Старые церкви, новые верующие. Религия в массовом сознании постсоветской России. - М., СПб., 2000.
СЕРГЕЙ СЕРГЕЕВИЧ АВЕРИНЦЕВ как-то заметил: "С Богом можно встретиться везде - даже в Аду┘ Есть только один род места, где встреча с Богом заведомо невозможна по определению - это место воображаемое". К сожалению, в наших представлениях таких мест и мифов очень много. Один из них - излишне радужное утверждение о том, что Россия - православная страна. Тезис этот, быть может, приложим к прошлому, но современное общество нельзя назвать излишне христианизированным.
Недавно вышедшее исследование группы западных ученых подтверждает этот не слишком оптимистический вывод.
Книга представляет собой результат большого проекта группы скандинавских и русских ученых, она резюмирует результаты всероссийских опросов, которые проводились в 1990-х годах. В центре внимания находились религиозная ситуация в России, а также социальный статус респондентов и их отношение к наиболее острым вопросам современности. Отдельный раздел посвящен положению религиозных общин за пределами Российской Федерации.
Весь материал разбит на главы, и статистические данные сопровождаются аналитическими статьями участников проекта.
Первая глава демонстрирует своеобразный парадокс постсоветского сознания. С одной стороны, в обществе налицо проправославный консенсус (более 94% респондентов по данным на 1999 год хорошо относятся к православию, 61% верят в Бога, 40% называют себя верующими), но, с другой стороны, только 7% верующих посещают церковь не реже одного раза в месяц и всего 10% верят в воскресение из мертвых.
Подобные данные, наряду с анализом иных факторов, позволяют авторам сделать следующий вывод: "Результаты религиозного возрождения оказываются не только очень скромными, они оказываются бесконечно малой, если не отрицательной величиной".
Безусловно, это не основание для паники, РПЦ и другим "традиционным религиям" доверяет значительное число наших современников, но все же необходимо прилагать некоторые усилия для того, чтобы Евангелие стало известно большей части жителей нашей страны, которые называют себя "православными".
Монография не вселяет особых надежд на последующий рост представителей традиционных религий, апеллируя к массовому сознанию: "Направление поверхностного и глубинного течений в массовом сознании России не совпадают. "На поверхности" происходит религиозное возрождение. "В глубине" не только нет никакого религиозного возрождения, но напротив того - постепенно исчезает небольшая и маргинальная группа лиц, которых с какими-то минимальными основаниями можно отнести к "настоящим" православным верующим".
Среди большого объема вопросов можно выделить отношение к политическим свободам и демократии. По мысли авторов монографии, как рядовые "традиционные верующие", так и элита Православной Церкви относятся к наиболее консервативным частям общества, так, 37% религиозной элиты РПЦ считают, что демократия - не российский путь. Поддержание порядка очень важно для 85%, а свобода слова - лишь для 15% элиты.
Две главы книги посвящены положению православных среди больших групп верующих других конфессий. Данная проблема рассматривается на положении русских православных в Эстонии и Татарстане. В первом случае смягчается моральная нетерпимость по отношению к другим людям, во втором - усиливается ригоризм (пьянство считается большим недостатком). Это можно объяснить влиянием традиций господствующего этноса.