0
1210
Газета Интернет-версия

01.12.2004 00:00:00

Неосмотрительные действия властей провоцируют радикалов

Тэги: власть, радикалы, кавказ, Пшихачев


-Шафиг Ауесович, в чем, по вашему мнению, безграмотность политики властей на Северном Кавказе - наиболее кризисном российском регионе? Кого вы имеете в виду?

- Прежде всего я имею в виду силовые органы. Бесспорно, в крае есть криминальные структуры, и метод борьбы с ними уже выработан. Однако в отношении экстремизма, который рядится в религиозные одежды, не совсем подходит метод той борьбы, который применим к уголовникам. К решению этой проблемы нужно подходить более продуманно.

Я считаю, что необходимо разработать специальную программу по противодействию религиозному экстремизму, в которой приняли бы участие и государственные органы. Так, в Кабардино-Балкарии создан специальный отдел Министерства внутренних дел по противодействию религиозным фанатикам. Но этот отдел также занимается борьбой с бандитизмом и другими уголовными преступлениями. Это во многом осложняет его работу.

- Как выстраиваются отношения между Духовными управлениями мусульман Северного Кавказа и Министерством внутренних дел РФ в вопросах по противодействию распространения экстремизма в крае?

- Можно сказать, что они сотрудничают. Но, к сожалению, очень часто властные структуры опираются только на силовые методы решения этого вопроса. В частности, сейчас в Кабардино-Балкарии власти закрывают некоторые мечети. Я согласен, что если в мечети находят оружие, то ее нужно закрыть до выяснения всех обстоятельств. Но закрывать мечети на основании того, что их посещают мусульмане, вызывающие подозрения у правоохранительных органов или стоящие в оппозиции к официальному духовенству, неправильно. Органы внутренних дел готовят специальные списки ваххабитских мечетей, которые попадают в прессу и впоследствии закрываются как экстремистские.

- Значит ли это, что силовые структуры действуют самостоятельно, не консультируясь с Духовным управлением мусульман (ДУМ), сами решают, какие мечети закрывать, а какие нет?

- Чаще всего именно так. Закрытие мечетей согласовывается с ДУМом очень редко. Власти не должны на себя брать функции Духовного управления. Это приводит к радикализации мусульман. Конечно, есть мусульмане, которые стоят в оппозиции к официальному духовенству. Работа ДУМа не может удовлетворить всех и не вызывать каких-то упреков. Они открыто выражают свое недовольство, но при этом считать их экстремистами только из-за этого, мягко говоря, неправильно.

Человек, который вчера был лоялен к властям и духовенству, но выступал с определенной критикой, после таких действий со стороны властей легко занимает радикальную позицию. Напомню, что на Северном Кавказе именно духовенство оказало первый отпор экстремизму и долго оставалось один на один с этим явлением.

- Можно ли говорить о массовом закрытии мечетей в Кабардино-Балкарии?

- А как вы считаете, можно ли считать закрытие десяти мечетей из ста - массовым явлением? Однако я не стал бы категорично заявлять, что в Кабардино-Балкарии власти работают против мусульманского духовенства. Есть и конструктивные моменты в наших отношениях, и помощь со стороны властей. Но иногда все эти позитивные моменты перечеркиваются непродуманными силовыми действиями.

- Как вы относитесь к попыткам некоторых политиков на законодательном уровне запретить ваххабизм на территории России? Не считаете ли вы эти попытки очередной "охотой на ведьм", которая может только усугубить ситуацию на Северном Кавказе?

- В чем-то вы правы. Буквально лет пять назад я был активным сторонником того, чтобы ваххабизм был запрещен на законодательном уровне. Но в то же время я понимал, насколько трудно прописать в законе, что необходимо понимать под ваххабизмом.

У нас уже есть закон, который запрещает распространение религиозного экстремизма. Некоторые исламские правоведы мне говорили, что в демократическом обществе нельзя запретить распространение разного рода идей, включая и идеи ваххабизма. Однако если они начинают воплощаться и входят в конфликт с законом, то тут уже можно действовать жестко.

- Изменилось ли отношение к мусульманам со стороны властей после Беслана? Имели ли место случаи дискриминации мусульман?

- Возникали некоторые проблемы с реализацией права женщин носить платок и фотографироваться в нем на документы, несмотря на то что Конституционный суд РФ признал их право. Но не могу сказать, что эти случаи носят массовый характер.

- В чем вы видите основные сложности в борьбе с распространением экстремизма на Северном Кавказе?

- К сожалению, в российском исламе нет единой консолидированной позиции, нет единой программы по религиозному образованию и просвещению. Консолидация российских мусульман во многом поспособствовала бы профилактике экстремизма на Северном Кавказе. Лидеры мусульман должны почувствовать свою ответственность и сделать шаг в сторону интеграции и объединения мусульманской уммы России. При этом нужно разработать концепцию и механизмы, которые смогли бы удовлетворить всех лидеров российских мусульман.

- Ведется ли духовенством Северного Кавказа работа по формированию комплексной системы религиозного образования, что позволило бы избежать распространения экстремистских идей, особенно среди молодежи?

- Если бы на Северном Кавказе не формировалась система религиозного образования, касающаяся именно традиционного толерантного ислама, то ситуация была бы намного хуже. Именно религиозное образование способствует профилактике экстремизма. Во всех учебных заведениях введен общий стандарт. Но с начальным религиозным образованием дела обстоят пока плохо.

- В Дагестане запрещены к распространению издания Корана на русском языке в переводах известных российских арабистов, включая перевод Крачковского. На каком основании ту или иную религиозную литературу причисляют к экстремистской?

- По-видимому, это решение вынесли улемы и экспертный совет при ДУМ Дагестана. Я сейчас не возьмусь оспаривать это решение. Однако было бы очень хорошо сформировать специальную экспертную группу или экспертный совет регионального уровня, чтобы выносить взвешенные решения по этим вопросам. Тогда бы мы смогли действительно оградить мусульман от литературы, которая содержит в себе экстремистские идеи. С другой стороны, это позволило бы избежать необоснованных решений относительно той литературы, которая не несет в себе никакой угрозы.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Павел Бажов сочинил в одиночку целую мифологию

Павел Бажов сочинил в одиночку целую мифологию

Юрий Юдин

85 лет тому назад отдельным сборником вышла книга «Малахитовая шкатулка»

0
774
Нелюбовь к букве «р»

Нелюбовь к букве «р»

Александр Хорт

Пародия на произведения Евгения Водолазкина и Леонида Юзефовича

0
573
Стихотворец и статс-секретарь

Стихотворец и статс-секретарь

Виктор Леонидов

Сергей Некрасов не только воссоздал образ и труды Гавриила Державина, но и реконструировал сам дух литературы того времени

0
284
Хочу истлеть в земле родимой…

Хочу истлеть в земле родимой…

Виктор Леонидов

Русский поэт, павший в 1944 году недалеко от Белграда, герой Сербии Алексей Дураков

0
383

Другие новости