0
1299
Газета Интернет-версия

05.02.2003 00:00:00

Властелин сердец

Тэги: Адельгейм


Иерей Павел Адельгейм. Догмат Церкви. - Псков, 2002.

Книга священника Павла Адельгейма - откровенный и честный разговор о том, какой должна быть Церковь, и о том, какова она сегодня.

Начинается книга с главы "Приглашение к диалогу". Речь в ней идет о жизни одной лишь Псковской епархии, где Павел Адельгейм прослужил много лет. Но разговор одновременно касается и всей церковной полноты, потому что в жизни одной епархии отражаются трудности и болезни всей Русской Православной Церкви.

У автора большой и трудный жизненный опыт. Отец и оба деда расстреляны. Когда арестовали мать, его отдали в детский дом, а потом отправили отбывать вместе с матерью ссылку в Казахстане. Но мальчик выжил и даже сохранил веру, выбрав путь духовного служения.

В 1956 г. он поступил в Киевскую духовную академию. В 1959 г. исключен игуменом Филаретом (Денисенко) по политическим мотивам. Рукоположен епископом Ермогеном (Голубевым) в диаконы, служил в ташкентском кафедральном соборе. Окончил Московскую духовную академию. В 1964 г. рукоположен в священники и назначен в г. Каган Узбекской ССР. В 1969 г. построил новый храм(!), и за это был арестован и осужден по ст. 190 (клевета на советскую власть), приговорен к трем годам лишения свободы. В 1971 г. во время волнений среди заключенных, в которых он принимал участие, потерял правую ногу. Освободился из заключения инвалидом в 1972 г. Служил священником в Фергане и Красноводске. С 1976 г. служит в Псковской епархии. Возглавляет два прихода: в Пскове, где с 1992 г. действует православная школа, и в деревне Писковичи Псковской области, где с 1993 г. существует приют для сирот-инвалидов.

В книге прежде всего чувствуется боль человека, искренне служащего Церкви и не могущего смириться с тем, что происходит с ней сегодня. Прежде всего о. Павел размышляет о смысле служения епископа как предстоятеля местной Церкви. Наши архипастыри очень любят напоминать, что "Церковь в епископе, и епископ в Церкви". "Эту фразу святителя Киприана Карфагенского цитируют обычно до половины, искажая смысл текста, - пишет о. Павел. - Осознанно или нет, но фразу обрывают словами "Церковь в епископе" и исповедуют этот обрывок в качестве предания Церкви <┘>. Епископ отождествляется с церковной полнотой, его желания выражают волю Церкви <┘>. В действительности эти слова означают, что епископ олицетворяет единство Церкви, неслитно и нераздельно пребывая с ней и в ней, однако не исчерпывает ее полноту собственной персоной ни в мистической, ни в эмпирической реальности, поскольку сам не существует вне церковной общины, но только внутри нее <┘>.

Какое глубочайшее смирение и трезвость необходимы архиерею, чтобы пережить свою литургическую божественность как не принадлежащую не его персоне, а его харизме".

Что заставило о. Павла писать об этом? Прежде всего собственный опыт общения с архиепископом Псковским и Великолукским Евсевием (Саввиным), требующим беспрекословного подчинения даже там, где его действия расходятся с канонами Церкви и просто со здравым смыслом.

Особенно недюжинную силу воли и настойчивость правящий архиерей проявляет, когда речь идет о разномыслиях. Здесь он непримирим. Так было в случае с иконописцем архимандритом Зиноном (Теодором), которого он запретил в священстве на неопределенный срок и вынудил оставить Мирожский монастырь. И даже после снятия прещения Патриархом Алексием II владыка не хочет признавать о. Зинона клириком своей епархии. И это не единственный случай.

В ходе повествования о. Павел рассказывает и о своих бедствиях, как один за другим у него отнимались храмы, которые он восстановил из руин, отнимались плоды его многолетнего труда: мастерские, приют, гимназия.

Но все же автор ведет разговор даже не о конкретных и вопиющих случаях. Речь идет о более глубоких вещах: о природе Церкви и тех искажениях, к которым мы так привыкли. Нас уже почти не коробит, когда мы слышим о коммерческих сделках Церкви, о коррупции высшего духовенства, о заискивании перед государством, о "голубых" епископах, о сращивании с криминальными структурами и проч. Это стало каким-то обыденно-скучным за последние десять лет. Страшно то, что выросло уже новое поколение в Церкви, которое, видимо, считает, что иначе и быть не может.

Но священник Павел Адельгейм относится к тому поколению, которое свою веру отстаивало при другом режиме, открыто стремившемся уничтожить Церковь. К счастью, он встречал иных епископов. Одну такую встречу он вспоминает с удивительной теплотой.

Вернувшись из заключения в 1972 г., о. Павел пришел к архиепископу Ташкентскому и Среднеазиатскому Варфоломею. "Мы не были знакомы, - пишет он. - Когда я вошел в кабинет на березовой ноге, без креста, в чужой рясе, владыка растрогался, одел на меня протоиерейский крест, благословил, обнял. Эту награду я храню как дорогую память прошлого взаимопонимания с епископом. По поводу награды гонимого священника архиепископ Варфоломей принял большие скорби в Совете по делам религий".

Может, именно эти "большие скорби" и были тем, что соединяло пастырей и паству в трудные годы. Теперь же, когда этих скорбей нет, между епископом и общиной встают непреодолимые преграды. "Во времена советского атеизма священник не был унижен животным страхом перед епископом. Тогда мы все вместе смотрели в глаза опасности и были готовы к мученичеству, если призовет Бог. Мы были единомысленны", - с горечью пишет священник. Сегодня в Церкви единомыслие между епископом и священниками такая редкая вещь, что ее днем с огнем не сыщешь. А уж о мирянах говорить не приходится. Разве может простой мирянин увидеть епископа иначе, чем на архиерейском богослужении? Роль мирян в Церкви в последнее время вообще сводится к участию даже не в таинствах, а в требах (конечно же, платных!), и измеряется частотой и суммой пожертвований, опускаемых в кружку.

Церковь - часть общества, и она болеет теми же болезнями. Это факт неоспоримый. Сейчас модно говорить о консолидации, о "сильной руке", в Церкви тоже частенько говорят о единстве. Но что мы понимаем под этим словом? Вот как автор отвечает на этот вопрос: "Идею единства выражает не только Церковь Христова. Армия, мафия, концлагерь или епархия одинаково обретают свое структурное единство в общине. В армии выразителем единства является генерал. В мафии - "крестный отец", а в Церкви - епископ".

Архиепископ Псковский тоже любит говорить о единстве, церковной дисциплине и послушании епископу как главе местной Церкви. Но на деле это единство распадается как карточный домик, когда он одного запрещает в служении, другого переводит за штат, у третьего отбирает храмы и приюты и т.д. Достичь единства владыка хочет путем отсечения непослушных членов. О нахождении общего языка с паствой нет и речи. Последствие такой политики предсказуемы.

В конце книги автор признается, что она получилась неожиданной даже для него самого. Неожиданной, видимо, она будет и для епископа. Но эта неожиданность вполне оправданна, потому что тот, кто хочет смотреть правде в глаза, не должен пенять на зеркало. Ну а если епископу не понравится то, что он увидит в зеркале? Может быть, тогда другие архипастыри услышат этот голос "вопиющего в пустыне"? Услышит ли Патриарх? Российская пустыня велика: можно ведь и не докричаться.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

Михаил Сергеев

Спад в металлургии и строительстве маскируется надеждами на будущее

0
1043
Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

0
644
КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

Дарья Гармоненко

Зюганов расширяет фронт борьбы за непрерывность российской истории

0
1252
Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
1253

Другие новости