0
1383
Газета Интернет-версия

05.03.2003 00:00:00

"Осевое время"

Тэги: Гафни, евреи, вавилон, талмуд


Гафни И. Евреи Вавилонии в талмудическую эпоху. - Иерусалим-Москва: Гешарим/Мосты культуры, 2003, 396 с.

Книга знаменитого израильского историка Исайи Гафни посвящена практически неизвестной российскому читателю эпохе (III-V вв.) еврейской истории, когда на территории нынешнего Ирака в еврейской общине был составлен Вавилонский Талмуд. Эта эпоха была и остается для евреев своего рода вторым "осевым временем". Именно тогда создано то духовное наследие, которое сформировало облик данного народа на много поколений вперед.

Первая глава книги посвящена политической истории месопотамского еврейства в период Второго Храма, т.е. охватывает без малого тысячу лет. Впрочем, никаких достоверных данных о жизни еврейской общины этой эпохи, как признает автор, нет, кроме текстов Танаха и отдельных отрывков из трудов античных историков и географов. Полемизируя с авторами, которые считают, что в отличие еврейских общин Палестины и Римской империи жизнь вавилонской общины была безоблачной, Гафни на ряде конкретных примеров доказывает, что период благополучия закончился для евреев после падения в 226 г. парфянской династии Аршакидов.

В результате, как только на престоле оказывался слабый или фанатичный царь, в Иране немедля начинались гонения на иноверцев, в том числе и на евреев, выражавшиеся в разрушении синагог, убийстве мудрецов и т.д. Впрочем, при правлении сильных и просвещенных царей община процветала, а согласно среднеперсидской хронике, женой шахиншаха Йездигерда I стала дочь экзиларха (главы еврейской общины).

Во второй главе рассматривается культурная и духовная деятельность вавилонских евреев в доталмудический период. Историк на основе анализа памятников еврейской литературы, имеющих вавилонское происхождение (книга Товита, отрывки о еврейской общине Вавилонии из трудов Иосифа Флавия, рассказы о мудреце Гиллеле, бывшем выходцем из Вавилонии), приходит к весьма пессимистическому выводу об отсутствии каких-либо четких данных об этом вплоть до начала II в. В значительной мере это объясняется тем, что в отличие от палестинских евреев, чье духовное наследие было сохранено христианской Церковью, а многочисленные памятники материальной культуры найдены археологами, в Вавилонии не было ни христианской Церкви, которую бы интересовало еврейское наследие, ни археологических раскопок в местах массового поселения евреев.

Третья и четвертая главы посвящены структурам еврейского самоуправления в Вавилонии и социальной структуре еврейской общины. Прежде всего речь идет о возглавлявшем общину экзилархе, или рейш-галута ("князе изгнания"), согласно традиции происходившем из дома Давида. Автор отвергает попытки возвести возникновение этого института ко временам вавилонского пленения. Он отмечает, что впервые экзилархат упоминается в начале III в. в связи со смертью носителя этого титула, а потому возникновение звания рейш-галута можно отнести примерно к середине II в. Анализируя прерогативы экзиларха, Гафни находит много общего между его положением и властью палестинского наследственного патриарха из рода Гиллеля. Интересно, что главы йешив избирались самими мудрецами.

В отличие от Римской империи, где синагога была не столько местом молитв, сколько местом учебы и центром благотворительности и общинного самоуправления, в Вавилонии она сохраняла лишь первую из этих функций. И некоторым мудрецам приходилось буквально изобретать поводы для того, чтобы заниматься там изучением Торы. Еще одним отличием вавилонских евреев был ярко выраженный местный патриотизм, доходивший порой до прямых оскорблений евреев-"чужаков", и повышенное внимание к чистоте родословной и вопросу, где проходит граница Вавилонии.

В главе "Израиль и народы в Вавилонии времен Талмуда" рассматривается влияние на евреев окружающего их общества, с представителями которого они постоянно контактировали как по деловым, так и по бытовым вопросам. В частности, Гафни показывает, что мудрецы были осведомлены об основных иранских праздниках, знали персидский язык, а иранская астрология и демонология оказали больше влияние на соответствующие разделы Талмуда.

Последняя, шестая глава книги посвящена возникновению и деятельности вавилонских йешив. Для реконструкции истории йешив автору приходилось пользоваться литературой более поздней эпохи, поскольку составителям Талмуда не было нужды описывать свою повседневную жизнь. По мнению Гафни, время возникновения знаменитых йешив Суры и Пумбедиты относится примерно к середине III в., когда в источниках впервые появляются сведения о "царствовании" там того или иного мудреца. Специально рассматривается вопрос об установлении мудрецами контактов с широкими массами еврейского населения. Это происходило двояко: либо путем их участия в разрешении споров в качестве судей (ученики в этом случае выполняли роль адвокатов и могли поправить учителя, забывшего определенные детали), либо в рамках возникшего в начале IV в. такого обычая, как пирка (публичная проповедь). Пирка обычно включала в себя четкий и ясный комментарий к какому-либо отрывку Торы, дабы не вводить в заблуждение народ сложными толкованиями.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Дистанционное голосование массированно протестируют на низовых выборах

0
459
Судебная система России легко заглотила большого генерала

Судебная система России легко заглотила большого генерала

Иван Родин

По версии следствия, замглавы Минобороны Иванов смешал личные интересы с государственными

0
734
Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Екатерина Трифонова

Принимать решения без присутствия всех сторон процесса получается не всегда

0
519
Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

0
297

Другие новости