0
2260
Газета Интернет-версия

16.08.2006 00:00:00

Европейские богословы ищут признания

Тэги: бодров, богословие, россия


Сегодня проблемы высшего духовного образования в России выносятся на широкое обсуждение, в частности, в академической среде. Это связано как с вопросом соотношения церковного и светского подходов к изучению религии, так и с тем, что Россия является участником Болонского процесса – постепенной унификации образовательных стандартов европейских университетов.

Эти реформы касаются также и богословских факультетов светских и духовных вузов. Чей опыт Россия может использовать в этой сфере, каковы история и перспективы богословского образования в нашей стране корреспонденту «НГР» рассказал Алексей Бодров, ректор Библейско-богословского института св. апостола Андрея.

– Алексей Эдуардович, в июле этого года в Граце (Австрия) прошла Вторая Всеевропейская консультация богословских факультетов «Вызовы богословия в плюралистичной Европе»┘ Кто принимал в ней участие и чему она была посвящена?

– В ней принимали участие представители католических, православных, лютеранских и англиканских богословских институтов и факультетов из самых разных стран Европы. Встреча организована Конференцией европейских Церквей и факультетом католического богословия Университета имени Карла Франценса (Грац).

Среди высоких представителей были Ян Фигель, комиссар Европейского союза по образованию и культуре, и Георг Винклер, президент Ассоциации европейских университетов, которые отметили важность богословия в системе высшего образования.

Это мероприятие было посвящено судьбе богословского образования в контексте многоуровневой европейской интеграции, особенно в связи с так называемым Болонским процессом. Болонский процесс – это один из тех процессов общеевропейского масштаба, которые ведут к созданию единой Европы.

Болонская декларация была принята в 1999 году министрами образования нескольких европейских стран и содержала заявление о том, что к 2010 году эти страны возьмут на себя ряд обязательств, касающихся реформы образования.

Как это ни странно, в определенном смысле речь шла о возврате к средневековой системе образования. Европа в Средние века была почти единой, профессора и студенты могли достаточно свободно переезжать из одной страны в другую.

Целью Болонского процесса можно назвать унификацию вузовских образовательных стандартов в разных странах и обеспечение общеевропейского признания университетских дипломов. В разных европейских странах эта система разная, поэтому для настоящего межнационального общения это стало барьером.

– А какие решения были приняты на встрече в Граце?

– Прежде всего ее участники убедились в необходимости создания постоянно действующего органа, который будет называться «Конференция богословских факультетов и институтов в Европе». Это экуменический орган: в его состав будут входить представители основных христианских конфессий.

При этом речь идет о сотрудничестве не только внутри конфессий, но и с другими мировыми религиями. Обязательны обмены студентами и преподавателями. Конечно, это было и раньше: например, студенты духовных школ Белоруссии до недавнего времени ездили в Германию, в учебные заведения, где были протестантские или католические богословские факультеты. Однако диплом, который они получали на этих факультетах, в той же Белоруссии не признавался. То же можно сказать и о России.

Сейчас ситуация изменилась: если православный студент из России едет на католический богословский факультет для повышения своего образования в одну из стран Европы, сданные там экзамены ему здесь зачитываются.

– Каковы особенности богословского образования в России на данный момент и чем они отличаются от западного стандарта?

– В Европе большинство старейших университетов начинались с богословских факультетов и только потом становились светскими. В России Михайло Ломоносов основал Российский университет, но богословского факультета там не было, и этот вопрос не поднимался вплоть до революции 1917 года.

У нас богословие традиционно изучалось в духовных семинариях и академиях. Православные семинарии и академии были достаточно высокого уровня и, как мы знаем, готовили действительно хороших специалистов. И все-таки вплоть до 1917 года. существовала проблема полного разделения светской и церковной сфер.

На Соборе Русской Православной Церкви 1917–1918 годов были приняты важные решения, в корне меняющие ситуацию, но по понятным историческим причинам в жизнь они не были воплощены. Богословские факультеты появились в нашей стране только несколько лет назад. Теперь в России около тридцати богословских факультетов и кафедр.

– А что могла бы заимствовать Россия у Запада в этой сфере?

– Прежде всего, и это самое ценное, не бояться тесного сотрудничества духовных и светских учебных заведений. Это непростой путь: во многих духовных школах традиционно подозрительно относятся к академическому университетскому богословию.

И это надо преодолевать: ведь если воспитывать будущих священников в условия эдакого «гетто», связь с миром, которую они должны осуществлять, теряется.

Как это ни покажется странным, религия играет в Европе важную общественную роль. Например, набор на богословский факультет в ведущих университетах Англии растет с каждым годом. Речь идет о светских людях, а не тех, кто желает стать священнослужителем. На сегодняшний день богословское образование в каком-то смысле даже стало модным.

Считается, что выпускники богословских факультетов разносторонне образованны, хорошо знают несколько языков. Поэтому им легко найти работу даже в министерствах, не говоря уже о работе по специальности.

Кроме того, если говорить о богословах, то для Европы их участие в разрешении жизненно важных вопросов (не только касающихся морали или биоэтики, но и самого широкого спектра проблем) абсолютно естественно вписано в ткань повседневности. В России, как мы знаем, дело обстоит несколько иначе.

– Каковы ваши прогнозы относительно судьбы богословского образования в нашей стране?

– Недавно умерший американский историк Церкви Ярослав Пеликан как-то сказал, что «традиция – это живая вера умерших. А традиционализм – это мертвая вера живых». Конечно, фундаменталистские течения есть в любой конфессии, и они могут сильно тормозить важные начинания в области богословского образования.

Об этом сейчас много и откровенно говорят, но в целом я оптимистически смотрю на сложившуюся ситуацию. Я часто встречаюсь с представителями разных конфессий, и никто из них не задается вопросом, нужна ли связь богословского образования с современным высшим образованием, с проблемами современного мира. Это очевидно, как очевидно и то, что многое в этой области можно изменить к лучшему.

 


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


России предстоит нарастить добычу "цифрового золота" для нейросетей

России предстоит нарастить добычу "цифрового золота" для нейросетей

Анастасия Башкатова

Один из сценариев уже предполагает вырождение искусственного интеллекта

0
681
Минфин получил 6 триллионов рублей дополнительных доходов

Минфин получил 6 триллионов рублей дополнительных доходов

Ольга Соловьева

С населения удается собирать налогов больше из-за роста экономики, а с бизнеса – меньше из-за санкций

0
756
Федеральный Центр не опасается дестабилизации на местах

Федеральный Центр не опасается дестабилизации на местах

Иван Родин

Татарстан выступил против муниципальной реформы, которая ликвидирует самоуправление в поселениях

0
738
Жилищная очередь сирот сократилась до 188 тысяч человек

Жилищная очередь сирот сократилась до 188 тысяч человек

Михаил Сергеев

Счетная палата отметила прогресс в решении многолетней проблемы бесквартирной молодежи

0
567

Другие новости