 году. Есть основания считать, что в разное время в аналогичных опытах принимали участие и другие женщины, окружавшие «отца нации».

Подобные эксперименты не оправдали возлагаемых на них надежд. В августе 1947 года Индия была поделена на два доминиона – собственно Индию и Пакистан. Раздел сопровождался многочисленными жертвами среди мирного населения. А этот эксперимент, естественно, породил немало спорных суждений, домыслов и откровенных спекуляций, бросавших тень на имя, мировоззрение и общественно-политическую деятельность Махатмы Ганди.

Судьба оказалась немилосердна к обоим участникам этого своеобразного эксперимента. 30 января 1948 года Махатма Ганди был застрелен в саду Бирла-хаус в Дели фанатиком-индусом. Ману находилась рядом, пыталась помешать, но убийца оттолкнул ее. Она умерла в 1969 году в возрасте 42 лет. Ману оставила небольшую книгу воспоминаний «Бапу – моя мать». Как явствует из содержания книги, она так и не смогла осознать, чего же именно добивался от нее в Ноакхали бапу (отец) Ганди.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
828
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1108
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
876
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
716

Другие новости