0
3329
Газета Интернет-версия

06.10.2004 00:00:00

Жизнь и житие Николая Рыжкова

Тэги: священник, Рыжков, прага


Николай Николаевич Рыжков родился в 1868 г. в семье священника в слободе Борисовка Грайворонского уезда Курской губернии. Селение было большое, богатое, и, надо думать, Рыжковы не были так бедны, как другие сельские священнические семьи. Тем не менее выбора школы для сына у родителей не было. Для детей духовенства были доступны лишь школы "духовного ведомства", и отец направил сына в Курскую семинарию.

В ней юноша проявил недюжинные способности, но и это не открывало больших возможностей, так как с 1879 г. семинаристов запретили принимать в университеты. Надо было выбирать: либо принимать священство и идти на приход, либо продолжать учебу в духовной академии. Рыжков избрал последнее и поступил в Киевскую духовную академию, которую с отличием окончил в 1892 г., получив степень кандидата богословия.

Однако преподавание в духовной академии его не увлекало, видимо, Николай Рыжков искал чего-то другого. Но найти сразу место по душе ему не удавалось. В феврале 1893 г. он был назначен в столицу на должность правщика текстов в канцелярии Синода, которая ведала изданием богослужебных книг. Переезд в Петербург открывал перед ним много других возможностей. В частности, обладая исключительно красивым голосом, он начал серьезно заниматься пением, и вскоре ему стали прочить блестящую карьеру на оперной сцене.

Однако Рыжков так и не успел испробовать свои силы на сцене. В 1895 г. его назначили псаломщиком при посольской церкви в Вене. В обязанности псаломщика входило не только чтение и пение на клиросе, он также сопровождал священника, когда тот посещал прихожан для исполнения треб, вел административную работу по церкви и приходу, заведовал библиотекой и т.д. Исполнять эти обязанности при церкви российского посольства ему помогали хорошее знание немецкого языка и прекрасное образование.

Способности молодого псаломщика были отмечены послом, который в середине 1897 г. назначил его нештатным секретарем при генеральном консульстве в Вене, сохранив за ним и место псаломщика. В том же году Николай Рыжков поступил в Венский университет, который окончил по кафедре славистики в 1901 г., но, сдав экзамены, диссертацию писать не стал, а продолжил занятия пением.

К началу XX века перед ним открылись перспективы двух карьер: дипломатической или артистической. О священстве он уже и не думал. Во всяком случае, в 1897 г. при освящении православной церкви апостолов Петра и Павла в Карлсбаде (Карловых Варах) он наотрез отказался от предложения протоиерея Николая Апраксина, настоятеля русских храмов в Праге и Карлсбаде, принять священство.

В 1894 г. Николай Рыжков женился. В 1899 г. у него родилась дочь Ариадна. Родители души в ней не чаяли. Когда годовалый ребенок заболел дифтеритом и врач определил, что положение безнадежно, близкий к отчаянию отец молился всю ночь об исцелении умирающей дочери. Тогда же он дал обет посвятить жизнь служению Богу, если Ариадна выздоровеет. И чудо произошло.

Рыжков немедленно написал протоиерею Апраксину в Прагу, что согласен принять священнический сан. И 18 апреля 1901 г. митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Антоний (Ведковский) назначил его на должность настоятеля православной церкви в Праге. Удивительно, но Рыжков не был еще даже диаконом, то есть был простым мирянином.

Затем его вызвали в Петербург, где сначала поставили в диаконы, а уже на другой день рукоположили в сан священника. 21 июля он уже опять в Чехии, где совершает свое первое богослужение в карлсбадской церкви. Лето отец Николай проводит в Карлсбаде, где заботится о многочисленных русских посетителях курорта, зиму - в Праге. Чехи тогда составляли большинство населения города, но там же проживали достаточно многочисленные общины немцев и евреев.

Чехи преобладали численно, быстро рос их экономический и культурный потенциал, однако австрийское правительство неохотно уравнивало их в правах с господствующей немецкой нацией. В таких условиях славянская идея начинала приобретать важное политическое значение, поэтому австрийские власти как огня боялись панславянской агитации.

Священник охотно принимал чехов, интересующихся православием и Россией. По четвергам в семье стало традицией приглашать друзей и знакомых на ужин. Бдительные полицейские видели в этом крамолу, чуть ли не заговор, хотя чисто политических разговоров отец Николай не допускал. Как только разговор переходил на политику, он наполнял бокалы и запевал: "Кому чару пить", и разговор, естественно, обрывался. Именно поэтому некоторые считали его не только аполитичным, но и малоревностным православным.

В Праге священник Николай Рыжков преподавал Закон Божий детям православных чехов. Здесь же он обратил в православие 180 чехов-старокатоликов. Служил панихиды по "еретику" Яну Гусу, в дни пражского Славянского конгресса в 1908 г. отслужил при большом стечении народа панихиду на могиле протестантского пастора Яна Коллара (1793-1852), которого называли "родоначальником литературного панславизма", допускал в православном храме служение на чешском языке. Эти действия нельзя было никак подвести под статьи Уголовного кодекса, но они сильно раздражали полицию, которая досаждала Рыжкову вечными придирками и вызовами для дачи объяснений по разным поводам.

Все изменилось 1 августа 1914 г., когда Германия объявила войну России, а 6-го ее примеру последовала Австро-Венгрия. На вокзалах Вены и Будапешта бравурно играли оркестры, подвыпившие солдаты распевали воинственные песни, кричали, что вернутся раньше, чем созреют сливы. Чехи в подобной ситуации были в оппозиции к власти, которая навязчиво стремилась найти в их среде "заговор", руководимый из-за рубежа. Отец Николай показался подходящей фигурой, и его арестовали уже 7 августа 1914 г. в Карлсбаде.

Немецкая толпа попыталась даже расправиться с ним на месте, чему воспрепятствовала полиция. Затем священника отвезли в гарнизонную тюрьму, а через несколько дней выпустили под надзор полиции. Но тут вмешалась русская пресса. 22 августа петербургское "Вечернее время" опубликовало статью, в которой утверждалось, что "протоиерей Рыжков был горячим сторонником объединения... славянских народов Австрии под скипетром русского государя и в этом направлении энергично работал в Праге".

Другие газеты перепечатали это известие, что только сыграло на руку австрийской военной прокуратуре. Священника вновь заключили в тюрьму и вскоре перевели в Вену, где он провел 22 месяца в одиночной камере в так называемой "башне смерти".

Суд состоялся только весной 1917 г. Военный прокурор квалифицировал подсудимого как "зачинщика, подстрекателя и руководителя мероприятий, направленных на отторжение некоторых территорий от Австро-Венгрии, создание и усиление опасности для государства извне и в поддержке течений, могущих вызвать гражданскую войну внутри государства". В качестве доказательства приводились широкие связи отца Николая с чешскими славянофилами и славянофильскими организациями, но главное - с Владимиром Саблером, обер-прокурором Синода.

Обвинитель считал, что Рыжков вел подрывную деятельность против Австро-Венгрии прямо по заданию Синода. Подсудимый все обвинения отрицал, а свидетели защиты подтвердили, что никакой политической деятельности он не вел. Тем не менее 7 мая 1917 г. суд приговорил отца Николая к смертной казни через повешение.

К этому времени царский режим уже пал. Временное правительство начало через посредников переговоры об обмене священника на задержанного в России униатского митрополита Антония (Шептицкого). Обмен состоялся, и отец Николай вернулся в Петербург. Но его здоровье было подорвано, а тяжелые революционные годы и Гражданская война не способствовали поправке. Николай Рыжков скончался 6 февраля 1920 г. на 52-м году жизни.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

Михаил Сергеев

Спад в металлургии и строительстве маскируется надеждами на будущее

0
860
Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

0
532
КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

Дарья Гармоненко

Зюганов расширяет фронт борьбы за непрерывность российской истории

0
1050
Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
1036

Другие новости