Бурные дискуссии о взаимоотношениях Русского зарубежья с Московским Патриархатом докатились и до французского курорта Биарриц на берегу Бискайского залива.
Достопримечательностью этого тихого городка является православный храм Св. Александра Невского с приделом во имя Покрова Богородицы. Он был возведен для многочисленных русских путешественников при личном участии императора Александра III и освящен в сентябре 1892 г. Церковь была построена в характерном для той эпохи неовизантийском стиле петербургским архитектором Николаем Никоновым и французом Тисне. Пожертвования на строительство храма поступали со всех концов России. Художники Иван Айвазовский и Константин Маковский преподнесли в дар церкви свои полотна, написанные в Биаррице. Среди святынь храма - частица Креста Господня и русские иконы XVIII и XIX вв.
Церковь в Биаррице посещали Айвазовский и Маковский, Блок и Чехов. Особую заботу о храме проявляли члены российской императорской фамилии. Первым приходским старостой стал великий князь Михаил Александрович.
В 1930 г. приход в Биаррице вместе с другими русскими западноевропейскими приходами, управляемыми митрополитом Евлогием (Георгиевским), временно прервал общение с Московским митрополитом Сергием (Страгородским), местоблюстителем патриаршего престола. При этом приходы отказались войти в юрисдикцию Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви и перешли в подчинение Вселенского Константинопольского Патриархата. Константинополь учредил для русских приходов Архиепископию западноевропейских приходов русской традиции. В настоящее время Архиепископия является Экзархатом, то есть пользуется правом ограниченной самостоятельности.
С 1 мая 2003 г. Экзархат возглавляет Aрхиепископ Команский Гавриил (де Вильдер), фламандец, уроженец Бельгии, бывший католик, принявший православие. Административный центр Архиепископии находится в Париже.
Настоятелем прихода служит протоиерей Георгий Монжош, этнический китаец, уроженец Маньчжурии. Его семья приняла православие благодаря знакомству с русской общиной в Харбине. Из-за преследований религии в коммунистическом Китае семья Монжоша переехала в Советский Союз, на Дальний Восток. В 1983 г. Монжош окончил Духовную семинарию в Загорске, затем служил в Ташкентской епархии Русской Православной Церкви. В 1994 г. священник переехал во Францию, а в 2000 г. Архиепископия направила его на служение в Биарриц.
Энергичный протоиерей сумел вдохнуть новую жизнь в старый приход, принимая новоприбывших эмигрантов из России, Украины и Молдавии. Благодаря его трудам община укрепилась, ее численность выросла. Священник занялся реставрацией храма, привлекая и пожертвования из России. При этом Монжош никогда не скрывал своего положительного отношения к Московскому Патриархату.
Однако архиепископ Гавриил, зная о "московских" симпатиях Монжоша, начал оказывать на священника сильное давление, требуя его ухода с должности настоятеля. Архиепископ сначала потребовал от священника уйти за штат "по состоянию здоровья". Но, не добившись согласия, запретил его в служении, обвинив Монжоша в "дерзости", "клевете" и "непослушании".
Большинство прихожан приняли сторону настоятеля. Собрание общины, состоявшееся 26 декабря 2004 г., 59 голосами при двух воздержавшихся постановило просить Патриарха Московского и всея Руси Алексия II о воссоединении прихода с Русской Православной Церковью.
Ситуация вокруг прихода в Биаррице стала предметом многочисленных споров, слухов и спекуляций. Старейший прихожанин храма, 79-летний Илья Иванович Толстой, правнук Льва Толстого, желая разъяснить ситуацию, обратился с открытым письмом в редакцию парижской газеты "Русская мысль". Однако газета отказалась публиковать этот материал.
Редакция "НГР" публикует письмо Ильи Толстого в переводе с французского с незначительными сокращениями. В следующих номерах газеты мы планируем обратиться к теме взаимоотношений Парижской Архиепископии и Московского Патриархата и предоставить слово представителям всех сторон этого конфликта.
Открытое письмо
События, которые произошли в Биаррице, вызвали настоящую бурю реакций и комментариев. Сегодня представляется полезным изложить ход событий правдиво и обоснованно, а главное - разобраться в их последствиях. По сути, эти события можно свести к истории агрессора, который оказался не в состоянии справиться со своей добычей и поэтому хочет сам предстать жертвой.
Прихожане церкви в Биаррице действовали в соответствии с законами Франции. Состояние церкви было настолько плачевным, что городскому муниципалитету пришлось наложить печати на ее двери. Приходской совет созвал общее собрание прихожан, и оно в срочном порядке обсудило проблемы, связанные с безопасностью здания. Владыка Гавриил и его команда отреагировали на происшедшее с резкостью, вызывающей удивление. Сам архиепископ растерял в этом кризисе остатки своего морального и духовного авторитета.
Скороспелым решением он запретил служить протоиерею Георгию Монжошу. А люди из окружения архиепископа разразились угрозами и оскорблениями, в том числе и на расовой почве. Все это слышали окаменевшие от неожиданности прихожане. И звучало это у церкви, у алтаря! Любой работодатель, будь то европеец или американец, не решился бы столь скандально вести себя по отношению к своему подчиненному, какую бы скромную должность тот ни занимал. Но униженный священник благодаря поддержке и помощи прихожан все это выдержал.
Приходское собрание приняло решение просить о предоставлении духовного содействия другую Православную Церковь - Московскую Патриархию.
Тут началась вторая волна наступления: доносы органам светской власти, католическому епископу, требования выслать священника из страны (несмотря на то, что он гражданин Франции), утверждения о существовании преступного сговора между приходским советом и иностранным государством, о принадлежности к мафиозной организации и в довершение всего - беседы во французской контрразведке.
Случившееся в Биаррице - это брутальная агрессия со стороны людей, считающих себя христианами. Именно эта агрессия привела к тому, что большинство прихожан решили перейти в другую церковную юрисдикцию. Прихожане, возмущенные аморальным поведением, воспользовались гарантиями, предоставленными законом, и нашли убежище в лоне бывшей Матери-Церкви. К этому, а более ни к чему, можно свести происшедшее в Биаррице.
А что касается "руки Москвы", то необходимо подчеркнуть, что новый Устав прихода гарантирует ему еще большую самостоятельность, чем прежде.
В заявлении Совета Архиепископии от декабря 2004 г. открыто провозглашается тоталитарная программа действий: окончательно отвергаются предложения Московской Патриархии, из церквей вытесняется все русское. Из всего этого следует, что Совет Архиепископии в конечном счете внесет поправки в ее Устав, поскольку владыка Гавриил применяет к духовенству методы железной дисциплины.
А вы, православные верующие других приходов, как вы будете поступать? Архиерейский Собор в Москве открыл вам путь к демократии, законы Франции эту демократию вам гарантируют. Перед лицом агрессии, лицемерия и аморальности, перед лицом далеко идущих планов, нацеленных на удушение русской традиции, есть другой выбор. Вы - свободные христиане и можете обдумывать этот выбор с чистой совестью и ясной душой. Этот выбор дает возможность уйти от снисходительности и презрения, от недопустимых поступков малой группы, раскрывшей свои цели и методы. Облачившись в церковные ризы, члены этой группировки убеждены, что для тех простаков, за которых нас держат, престижа этих риз достаточно. Эти люди считают, что само ношение этих риз вызывает уважение, которое может покрыть любое недостойное поведение.
Я не призываю к развалу Архиепископии, но после всего пережитого мной предупреждаю вас всех о том, что может произойти в других приходах, если близкое окружение Архиепископа Гавриила, будет продолжать подобную политику.
Илья Толстой, рядовой прихожанин из города Биаррица, верный православию и русской традиции