0
2762
Газета Интернет-версия

06.10.2004 00:00:00

От Фейербаха до апостола Павла

Тэги: журнал, наука, религия, юбилей, Проваторов


- Владимир Федорович, расскажите, пожалуйста, с чего все началось? Как появился ваш журнал и какую роль он должен был сыграть в атеистической пропаганде?

- Журнал был создан 45 лет назад постановлением ЦК КПСС в связи с громкими обещаниями Никиты Хрущева на партийном съезде через двадцать лет показать по телевизору последнего попа. "Наука и религия" должна была стать одним из средств реализации этой бредовой идеи - искоренить религию с помощью атеистической пропаганды.

Издание предназначалось специально для этой цели. Мы были включены в общую политическую концепцию - построение коммунизма, при наступлении которого религии уже не было бы места. Поэтому наш журнал пользовался всесторонней поддержкой партийных органов, ему организовывали массовую подписку и распространение.

- Значит ли это, что после наступления коммунизма журнал "Наука и религия", выполнив свою "просветительскую" функцию, перестал бы существовать?

- В известном смысле. Но, возможно, он получил бы какой-то другой импульс развития. Предположим, он писал бы не о религии, а о духовном развитии... Но коммунизм не наступил, а религия осталась, вместе с ней и наш журнал.

- Кто курировал работу журнала во времена Советского Союза? Кому он подчинялся, с кем сотрудничал?

- Непосредственного подчинения не было. Издателем нашего журнала тогда выступало общество "Знание". Это вполне соответствовало концепции, под которую и создавался журнал. Общество "Знание" - просветительская организация, и, следовательно, наше издание должно было заниматься атеистическим просвещением и воспитанием.

- Справлялся ли журнал с поставленными обществом "Знание" пропагандистскими задачами?

- Я считаю, что с задачами, которые возлагались на журнал, редакция вполне справлялась. Отмечу, что авторы "Науки и религии" были вынуждены писать в специфическом "просветительском" ключе. Но, несмотря ни на что, в журнале всегда было много талантливых и порядочных людей.

Были такие эпизоды, когда корреспондент "Науки и религии" уезжал в командировку для написания очередного "разоблачительного" материала, но вернувшись, писал статью не против, а в защиту верующих. Гуманистический заряд в журнале был всегда. К примеру, автор мог вступиться в защиту священника, которого несправедливо обидело церковное начальство. В редакции работали честные и принципиальные люди, часто их личные качества входили в противоречие с предназначением журнала.

- Почему журнал был так назван - "Наука и религия"? Чья это была идея?

- Честно говоря, не знаю. Скажу вам, что наш журнал в своем названии несет несколько смыслов. Один из них - наука против религии, другой - наука за религию, третий - наука и религия - их соотношение. Изначально, конечно, первое слово в названии противопоставлялось второму. Но всегда его предназначением было просвещение. Теперь в возрождении России заинтересована и наука, и религия. Но и атеизм остается до сих пор, а эти люди также имеют право на свои убеждения. Мы религиоведческий журнал, в котором успешно сочетаются наука и религия.

- Известно, что в 80-е годы журнал "Наука и религия" был одним из самых популярных в стране. Его выписывали и читали миллионы советских граждан. Чем вы можете объяснить эту популярность журнала, призванного способствовать атеистическому воспитанию?

- Когда журнал публиковал критические материалы о религии, то в них все равно был очень большой задел позитивного знания о религии. Более того, ко мне приходили письма от читателей, в которых они признавались, что после прочтения нашего журнала они становились верующими. Скажу вам, что часто статьи нашего журнала были единственным источником знания о религии.

Через наш рассказ о религиозных традициях, через научный анализ доктрин разных религий читатель узнавал об истории Русской Православной Церкви, о мире ислама или буддизма. Можно сказать, что если откинуть атеистическую конъюнктуру нашего журнала, то он был одним из немногих источников знания о религии. Кроме того, нельзя забывать, что у нас публиковались ведущие советские специалисты по религии - историки, социологи, философы. В их числе можно упомянуть Шахновича, Крывелева, Клибанова, Митрохина.

- Как журнал пережил эпоху перехода от "воинствующего атеизма" к демократизации государственно-конфессиональных отношений?

- Для нас в годы горбачевской перестройки стала складываться принципиально новая ситуация. В этот период начался резкий рост тиража. От 250 тыс. экземпляров журнал уверенно двинулся к миллионной планке. К сожалению, подъем журнала оборвал финансово-экономический кризис 1992 года. В этот период многие из наших коллег по перу отошли от журнала. Но мы уважаем их право на атеистические убеждения и помним все хорошее, что они делали для журнала.

В 1985 году наш журнал одним из первых выступил инициатором разработки закона о свободе совести. Мы подняли эту проблему еще до того, как Горбачев заявил о необходимости создания религиозного законодательства в стране. За эту деятельность нас тогда неоднократно корили высшие инстанции.

- Поменялась ли специфика публикуемых материалов в связи с изменением отношения к религии в СССР? В связи с изменением "религиозных интересов" читателей?

- Да, конечно. Наш журнал был подвержен тем изменениям, которые происходили в самом обществе. Он всегда старался отвечать духовным запросам наших читателей. Отмечу, что нынешнее общественное сознание обращено к мистицизму. Это связано прежде всего с тем, что рационально многие вещи объяснить просто нельзя.

- Что сегодня происходит в редакции "Наука и религия"? Испытываете ли вы идейные или материальные трудности?

- Сейчас нам живется "морально" гораздо легче, чем раньше, но при этом материально намного труднее. Мы почти из руин восстановили данное нам в аренду помещение редакции. К счастью, у нас много талантливых авторов. Конечно, хотелось бы, чтобы в журнале было больше цветных иллюстраций, чтобы бумага была получше. Но на все это нужны деньги. А мы по-прежнему живем только за счет средств, получаемых от подписчиков. Журнал в розницу не продается.

- Как вы считаете, с чем связано падение интереса среди читателей к единственному популярному в стране журналу о религии?

- Он упал по той же причине, почему упал интерес к таким известным журналам, как "Иностранная литература" или "Новый мир". Это объяснятся также еще и тем, что появилось целое море конфессиональной литературы.

- Какую основную задачу вы ставите перед журналом на сегодняшний день?

- Наша посильная задача - способствовать духовному возрождению России.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1786
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3765
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2818
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2299

Другие новости