0
1219
Газета Интернет-версия

02.08.2006 00:00:00

«Велик Господь, создавший эволюцию»

Тэги: улицкая, эволюция, дарвинизм


В ту эпоху, когда материализм был взят в России на вооружение официальной идеологией, теория происхождения видов занимала чуть ли не монопольное место в нашем мировоззрении. Теперь сама научная антропология, кажется, нуждается как в оправдании, так и в некотором переосмыслении. Во всяком случае, критика классической дарвиновской теории все громче звучит со стороны креационистов. Своим видением этой проблемы делится Людмила Улицкая – писательница, а также кандидат биологических наук, которой не чужды вопросы религии и веры.

– Людмила Евгеньевна, в последнее время в России общественная дискуссия о несовершенстве классической теории происхождения видов приобрела особую остроту. В частности, можно слышать критику восходящей к Дарвину теории эволюции из уст креационистов. Может ли человечество достигнуть какой-либо общепринятой точки зрения относительно своего происхождения?

– Я не думаю, что для человечества важно достичь в вопросе о происхождении человека единого мнения. Гораздо более важно достичь такого положения вещей, при котором существуют несколько точек зрения, но их сосуществование – мирное. Дело в том, что неверующие люди тоже веруют. Их вера заключается в том, что Бога нет. Это вопрос аксиоматики: какую из совершенно недоказуемых установок мы выбираем.

Другой существенный момент заключается в том, что одно и то же явление может быть описано разными способами. Самый яркий пример – наличие двух подходов к объяснению явления света – корпускулярной и волновой теорий. В одних случаях удобнее пользоваться одной теорией, в других – второй.

Теория эволюции в том виде, как ее понимал Чарльз Дарвин (между прочим, основное его открытие касается происхождения видов, выживания наиболее приспособленных, естественный отбор), устарела, современные ученые-эволюционисты это прекрасно знают. Но ее слабые места никак не обесценивают саму идею об органической и биологической эволюции.

Единой точки зрения до сегодняшнего дня нет ни по одному из фундаментальных вопросов мироздания. Те, кто считают, что истина в какой-то области может быть полной и окончательной, останутся сидеть на той самой черепахе, которая возит плоскую Землю по Мировому океану. Если им там хорошо, пусть сидят. Но пусть не воюют с теми, кто дерзает на научное исследование. Они имеют право верить в ДНК и даже исследовать ее.

– Можно ли сказать, что главным объектом критики эволюционной теории происхождения человека со стороны креационистов на сегодняшний день является монопольное положение дарвинизма в научной антропологии? Есть ли альтернативные научные подходы?

– Я боюсь, что я сильно отстала по части современных научных теорий и могу лишь говорить об общих установках. Видите ли, когда я изучала генетику, в учебнике по медицинской генетике было описано около 20 заболеваний. Тогда последним достижением в этой области (ну, предпоследним!) было выяснение природы синдрома Дауна. Обнаружили, что это заболевание возникает в результате переноса небольшой части хромосомы из 23-й пары. Это научное достижение казалось чудом. А сейчас, 35 лет спустя, расшифрован практически весь геном человека.

Теория эволюции, не опирающаяся на достижения генетики, это всего лишь зачаток современной науки. Дарвин был добросовестный естествоиспытатель, очень внимательный и тщательный, и ему удалось заметить то, чего другие до него не замечали. Но он не был создателем теории эволюции. Идеи эволюции возникли гораздо раньше. В зачатке подобные идеи высказывались еще в античные времена, в частности Демокритом. Была сформулирована мысль о происхождении более совершенных форм жизни от менее совершенных.

Эволюционистские идеи, между прочим, высказывал и дедушка Дарвина, врач Эразм Дарвин. Можно, конечно, считать, что Дарвин был эволюционист по наследству.

Еще до Дарвина первая теория биологической эволюции была выдвинута Жан-Батистом Ламарком. Знакомство с этой теорией вдохновило Осипа Мандельштама на написание одного из шедевров – стихотворения «Ламарк».

Теория эволюции отражает еще более глубокую идею об иерархичности мира. Многие мировые религиозные системы, в том числе и христианская, признают иерархичность мироустройства. Вопрос лишь в том, до какого предела доходит смелость мыслителя.

Идет много дискуссий и споров относительно механизмов эволюции, но в научном мире, насколько мне известно, сам факт эволюции не подвергается сомнению.

Известная мне альтернативная идея о жизни как космической инфекции (смотрите целую серию книг Ситчина, но вообще-то таких книг множество) не дает нового решения старого вопроса, а лишь переносит действие первого акта драмы на некую отдаленную площадку.

– Можно ли считать распространение в России радикального креационизма, основанного на буквальном понимании библейской истории Творения, рецидивом средневекового религиозного сознания?

– Боюсь, что да. Те тексты, которые мне попадали в руки, поражают косностью мышления их авторов, заведомым отказом от диалога. Буквальное прочтение библейских текстов ведет к катастрофе сознания. Если понимать библейские тексты буквально, отрицать образную систему, метафору, попадаешь в такие дебри противоречий и нестыковок, что приходится использовать изощренное хитроумие и изворотливость, чтобы примирить между собой все неувязки разных текстов.

– Креационистская версия происхождения видов дана в Откровении, тогда как научно-антропологическая версия постоянно претерпевает изменения. В чем их сила и слабость?

– Я очень люблю эти первые страницы Ветхого Завета, где описывается акт Творения. Эта грандиозная поэма о семи днях. Описанная последовательность возникновения мира, разворачивания этой дивной картины прекрасно согласуется с научными данными о геологических и биологических процессах, которые шли на протяжении миллионов лет. Но ведь в Библии сказано: «У Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день» (2-е Посл. Петра, 3:8). А, может, как миллион?

Нет никакой слабости в этом описании. Слабость заключается в мышлении людей, которые слишком буквально понимают священные тексты. А также в яростном желании быть держателями истины. Джордано Бруно сожгли на костре, и это был не самый сильный аргумент защитников христианской мифологии об устройстве мира.

– Насколько возможно сосуществование материалистического и религиозного мировоззрений в самом научном сообществе?

– Нет такой проблемы в современном мире. Она существует только как историческая. Сегодня гораздо актуальнее созидание системы цельного знания, в котором нет грубого разделения на «материальное» и «духовное», нет твердой границы между «живым» и «неживым», между Творением и эволюцией. В конце концов, кто мешает нам рассматривать весь материальный мир как Божью глину, из которой создана наша Вселенная. И как это хорошо, даже гениально придумано!

Я, бывший биолог, могу добавить к этому только одно: каждый раз, когда я смотрела в микроскоп – старинный бинокуляр или современный электронный, – я замирала от красоты, целесообразности и избыточности, загадочности и совершенства картины. Велик Господь, создавший эволюцию┘

– Можно ли совместить преподавание дарвинизма или теории эволюции и преподавание основ религии в школах?

– По моему мнению, надо преподавать весь цикл биологических наук, включая и теорию эволюции, а также и курс религиоведения, который давал бы детям представление о разных религиозных концепциях происхождения мира, жизни и человека. Собственно говоря, одна такая книжка уже существует. Это книга Анастасии Гостевой «Большой взрыв и черепахи», первая книга из только что вышедшей в издательстве «ЭКСМО» детской серии «Другой, другие, о других». Там как раз сопоставляются многие из мифологических представлений с научными.

Что же касается уровня общественной дискуссии по этому поводу, то очень часто он бывает таков, что вспоминается бессмертный Алексей Константинович Толстой: «И раввин, и капуцин одинаково воняют». Цитата безукоризненна по своей политкорректности – ни слова об архимандритах.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Павел Бажов сочинил в одиночку целую мифологию

Павел Бажов сочинил в одиночку целую мифологию

Юрий Юдин

85 лет тому назад отдельным сборником вышла книга «Малахитовая шкатулка»

0
808
Нелюбовь к букве «р»

Нелюбовь к букве «р»

Александр Хорт

Пародия на произведения Евгения Водолазкина и Леонида Юзефовича

0
591
Стихотворец и статс-секретарь

Стихотворец и статс-секретарь

Виктор Леонидов

Сергей Некрасов не только воссоздал образ и труды Гавриила Державина, но и реконструировал сам дух литературы того времени

0
293
Хочу истлеть в земле родимой…

Хочу истлеть в земле родимой…

Виктор Леонидов

Русский поэт, павший в 1944 году недалеко от Белграда, герой Сербии Алексей Дураков

0
390

Другие новости