0
1323
Газета Интернет-версия

15.10.2003 00:00:00

Малый Cтамбул в Западном Берлине

Тэги: фрг, мусульмане


Сегодня, когда мусульман и христиан призывают содействовать прекращению конфликтов, имеющих в своей основе давние вероисповедные споры, необходимо учитывать опыт тех стран, где пытаются решить подобные проблемы. Речь пойдет об одной из самых крупных колоний мусульман в ФРГ. К 1951 году мусульмане добились создания в этой стране своего Духовного управления с центрами в Мюнхене и Нюрнберге. Продолжала существовать и мусульманская община в Берлине, но она была недостаточно многочисленной, чтобы оказывать заметное влияние на жизнь города.

Ситуация изменилась в 1961 г., когда свободное сообщение между Восточным и Западным Берлином было прервано, а город разделила стена. Оставшись без восточно-берлинских тружеников, которые ежедневно приезжали на работу в Западный Берлин, местные предприниматели начали поиск дешевой рабочей силы за пределами города и даже за пределами Европейского континента. Вскоре в Западный Берлин начался приток турецких гастарбайтеров.

Основная часть турок-мусульман селилась в промышленном берлинском районе Кройцберг. По мере того как подрастало молодое поколение мусульман, родившихся в Западном Берлине, встал вопрос о религиозном обучении и воспитании детей в исламских традициях. Сначала изучение Корана проводилось стихийно турками-рабочими, сведущими в исламе, но потом общины начали приглашать дипломированных имамов из Турции. В конце 1980-х гг. они уже руководили здесь десятью школами, действующими при мечетях.

В то время в Кройцберге насчитывалось около 140 тыс. жителей, около 20% из них были мусульманами. В восточной части города, примыкающей к реке Шпрее, поселились примерно половина из них. Это и есть Малый Стамбул - уникальное в своем роде образование, где Запад и Восток встречаются ежедневно и ежечасно. Сегодня здесь соседствуют 8 мечетей и 14 евангелическо-лютеранских церквей.

С увеличением численности мусульман возросла опасность роста межрелигиозной напряженности между христианами и "пришлыми". Духовные наставники верующих обеих религий были вынуждены начать межрелигиозные собеседования, чтобы лучше узнать друг друга и преодолеть психологическую отчужденность.

Христианско-мусульманский диалог в Кройцберге начался в 1974 г. при активном участии пастора Гердта Веттига. По его словам, в городе порой возникают конфликты между немцами и турками на бытовой почве, но массовых межрелигиозных столкновений, к счастью, пока не происходило. В этом, несомненно, проявляются плоды постоянных проповедей в церквах и мечетях о религиозной веротерпимости. Местные имамы хорошо говорят по-немецки, некоторые пасторы - по-турецки.

В лютеранском Эммаусском приходе раз в неделю проводятся катехизаторские занятия с конфирмантами - подростками, которые в 14 лет должны стать полноправными членами христианской общины. Дети живут и учатся бок о бок со своими сверстниками из мусульманской общины. Чтобы ребята могли лучше узнать друг друга, пастор Веттиг организует периодические встречи своих подопечных с детьми, посещающими школу по изучению Корана при одной из местных мечетей.

Как-то на одну из таких встреч мы отправились вместе с пастором и группой подростков-конфирмантов. Дорога от Эммаусской церкви в мечеть занимает минут десять. Снимаем обувь, входим. Мальчики сидят по-турецки на полу, перед каждым - низенькая деревянная подставка, на которой лежит Коран. Неподалеку расположились девочки. Пастор Веттиг со своими подопечными садятся рядом на полу, и встреча начинается.

Тема - обсуждение мусульманской идеи Единого Бога и христианского учения о Святой Троице. Пастор и имам помогают детям в затруднительных моментах. Девочки-турчанки в белых платках до плеч бойко говорят по-немецки, но между собой перебрасываются турецкими фразами. Пожилые турки-мусульмане сидят в стороне, перебирая четки и посматривая на происходящее.

Царит атмосфера доброжелательности. Наставники с обеих сторон избегают пропагандистских приемов, подчеркивая, что весь смысл диалога в том, чтобы христиане стали более благочестивыми христианами, а мусульмане - более правоверными мусульманами. Цель встречи - установить взаимопонимание, а не унифицировать религиозные воззрения. В заключение встречи подводится ее итог: верующие во Всевышнего Милосердного Бога должны быть хорошими соседями, жить в мире и бороться против разжигания религиозной нетерпимости. Становится очевидным тот факт, что отношения легче завязываются на "площадке молодняка".

А что произойдет, когда молодняк подрастет? Ведь сегодня многое изменилось. Коммунистический режим в странах Восточной Европы рухнул. Приток мусульман в Германию увеличился, и ныне это все чаще приводит к межнациональным и межрелигиозным конфликтам. На улицах немецких городов периодически вспыхивают "сражения" между турками и курдами.

Во время Рамадана межнациональные схватки затихают, но по окончании мусульманского поста полиция то и дело выезжает по тревоге. Например, соседи сообщают, что за стеной слышались дикие крики, а вскоре канализационные стоки окрасились в красный цвет. Ворвавшись в квартиру "потенциальных убийц", группа захвата оказывается на празднике Курбан-байрам. Их угощают свежим шашлыком: овцу только что зарезали в ванне┘

При входе на молодежные дискотеки вы не увидите надписи "Туркам вход запрещен". В Германии за проявление шовинизма можно нарваться на крупные неприятности. Но в некоторые дискотеки турок не пустят широкоплечие охранники. Владелец одной из таких дискотек в беседе с журналистом сказал: "Я не расист. Но если в моем заведении повздорят два немца, то их растащат приятели, и через пять минут они будут пить пиво на брудершафт. А если сцепятся немец и турок, то через минуту сюда ворвется еще сто турок с железными прутьями в руках, и к утру от моей дискотеки не останется камня на камне".

После 11 сентября 2001 года межрелигиозные страсти накалились еще больше. В Германии резко возросло число угроз в адрес мусульман, проживающих в стране. Сегодня ни в Берлине, ни в Иерусалиме нет уже видимых стен, разделяющих христиан и мусульман. Они проходят через умы и сердца людей, и поэтому преодолевать их намного сложнее.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Скоростной сплав

Скоростной сплав

Василий Столбунов

В России разрабатывается материал для производства сверхлегких гоночных колес

0
1052
К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
1692
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
1536
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
2893

Другие новости