0
1278
Газета Интернет-версия

21.04.2004 00:00:00

Куда новый лидер ведет "Братьев-мусульман"

Алексей Кудрявцев

Об авторе: Алексей Викторович Кудрявцев - старший научный сотрудник Института востоковедения РАН, эксперт Института изучения Израиля и Ближнего Востока.

Тэги: египет, братство, мусульмане


В январе 2004 года в Каире прошла "инаугурация" нового лидера египетских "Братьев-мусульман". После смерти престарелого Мамуна аль-Ходейби, пробывшего на посту "верховного наставника" организации немногим более года, "Братство" возглавил 76-летний Мухаммед Махди Акеф.

Седьмой по счету "верховный наставник" является в прямом смысле современником "Братства". Он родился в деревне Кафр-Авад-эс-Сенейта провинции Дакахлия (Нижний Египет) 12 июля 1928 года через четыре месяца после создания Ассоциации братьев-мусульман.

С "Братьями-мусульманами" он познакомился еще в 1940 году, когда ему было всего 12 лет. Подросток увлекался спортом, а руководство ассоциации всячески поощряло это увлечение у подрастающего поколения, готовя его к борьбе с "врагами ислама".

Вступление в ассоциацию, которая в 40-е годы переживала период бурного развития, сразу же внесло коррективы в жизненные планы юноши. Он собирался учиться на инженера, однако по воле основателя ассоциации Хасана аль-Банны поступил в Высший институт физкультуры, где у "Братства" не было своих людей. Но главное, в тот же период Мухаммед вступает в "особый аппарат" ("аль-джихаз аль-хасс") - элитную структуру, созданную по инициативе аль-Банны в начале 40-х годов и предназначенную для проведения "силовых" (по сути террористических) акций против врагов "Братства".

Мухаммед становится верным учеником Абд ар-Рахмана ас-Санади, основателя "особого аппарата". Среди его учителей были также улемы и шейхи ассоциации во главе с самим аль-Банной.

В 1951 году Акеф поступил в Каирский университет на юридический факультет. В 1951-1952 годах, в период партизанской войны против англичан в зоне Суэцкого канала, он руководил университетскими лагерями, а после антимонархической революции 1952 года передал эту функцию Камаль ад-Дину Хусейну, в то время командующему Национальной гвардией.

До 1954 года Акеф занимал еще один пост в "Братстве": в штаб-квартире ассоциации он возглавлял студенческую секцию, а также секцию спортивного воспитания молодежи. 1 августа 1954 года в ходе начатой режимом Гамаля Абдель Насера кампании репрессий против "Братьев-мусульман" Акеф был арестован. Его обвинили в похищении Абдель Монейма Абд ар-Рауфа - генерала египетской армии, руководившего ссылкой короля Фарука, и приговорили к смертной казни, однако потом приговор был смягчен: Акеф "отделался" пожизненной каторгой.

На свободу он вышел лишь в 1974 году. Два года Акеф проработал генеральным директором Управления по делам молодежи при Министерстве реконструкции и развития. Однако вскоре после состоявшегося в 1977 году визита Анвара Садата в Иерусалим, резко испортившего отношения между режимом и исламистами, Акеф уехал в Саудовскую Аравию. Сюда еще в 60-е годы эмигрировали многие "Братья-мусульмане" из Египта и других арабских стран, в которых они подвергались гонениям. В Эр-Рияде Акеф занял должность советника в организации "Всемирная ассамблея мусульманской молодежи", в которой отвечал за организацию исламских летних лагерей во многих странах мира.

Из Саудовской Аравии Акеф ненадолго вернулся в Египет, но в сентябре 1981 года, за несколько дней до массовых арестов "Братьев-мусульман" в Египте, выехал в Германию. Он основал и возглавил Исламский центр в Мюнхене, который наряду с аналогичными центрами, уже действовавшими к тому времени в Женеве и Лондоне, стал одним из главных звеньев сети, созданной "Братьями-мусульманами" в Западной Европе. В европейских странах, как и в США, благодаря демократическому законодательству и свободе слова "Братья" имели широкую возможность не только проводить работу среди местных мусульманских общин, но и вести борьбу против правящих режимов.

Именно в Мюнхене Акеф в 1981 году основал структуру, известную под названием "Всемирной организации Братьев-мусульман". Акеф принял активное участие в разработке устава этой организации, о создании которой было официально объявлено в мае 1982 года. Учреждение Всемирной организации дало ему возможность еще больше укрепить связи с исламистскими движениями и группировками в различных странах мира и сыграть заметную роль в ряде международных кампаний "Братьев-мусульман", в первую очередь в кампании по оказанию поддержки афганскому "джихаду".

Вернувшись в Египет, Акеф в 1987 году был избран членом Руководящего бюро "Братьев-мусульман". В том же году он стал одним из 37 депутатов от "Братьев-мусульман" в Народном собрании Египта.

С тех пор как в 1984 году египетские "Братья-мусульмане" впервые в истории получили возможность вступить на арену парламентской деятельности, статус официально запрещенной организации, свобода действий которой целиком определялась внутриполитическими соображениями правящего режима, стал для них серьезной проблемой. Все попытки лидеров "Братства" добиться его легализации наталкивались на неизменный отказ властей. С другой стороны, идея создания легальной политической партии под другим названием (как это сделали, например, "Братья-мусульмане" в Иордании или турецкие исламисты) разделялась в руководстве египетских "Братьев" не всеми. С 80-х годов Акеф был горячим сторонником именно этой идеи.

В 1996 году в условиях резко обострившихся отношений между правительством Хосни Мубарака и "Братьями-мусульманами" Акеф был арестован. Военный суд приговорил его к трем годам тюремного заключения по обвинению в причастности к созданию "Всемирной организации Братьев-мусульман". В 1999 году он вышел на свободу, чтобы спустя пять лет "неожиданно для него самого", как утверждает сам Акеф, возглавить "Братство". Объяснялось это главным образом поддержкой его кандидатуры со стороны зарубежных "Братьев-мусульман" (известно, что Мамун аль-Ходейби этой поддержкой не пользовался).

"Братья-мусульмане" по-прежнему выступают за избавление Ирака от американского присутствия и исходят из признания за иракцами права на использование "любых средств в борьбе с оккупантами".

"Братство" продолжает считать правительство США "главным сатаной", злейшим врагом арабов и мусульман и союзником всех "тиранических режимов" в мусульманском мире, к каковым "Братья" относят и свергнутый режим Саддама Хусейна.

Что касается позиции нового руководителя "Братства мусульман" в отношении режима Хосни Мубарака, то она в целом сохраняет преемственность по отношению к прежнему курсу "Братьев-мусульман". По-прежнему самой актуальной для "Братства" задачей является прекращение полицейских и судебных репрессий в отношении его активистов. Уже очевидно, что с избранием Акефа борьба за создание египетскими "Братьями-мусульманами" собственной легальной политической партии будет одним из главных направлений их деятельности. И хотя об этой цели говорили и прежние лидеры египетских "Братьев", новый руководитель явно намерен бороться за нее более активно, чем его предшественники.

О несомненной активизации "Братьев-мусульман" на внутриегипетской политической сцене свидетельствует выдвижение ими в начале марта 2004 года инициативы по проведению в Египте "всеобъемлющей реформы". Выступив на устроенной специально по этому поводу пресс-конференции, заместитель "верховного наставника" Мухаммед Хабиб отметил, что "Братья-мусульмане" выступили с этой инициативой исходя из веры в то, что лишь возвращение к исламу является "подлинным выходом из всех наших неурядиц - внутренних и внешних, политических и экономических, социальных и культурных".

Программа реформ, предложенная "Братством", охватывает все сферы египетской жизни - политическую, социальную, воспитательную, судебную, культурную и пр. В числе политических преобразований, предлагаемых "Братьями-мусульманами", фигурирует ряд положений, прямо направленных против существующих порядков. Это и отстранение армии от участия в политике, и жесткое ограничение президентских полномочий двумя мандатами, и пересмотр ряда "одиозных" законов (в том числе о печати и о профсоюзах), и освобождение политзаключенных, и прекращение практики пыток в египетских тюрьмах.

Появление мартовской "инициативы" стало серьезной заявкой "Братьев" на занятие своей ниши в египетской политической жизни в качестве одного из отрядов "демократической оппозиции". Время покажет, как будут складываться отношения властей с "Братством" при его новом руководстве. Однако можно предположить, что безоблачными они по-прежнему не будут.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Хунта Мьянмы смягчается под давлением оппозиции и повстанцев

Хунта Мьянмы смягчается под давлением оппозиции и повстанцев

Данила Моисеев

Аун Сан Су Чжи изменена мера пресечения

0
885
Вашингтон совершил северокорейский подкоп под ООН

Вашингтон совершил северокорейский подкоп под ООН

Владимир Скосырев

Мониторинг КНДР будут вести без России и, возможно, Китая

0
1342
Уроки паводков чиновники обещают проанализировать позднее

Уроки паводков чиновники обещают проанализировать позднее

Михаил Сергеев

К 2030 году на отечественный софт перейдут до 80% организаций

0
1020
"Яблоко" занялось антитеррором

"Яблоко" занялось антитеррором

Дарья Гармоненко

Инициатива поможет набрать партии очки на региональном уровне

0
986

Другие новости