0
2694
Газета Интернет-версия

21.06.2006 00:00:00

Зодчий града Китежа на чужой земле

Татьяна Ульянкина

Об авторе: Татьяна Ивановна Ульянкина - главный научный сотрудник Института истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН.

Тэги: верховский, зодчество, храмостроение, сша


Первые русские эмигранты внесли большой вклад в строительство и архитектуру европейских стран, их культуру и искусство. Что касается Соединенных Штатов Америки, то сюда в начале 20-х годов прошлого века из России эмигрировала большая группа архитекторов, в том числе Г.А. Керн – крупный специалист по садово-парковой архитектуре, архитекторы О.Н. Иваницкий, Н.В. Васильев, храмостроители Р.Н. Верховской, С.Н. Падюков и др.

Наследник варягов

О Романе Николаевиче Верховском – архитекторе, скульпторе и художнике в России практически ничего не известно, хотя созданные им за рубежом монументальные памятники и храмы относятся к числу мировых шедевров.

Верховские – древний русский дворянский род, владевший поместьями в Галичском уезде Костромской губернии с конца XVII века. По семейным преданиям, по женской линии этот род происходит от Рюрика. Сам Роман Николаевич в переписке иногда напоминал о своем аристократическом происхождении, но, как правило, с большой долей иронии, называя себя «потомком древних князей феодального периода».

Он родился 10 февраля 1881 года в Минской губернии. В 1901 году поступил в Императорскую Академию художеств в Петербурге по классу художественной архитектуры. В 1911-м за проект «Дом Русского посольства» получил звание художника-архитектора.

Несколько лет Р.Н. Верховской служил в должности архитектора в канцелярии российского правительства. Хотя он и был освобожден от воинской повинности, в годы Первой мировой войны добровольцем пошел на фронт, служил в действующей армии, был произведен в офицеры и получил несколько боевых наград. С началом Гражданской войны Роман Верховской воевал на стороне Белой армии. В 1920 году ему удалось эмигрировать в Югославию.

Взлеты и падения

В Югославии Верховской стал участником и победителем нескольких конкурсов. В 1925 году он выиграл конкурс проектов памятника «Защитникам Белграда», и жюри, утвердившее его проект, поручило ему эту постройку. На открытии памятника король Югославии Александр наградил Верховского национальным орденом. В 1935 году Верховской построил в Белграде еще один архитектурный ансамбль, «Памятник Русской славы», – гробницу для восьмиста русских воинов, павших на Балканах. Он воздвигнут на русском участке Нового православного кладбища в Белграде и представляет собой пятиметровую фигуру ангела с мечом, стоящего на высоком постаменте цилиндрической формы; в середине постамента изображен крест, украшенный двуглавым орлом, а у подножия – фигура русского воина.

В 1937 году Верховской переехал в США и поселился в Нью-Йорке. Особенностью его деятельности в США стал «уход» в храмостроительство. Здесь он практически не занимался гражданским монументальным искусством, как ранее в Югославии, – все его творчество было подчинено одной задаче – проектированию, строительству и росписи православных храмов. К тому времени в США наметился серьезный кризис в православном храмостроении.

В апреле 1941 года Верховской был назначен архитектором-художником Митрополии Русской Православной Церкви Заграницей в Северной Америке. На этой должности он разрабатывал проекты строительства храмов, часовен, иконостасов, занимался церковной росписью.

Архитектор положил много сил на борьбу с упадочностью православного храмостроительства в Америке. Нельзя сказать, что у него было много сторонников – большинство православных храмов создавалось на деньги русских эмигрантов, которые не в состоянии были оплачивать дорогостоящие проекты.

Обращение его к известным общественным деятелям русского зарубежья также не всегда находило понимание. Приведем лишь один пример. В одном из писем директору Толстовского фонда Александре Львовне Толстой архитектор писал: «примеров увечия русских храмов Америки так много <┘>, что виновников, ответственных за это, весьма мало назвать только «слепорожденными». К сожалению, на это письмо не откликнулись.

В начале 1940-х годов в нью-йоркской газете «Россия» появилась статья магистра Колумбийского университета (Нью-Йорк) Житкова «Несколько слов о русском зодчестве». В ней автор описал ситуацию с православным зодчеством в США и ролью Р.Н. Верховского в его революционном преобразовании.

Работы последнего Житков назвал «новым словом русского зодчества». Вот несколько выдержек из этой статьи: «В Америке большинство русских храмов построено стандартно. Ужасные пропорции или вернее отсутствие их, дикие по размерам, формам и сочетаниям купола, смесь чего можно и нельзя. И вот на фоне этих кошмарных памятников русского безвременья появляется новое слово русского зодчества. <┘>

Обычно говорят, что гениальные проявления бывают раз в 100 лет, но Россия ждала своего национального гения в зодчестве 200 лет. И, кажется, сейчас на горизонте он появился. Зарубежной России суждено найти его; и ему после долгих исканий найти Россию, ее дух несравненной красоты, сочетания с Православием, которое стоит над бренностью и суетой жизни. Этот гениальный русский зодчий – Роман Верховской. Он всегда был большим человеком, создавшим много прекрасного. <┘>

Я видел его три работы, каждая из них изумительна, каждая откровение, новое слово и шаг в национальном русском искусстве. Первая уже закончена, это Иконостас Бронзвильской церкви. Он поражает своей силой, мощью, русской красотой, ювелирностью <┘>.. изысканно – нежный силуэт нового храма Св. Владимира прекрасен – он весь полон воздушных форм устремления, передавая неземную силу, сущность и смысл Православия. Но высшее достижение Верховского это – проект нового Кафедрального собора, это что-то непревзойденное, незабываемое. Помимо передачи всей сути русской души, здесь отражен и весь путь Руси, ее истории и искусства. Внизу приземистые, сумрачные башни – кутафьи Кремлей, Китай-городов, вечевых площадей говорят о долгой тяжелой повседневной жизни, борьбе. Здесь отмечены в необыкновенном сочетании и ритме форм Псков и Новгород и ранняя Москва. И из этого основания вырастает, устремляется вверх, легкий, одухотворенный, почти мистический, как град Китеж, Храм.

Из всех талантливых и гениальных людей Верховской сейчас нам, русским, ближе всего. Он, наконец, заполнил долго пустующее место┘ В нем мы видим предвозвестника нашего национального возрождения. Его появление говорит больше, чем что-либо другое, о том, что процесс русского паралича на исходе. Его мы должны беречь и его Зарубежная Россия должна использовать. <┘>

В процессе творчества, тайна которого от Бога и так велика есть, должно быть как можно меньше помех. Но подводные камни, конечно, возможны. Я их вижу, главным образом, в форме различных комитетов и советов. Обычно они составляются из людей, мало понимающих и ощущающих искусство и красоту.

Господи, по возможности охрани от них Верховского и дай ему сказать великое слово в русском искусстве!».

Наследие мастера

В общей сложности с 1937 по 1960 г. для Американской Митрополии и Русской Зарубежной Церкви Верховской выполнил 26 храмовых проектов. Из них к 1960 году 12 проектов уже были реализованы, 8 утверждены к постройке и 6 приняты. Кроме того, он сделал по своим проектам 7 иконостасов (6 мраморных и один дубовый) и самостоятельно расписал 6 храмов.

Из объектов, построенных по проектам Верховского, особой известностью у русских и американцев пользуется храм Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле и храм Святого Владимира в Джаксоне. С этих храмов сделано огромное число открыток. Их продажа до сих пор дает огромный доход туристическому бизнесу в Америке, но сам Роман Николаевич от их продажи не получил ни цента.

Строительство большого каменного храма Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле началось после Второй мировой войны по проекту Верховского. Вскоре этот монастырь стал духовным центром всего русского зарубежья. Здесь была открыта типография, выпускающая журнал «Православная Русь» с ежемесячным приложением «Православная жизнь», церковно-философский сборник «Православный путь» и «Троицкий календарь». Его деятельность известна всему миру. 16 мая 1948 года при Свято-Троицком монастыре была основана Духовная семинария.

Из других архитектурных шедевров Верховского в США большой популярностью пользуется монументальный и величественный храм-памятник Святого Владимира в поселке Кассвилль, впоследствии переименованном в Джаксон (штат Нью-Джерси). Храм получился удивительно легким, стройным и одновременно монументальным и величественным.

Архитектору принадлежит и проект первого в США буддийского храма. Им также был создан проект русского кафедрального собора в Нью-Йорке, который по красоте, пропорциям и замыслу композиции стал эпохальным явлением в русской храмостроительной архитектуре.

Верховской делал проекты и лично расписывал не только русские, но и православные греческие, сербские и болгарские храмы. Уже в начале 1940-х годов им был сделан проект перестройки греческой церкви Святого Димитрия в Джамайке (штат Нью-Йорк), проект сербской церкви Воскресения Христова в Сюбенвилле (штат Охайо), расписан иконостас в греческой церкви Святой Троицы в Бриджпорте (штат Коннектикут) и другие.

Вот как, в частности, оценили греческие священнослужители деятельность Романа Николаевича: «Мы высоко оценили вашу необычную и оригинальную композицию иконостаса, которую Вы оживили царственными и величественными византийскими сценами.

Мы чувствуем свое моральное удовлетворение в том, что, как прямые наследники Византии, мы теперь реализуем свою национальную культуру на нашей новой родине – Соединенных Штатах Америки.

Выражая свои наилучшие пожелания в вашей дальнейшей, плодотворной художественной деятельности в нашем храме, мы просим Вас и дальше оставаться с нами».

Скорбные годы

Граф Илларион Сергеевич Ланской в своем очерке-некрологе писал, что успехи Верховского в области искусства не сопровождались материальным успехом и судьба его сложилась трагично. «Художник в душе и барин по духу, Верховской не шел на компромиссы: в своих проектах он отстаивал творческое задание и не считался с требованиями ничего не понимающих в искусстве заказчиков, а при заключении договоров не давал взятки, как это принято в деловых кругах.

Кроме того, большинство его заказчиков были русские бедные приходы или архипастыри, которые ему платили меньше американских норм, и сравнительно с ними – очень мало, а иногда и не доплачивали. При всем этом он чувствовал, что его не понимают<┘.> Все это он болезненно переживал, становился резким и раздражительным. В результате его стали обходить заказами, и к своим 80 годам жизни он оказался без средств и без работы, хотя был вполне работоспособен. Получаемая же им пенсия не была достаточна для оплаты квартиры-студии.

Домовладелец все время повышал плату и в конце концов за неплатеж выставил на улицу архив и все имущество Р.Н. Верховского, которому пришлось сдать все это в склад на хранение. Архитектор пытался устроиться в русский старческий дом. Но и в этом ему было отказано. Ему пришлось обратиться в американский старческий дом, администрация которого перевела его в один из штатных госпиталей на Лонг-Айленде».

Однако, судя по документам из архива Толстовского фонда, трагедия Верховского была связана не столько с материальной стороной его жизни, сколько с душевной болезнью. Была ли она наследственной или стала следствием чрезмерного переутомления и старения, неизвестно. Однако последние несколько лет жизни архитектора в Америке были сильно омрачены ею.

Большую роль в поддержке Романа Николаевича в его последние годы жизни сыграл Толстовский фонд. Его архив содержит переписку многих друзей и поклонников архитектора по поводу судьбы Верховского, его личных вещей, а главное – в отношении его бесценных рисунков и архитектурных проектов.

Они не только заботились о нем и предлагали свои услуги, в том числе частично оплату долга за хранение вещей на складе, а также предоставляли ему возможность долговременного проживания в своих домах после выхода из госпиталя.

К сожалению, окончательная судьба коллекции работ Верховского пока неизвестна. Как писал в некрологе художник граф Ланской: «За четыре дня до смерти, в коротком письме своей племяннице, он писал о «далекой, родной и несбыточной России». Он остался верен себе: последние его мысли были о России».

Автор статьи выражает большую благодарность Толстовскому фонду за возможность работы с документами фонда. Исследование выполнено при поддержке Российского научного гуманитарного фонда.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Ольга Соловьева

Население впервые испытывает прилив самостоятельности и личной инициативы, отмечают социологи

0
1964
Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Михаил Сергеев

Прозападные аналитики обвинили Россию в нарушении квот соглашения ОПЕК+

0
1964
Полноценное питание зависит от кошелька

Полноценное питание зависит от кошелька

Анастасия Башкатова

От четверти до трети населения не имеют доступа к полезным продуктам ни физически, ни финансово

0
1701
Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

  

0
1059

Другие новости