0
2369
Газета Интернет-версия

21.08.2002 00:00:00

Новый герой старой веры

Роман Лункин

Об авторе: Роман Николаевич Лункин - аспирант Института философии РАН. Материал подготовлен в рамках проекта Кестонского института (Оксфорд, Англия) "Энциклопедия современной религиозной жизни России". Руководители проекта - священник Майкл Бурдо и Сергей Филатов.

Тэги: старообрядчество, новозыбковцы


На уровне общин старообрядчество разделяется на множество оттенков, различных согласий и толков, сложившихся в течение более чем трех веков российской истории. Каждый старообрядческий лидер, если употреблять терминологию философа Николая Лосского, являлся "субстанциональным деятелем", который создавал свой образ старой веры.

Так, выработанная веками защитная реакция на новшества привела к появлению в 1999 г. еще одного старообрядческого согласия, отделившегося от новозыбковцев, - Древлеправославной Церкви с центром в Курске, которую возглавляет епископ Аполлинарий (Дубинин). Владыка Аполлинарий (в миру Александр Григорьевич Дубинин), доцент Московского химико-технологического института имени Д.И. Менделеева и специалист по биоэлектрохимии, десять лет был иеромонахом Новозыбковской Древлеправославной Архиепископии (центр Архиепископии располагался в то время в городе Новозыбкове Брянской области).

Конфликт созревал медленно, но верно. В 1999 г. в Курске возникли разногласия между настоятелем одного из самых многочисленных приходов в России - иеромонахом Аполлинарием и вновь назначенным епископом Курским Львом, который начал упрекать Аполлинария в отсутствии должного участия в приходской жизни, а также выражал неудовольствие частыми поездками настоятеля в Европу и Америку на научные конференции по биоэлектрохимии и богословию без его разрешения. Духовные чада не стали терпеть обвинений, которые высказывал в проповедях епископ Лев в отношении отца Аполлинария. В декабре 1999 г. они выразили недоверие епископу, который пользовался поддержкой руководства Новозыбковской Архиепископии. Это поставило приход в оппозицию к священноначалию своей Церкви. В этой ситуации и проявилось недовольство идеологией новозыбковского епископата. Аполлинарий определил "генетические" грехи новозыбковцев, проявившиеся особенно остро в то время, когда рамки советской эпохи перестали быть структурирующим началом для мировоззрения этой Церкви.

23 декабря 1999 г. иеромонах Аполлинарий объявил об отделении курского прихода от Новозыбкова. Главной причиной стало то, что руководство Архиепископии негласно вводит различного рода новшества, не свойственные старообрядцам ранее. В начале 2000 г. отец Аполлинарий стал епископом Курским. Рукоположил его епископ Тульчинский Евмений, управляющий древлеправославными общинами в Румынии, который поддержал Аполлинария в его претензиях к руководству Архиепископии. В процессе развития раскола, когда Архиепископа Аристарха (Калинина) в 2000 г. сменил его племянник Александр (Калинин), из Курска прозвучало прямое обвинение в обновленчестве. В частности, в справке для органов юстиции говорится о том, что белокриницкое согласие и Новозыбковская Архиепископия "идентичны", хотя у них есть канонические различия: в лампадах иногда употребляется масло не растительного происхождения, а свечи не восковые, что также является нарушением. По словам Аполлинария, однажды в Румынии, где проживает новозыбковская диаспора, Архиепископ Александр повенчал пару, в которой муж не был старообрядцем. Согласно канонам, нужно было совершить чин приема одного из супругов в старообрядчество, только потом их можно было венчать.

Одна из основных претензий к новозыбковской иерархии заключалась в том, что она подражает Московской Патриархии. В течение десяти лет после падения Советского Союза происходила, как отмечал Аполлинарий, "никонианизация" Новозыбковской Архиепископии. Устав принимался по образцу устава Московской Патриархии, согласно которому все имущество приходов принадлежит Архиепископии, а не прихожанам. Эта норма нарушает принцип автономности прихода и лишает верующих их традиционной роли в управлении приходом и свободного выбора себе священника. Один из Новозыбковских церковных Соборов разрешил священнослужителям обращаться в светский суд, прокуратуру и милицию для разрешения церковных вопросов. Такая практика принята и в Московской Патриархии, где отсутствует, как и у новозыбковцев, церковный суд.

Власть не должна вмешиваться в жизнь Церкви, считает владыка Аполлинарий. Оставшееся от советских времен преклонение перед властью вызывает у него стойкое неприятие. Еще когда он служил в Курске, епископ Лев в проповедях говорил: "Нет власти не от Бога, и вы должны подчиняться каждой власти". Аполлинарий возражал: "Нет власти, если она не от Бога. Если власть отворачивается от Бога, то и Он отворачивается от власти". Спорили священнослужители и о том, у кого власть в Церкви. Аполлинарий считал, что власть у народа, а Лев, что у епископа.

Новый глава новозыбковцев Архиепископ Александр, ставший ныне Патриархом, по мнению Аполлинария, просто старается укрепить свою власть и статус Церкви. Стремление к большим почестям, к власти, склонность к авторитарным методам - это также причина отделения "курян". Епископ Аполлинарий приводит в пример силовые методы, которые применялись к его приходу. В 2001 г. новозыбковские священники предприняли четыре попытки силой отнять курский храм у его сторонников, но им не удалось преодолеть сопротивление прихода.

Другая история связана с задержанием Аполлинария в апреле 2000 г. в Брянской области на границе с Белоруссией со старообрядческими книгами, которые посчитали контрабандой. Незадекларированные старинные книги владыка Аполлинарий вез, чтобы, как обычно, служить по ним вместе со своими прихожанами в Кременчуге на Украине. Вначале ему грозил только штраф, однако через месяц возникло дело о контрабанде. Тогда дело было передано в Брянское отделение ФСБ. По словам владыки Аполлинария, один из сотрудников ФСБ обосновал это тем, что представители спецслужб встречались с Архиепископом Александром, который заявил о краже книг и обвинил в этом Аполлинария. В итоге Брянский суд приговорил владыку Аполлинария к трем годам лишения свободы, однако его сразу амнистировали по случаю 55-летия окончания Второй мировой войны. Епископ Аполлинарий не признал себя виновным и до сих пор борется за отмену решения суда.

С первого взгляда может показаться, что опять староверы поссорились из-за личных обид и обрядовых мелочей, однако, как и в XVII веке, за этими спорами стоит жесткая идейная позиция. Она основывается на тезисе о том, что окружающий мир размывает старообрядчество. Отказ от консервативного начала, от "мелочей" приводит к изменению лица Церкви. В беседе с автором этой статьи владыка Аполлинарий подчеркнул: "Если раньше эти процессы проходили веками, то теперь они идут уже годами".

Идейную позицию курского прихода поддержали несколько общин под управлением епископа Тульчинского Евмения в Румынии, два прихода в Краснодарском крае, два в Дагестане, один на Украине. В конце 2001 г. рукоположен еще один, третий по счету архиерей - епископ Богородский и Суздальский Антоний (Баскаков), который в настоящее время создает приход в Москве. Ведутся переговоры о присоединении одного не старообрядческого прихода в Петербурге.

Точка зрения Патриарха Александра на произошедшие события заключается в том, что обвинения Аполлинария в адрес Новозыбковской иерархии ложны. По его словам, он не нарушал церковных канонов и не собирался идти на сближение с белокриницким согласием. Наоборот, на последнем Соборе принято постановление, подтверждающее канонические различия между этими двумя старообрядческими согласиями.

Идеологические причины раскола Патриарх Александр сразу отметает: "Аполлинария давно надо было лишить сана за неповиновение церковному начальству, которому он семь лет обещал бросить свою светскую работу в институте, но так и не бросил ее, оставшись светским человеком, интеллигентом, который не может поступиться своей гордыней. Все выдвигаемые Аполлинарием причины ухода - это только предлог для того, чтобы создать свою Церковь".

Два священника Древлеправославной Патриархии - Андрей Марчин и Александр Чукаленко - отметили, что Аполлинарий нарушил церковные каноны, то есть игнорировал неоднократные предупреждения руководства о недопустимости совмещения иноческого, священнического и гражданского служений. По их словам, после смерти Архиепископа Аристарха новый глава Церкви потребовал от Аполлинария в более категоричной форме, чем ранее, отказаться от своей светской работы, что и привело к расколу.

Вопрос о том, канонична ли, хороша или плоха Церковь, созданная русским интеллигентом Аполлинарием (Дубининым), относится скорее к сфере церковно-исторических проблем. Для светского же исследователя возникновение среди старообрядцев-поповцев еще одного толка - это религиозный феномен, который достоин внимания ученых и журналистов.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В Совете Федерации остается 30 свободных мест

В Совете Федерации остается 30 свободных мест

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Сенаторами РФ могли бы стать или отставники, или представители СВО-элиты

0
699
Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Анастасия Башкатова

Несмотря на дефицит кадров, в стране до сих пор есть застойная безработица

0
787
Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Ольга Соловьева

Производство бензина в стране сократилось на 7–14%

0
1130
Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Екатерина Трифонова

Назначенные государством адвокаты попали под пропагандистскую раздачу

0
904

Другие новости