0
1185
Газета Интернет-версия

14.11.2001 00:00:00

Полигон для грядущих религиозных войн?

Тэги: судан, гражданская, война


ВОТ УЖЕ 14 лет Судан раздирается ожесточенным противоборством между властью и оппозицией. Кровопролитная гражданская война унесла уже 2 миллиона человеческих жизней, а 600 тысяч суданцев были вынуждены покинуть свою родину.

Политические противоречия здесь отступают на второй план и уступают место противоречиям религиозным. Суданские власти выражают интересы мусульманской части страны, составляющей 70% от всего населения, тогда как оппозиция строго ориентирована на язычников (25%) и христиан (5%). Причем ситуация усложняется тем, что правящий режим борется еще и с неортодоксальными нубийскими мусульманами, а также с многочисленными исламскими сектами. Кроме того, на севере активно действуют оппозиционные властям исламские группировки "Аль-Умма⌡ и Юнионистско-демократическая партия, вошедшие в широкую коалицию с южным Суданским народно-освободительным движением (лидер Джон Гаранг). Определенную активность проявляет и Суданская коммунистическая партия.

Само собой, конфессиональные противоречия в Судане теснейшим образом переплетаются с этническими. "Коренные", если так можно выразиться, африканские (негроидные) этносы юга Судана преследуют свои сепаратистские цели. Но вот что характерно: еще до начала широкомасштабной войны многие этносы юга захотели ослабить самую многочисленную народность динка и развернули мощную кампанию за введение нового, более жесткого административного деления, которое было невыгодно прежде всего этой самой народности. Данная кампания во многом и спровоцировала суданские власти на решительные централистские мероприятия. В конечном итоге эти меры ударили и по инициаторам кампании.

Война ведется с переменным успехом - победы властей сменяются победами оппозиции. Так, в октябре сего года повстанцы юга атаковали нефтепромыслы в 770 км от столицы Судана Хартума. В ходе операции были уничтожены 429 солдат правительственных войск.

Суданские христиане (в основном католики), хоть и находятся в подавляющем, так сказать, меньшинстве, весьма и весьма активны, являясь, по сути, главным субъектом противостояния Центру. Они обвиняют исламские власти страны в жесточайших преследованиях против христианства. По их мнению, правительство запрещает христианскую миссионерскую деятельность, препятствует строительству новых церквей, ограничивает экономическую деятельность коптов, которые известны как купцы и торговцы. Христиане утверждают, что иностранная гуманитарная помощь распределяется только среди мусульман. Правительство обвиняется и в намерении мусульманизировать всю страну (несмотря на постоянное подчеркивание религиозного многообразия Судана), ему приписывают преподавание в старших классах школы и вузах только лишь на арабском. По утверждению христиан, должности в госучреждениях могут получить только мусульмане. Они протестуют и против предписания девушкам (независимо от религиозной принадлежности) носить только мусульманскую одежду. Еще их беспокоит обычай сокращать сроки заключенным в случае принятия ими ислама.

Если верить христианским "протестантам" (а к любым обвинениям на религиозной почве нужно относиться очень осторожно), то христиане обращаются в рабство. Детей христиан якобы похищают, расселяют в мусульманских семьях и воспитывают в духе ислама. Взрослых же заставляют воевать против бывших единоверцев.

Уверяют, что власти Судана ликвидировали христианское поселение Хадж-Юсеф в пригородах Хартума, где жили около 200 тысяч католиков, которые, кстати сказать, поселились там после бегства с юга от ужасов гражданской войны. Их выселили в пустыню, а в Хадж-Юсефе приступили к строительству промышленных предприятий. Сами поселенцы сумели наладить жизнь и в пустыне - там они своими силами построили кирпичные дома, вырыли колодцы и даже сумели организовать автобусное сообщение с Хартумом.

Серьезный конфликт разгорелся в апреле сего года, когда хартумские христиане провели несанкционированную демонстрацию, протестуя против решения властей запретить проведение публичной пасхальной церемонии на площади возле церкви всех Святых и переместить торжества в закрытое помещение на окраине столицы (министр внутренних дел Судана Абдель Рахим Мухаммед Хусейн объяснил данное решение стремлением избежать "столкновений мусульман с христианами").

Демонстрация была разогнана с применением слезоточивого газа и водометов, а 54 ее участника (в том числе женщины и дети) арестованы. Их подвергли порке плетьми, что соответствует шариатскому законодательству Судана, введенному в сентябре 1983 года (оно предусматривает также отрубание рук и побивание камнями).

В свою очередь, недоброжелатели повстанцев обвиняют их в излишней жестокости, причем не только в отношении врагов. По некоторым данным, повстанцы практикуют похищение детей и отправку их в особые лагеря, где они учатся воевать. Называется и приблизительное число таких юных бойцов южной Суданской народно-освободительной армии - 17 тысяч. Говорят, что жизнь в этих лагерях просто ужасна, подростки постоянно голодают и умирают от в принципе излечимых болезней (малярии, дизентерии и т.д.).

Так, норвежский журналист Тов Гравдал, посетивший детские лагеря, рассказывает, что он видел мальчиков лет десяти, страдающих истощением в последней степени. В пищу дети употребляли только траву и листья, изредка - то, что они могли стащить в соседних поселениях.

Затяжная война оставляет мало надежд как на победу одной из сторон, так и на успешные мирные переговоры, которые окончатся сохранением юга в составе единого суданского государства. 25 февраля 2001 года президент Судана Омар Хасан аль-Башир заявил, что он может на полном серьезе рассмотреть возможность отделения южных провинций. В своем выступлении по национальному телевидению он высказался за территориальную целостность страны, но в то же время подчеркнул - если отделение юга предотвратит кровопролитную войну, то он выберет именно этот вариант.

Суданское противостояние выходит за рамки самого Судана и становится мировой проблемой. Это отлично понимают США, весьма активно поддерживая южных повстанцев и обвиняя мусульманский север в нарушении прав религиозных меньшинств. В надежде оказать воздействие на суданцев, Штаты планируют выделить 30 млн. долларов на оказание Судану гуманитарной помощи. Суданскую политику США охотно поддерживает особое лобби американских общественных деятелей, обеспокоенных ситуацией, сложившейся в этой стране. Лобби представляет собой коалицию, состоящую из организаций евангелических христиан, консервативно настроенных членов конгресса США и чернокожих политиков.

Вряд ли можно абсолютизировать религиозный фактор суданского противостояния. Конечно, здесь достаточное количество религиозных пассионариев, но в ряде случае (и таких случаев много) отношение к религии весьма формально. Христианизация юга часто проводилась весьма поверхностно и католические миссионеры довольствовались самим фактом крещения новообретенных "чад".

Сыграла свою роль и масштабная, как сейчас выражаются, гуманитарная (в основном, продовольственная) помощь, которую католики предлагали "в обмен" на принятие христианства. Не следует забывать - юг Судана является крайне слаборазвитой территорией, мало что представляющей в экономическом плане. Значительная часть населения живет там в условиях самого настоящего первобытно-общинного строя, многие южане еще настолько "слиты" с природой, что разгуливают нагишом и спят в золе от кострищ.

У очень многих южан христианство представляет собой тонкую пленку, под которой скрывается мощнейшие слои первобытно-языческих представлений. К примеру, среди них господствует многоженство, которое они (как и другие "рудименты" язычества) обосновывают якобы имевшим место разрешением "пророка Иисуса". Среди таких "христиан" чрезвычайно распространено самое откровенное фантазерство на религиозную тему, и исходит это фантазерство от их упорного нежелания по-настоящему расстаться с племенными и природными языческими культами, которые, как считают некоторые, довольно примитивны и граничат с первобытным анимизмом.

Хоть и в меньшей степени, но такая же проблема стоит и перед мусульманами севера. Среди них множество "коренных африканцев", и они к тому же довольно сильно смешаны с арабским населением. И здесь также распространено толкование мусульманских правовых норм с точки зрения родоплеменного права.

И тем не менее значение религиозного фактора нельзя недооценивать. В известном смысле Судан может рассматриваться как своеобразный полигон для грядущих холодных и "горячих" религиозных войн. Обращает на себя внимание то, что в суданском конфликте сторонники мусульманского единобожия противостоят последователям единобожия христианского, причем последние действуют в союзе с язычниками-монотеистами. Этот факт не может не вызывать определенную тревогу среди "монотеистов". Впрочем, если эра религиозных войн все же настанет, то она преподнесет и не такие сюрпризы.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
389
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
499
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
409
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
342

Другие новости