Как правило, высшие российские должностные лица в ходе своих зарубежных визитов уделяют не слишком много внимания общению с религиозными деятелями. Однако последний визит Владимира Путина в США стал исключением. В генеральном консульстве РФ в Нью-Йорке президент встретился с иерархами Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Среди них глава РПЦЗ митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Лавр, архиепископ Берлинский и Германский Марк, епископ Сан-Францисский и Западно-Американский Кирилл, епископ Манхэттенский Гавриил.
Судя по всему, это было отнюдь не протокольное мероприятие. В ходе встречи Владимир Путин передал иерархам РПЦЗ приглашение от Патриарха Алексия II и от себя лично посетить Россию. Президент заявил, что придает большое значение диалогу Московского Патриархата с Русской Православной Церковью Заграницей, поскольку она имеет приходы и храмы в различных частях мира - от Европы до Австралии и Новой Зеландии. "Россия возвращается в семью цивилизованных наций, возвращается и для Русской Православной Церкви Заграницей", - сказал Путин.
В ответной речи митрополит Лавр подчеркнул, что для РПЦЗ "нет большего блага, чем служить родине, работать на благо Русской Церкви, русского народа, русской культуры". Он подарил президенту России икону преподобномученицы Елизаветы. В свою очередь, Владимир Путин подарил митрополиту икону Ветхозаветной Троицы и альбом "Московский Кремль на рубеже веков". "Кремль - это не только средоточие власти, но и центр духовной жизни", - пояснил президент. Встреча продолжалась более двух часов за закрытыми дверями. После ее окончания митрополит Лавр сказал, что "более чем доволен ее результатами".
Надо сказать, что для этого у него есть все основания - немногие зарубежные духовные лидеры удостаивались такого внимания со стороны российского президента. До сих пор РПЦЗ редко оказывалась в центре общественного внимания. Ее отношения с Московским Патриархатом считались исключительно внутрицерковным вопросом и не вызывали особого интереса у светской общественности.
Почему же президент вдруг решил вынести обсуждение этой темы на столь высокий уровень?
Дело в том, что Русская Православная Церковь уже давно призывает "зарубежников" к переговорам по поводу восстановления единства РПЦЗ и Московского Патриархата. Например, весной нынешнего года Патриарх Алексий II обратился к иерархам, возглавляющим различные ветви русского православия в Западной Европе, включая РПЦЗ, с предложением об их объединении под эгидой Московского Патриархата в единую церковную организацию - Митрополичий округ. На этом фоне встреча президента с иерархами РПЦЗ выглядит как попытка ускорить процесс объединения двух Церквей. Путин дал понять "зарубежникам", что этот вопрос имеет для него не только церковное, но и государственное значение.
Впрочем, какие бы жесты доброй воли ни делала Москва в адрес РПЦЗ, до объединения двух Церквей пока еще очень далеко. Московский Патриархат и "зарубежники" пока что не ведут официальных переговоров по этому поводу. В 1993 году они были начаты архиепископом Берлинским и Германским Марком (РПЦЗ) и архиепископом Феофаном (РПЦ МП), но затем прерваны из-за скандала вокруг захвата Московской Патриархией монастырей РПЦЗ на Святой Земле.
Более того, среди верующих обеих Церквей далеко не все уверены в необходимости объединения. От Московского Патриархата на встрече Путина с "зарубежниками" присутствовал неофициальный представитель - наместник Сретенского монастыря архимандрит Тихон (Шевкунов), который известен как активный сторонник сближения с РПЦЗ. По идее в столь статусном мероприятии должен был принять участие и глава Отдела внешних церковных связей (ОВЦС) Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев). Однако глава ОВЦС, по-видимому, не разделяет энтузиазма архимандрита Тихона. И на это есть вполне конкретные причины. Дело в том, что главным "камнем преткновения" между РПЦЗ и Московским Патриархатом является проблема экуменизма. "Зарубежники" не устают призывать Московскую Патриархию к отказу от этой "всеереси" (так был назван экуменизм в определении Архиерейского Собора РПЦЗ, состоявшегося в 2000 году).
Совершенно очевидно, что, несмотря на вполне лояльное отношение к Московскому Патриархату со стороны нынешнего главы РПЦЗ митрополита Лавра, "зарубежники" вряд ли смягчат свою позицию в отношении экуменической деятельности. Столь же очевидно, что Московский Патриархат не станет в угоду РПЦЗ отказываться от контактов с другими христианскими конфессиями. Так что, несмотря на вполне заметное потепление в отношениях между двумя Православными Церквами, их реальное объединение пока вряд ли возможно.