0
1186
Газета Интернет-версия

27.06.2001 00:00:00

Возвращенное детство

Тэги: Никольское, реабилитационный, центр, дети


Примерно в 100 км от Москвы расположено село Никольское Рузского района, в котором уже несколько лет существует небольшой реабилитационный центр для детей из неблагополучных семей.

В этом же подмосковном поселке расположена Центральная психоневрологическая больница Московской области. В нее попадают ребята из детских домов и неблагополучных семей, которым очень нужно наше тепло и участие. Но, к сожалению, в подобных лечебных заведениях, несмотря на все старания врачей, часто не удается помочь детям почувствовать себя нужными и любимыми, не хватает средств, возможностей, да и сами пациенты и воспитанники попадают в такие места не просто так. За их плечами семейные конфликты, кражи, сложные отношения с окружающим миром и болезни.

Здесь эти ребята лечатся от полугода до двух лет, но очень часто они возвращаются туда вновь и вновь. Все они очень разные: у кого-то серьезные психические или физические отклонения, кто-то просто трудный подросток. Детям очень тяжело: замкнутое пространство, отсутствие домашней обстановки, да и собственная жестокость делает свое дело. Подростки замыкаются в себе, перестают доверять людям, часто не знают самых простых правил ухода за собой - некому было объяснить и откровенно поговорить о самых насущных проблемах. Но самая главная беда для них - отсутствие теплых отношений и социальной адаптации.

Наше общество очень жестоко по отношению к людям, у которых есть какие-то ограничения, им очень тяжело получить нормальное образование и работу, создать семью, а трудные подростки часто становятся участниками преступлений просто потому, что им никто не предложил иного пути в жизни.

Главный же недостаток таких больниц и интернатов состоит в том, что питомцы после этих учреждений вновь и вновь попадают в ту же ловушку. Получается замкнутый круг: больница-интернат-больница, разорвать который по силам очень немногим.

Реабилитационный центр существует недолго - с начала 2000 г., но у него уже сложились определенные подходы к работе с детьми.

Четыре дня в неделю по три-четыре часа несколько групп мальчиков и девочек занимаются здесь под руководством двух человек: они делают поделки из дерева, вылепливают из глины чашки и кружки, вышивают, рисуют, обустраивают центр (практически вся мебель сделана руками самих ребят). После занятий происходит общее чаепитие и молитва, и подростки возвращаются в больницу. Именно творчество, по мысли сотрудников центра, способно ярче раскрыть индивидуальные таланты детей, ощутить заботу и внимание, которых им так не хватает. Результаты не заставляют себя ждать: мальчики и девочки становятся более спокойными и открытыми, их глаза начинают излучать радость, при выписке они очень не хотят расставаться со священником Ильей Дорогойченко, являющимся одновременно руководителем этого центра и настоятелем местного храма преподобного Левкия Волоколамского, и его помощниками.

Этот успех достигается не только трудотерапией, но и любовным отношением к детям: каждому ребенку здесь рады, с ним готовы говорить на любую тему и помочь ему. Группы пока разделены на мальчиков и девочек, причем с мальчиками работать немного легче, так как многие из девочек испытали гораздо больше неприятностей и трагедий в своей жизни, они более замкнутые и агрессивные, но постепенно и они начинают улыбаться и чувствовать себя хорошо.

Почти каждое воскресенье группа ребят из больницы отправляется в местный храм к о. Илье, чтобы причаститься. Дело это добровольное, и сам священник не ставит своей целью "прививать основы православного благочестия". Сами дети в ответ на подлинную любовь начинают молиться своими словами, задавать серьезные вопросы и верить во Христа. Эта аудитория часто бывает более благодарна и отзывчива, чем дети из соседней школы (в чем я лично убедился, побывав на занятиях и в школе, и в центре).

Одновременно с маленьким домиком около больницы идет строительство нескольких корпусов будущего большого центра. Отец Илья предполагает сделать несколько коттеджей с выходами на своеобразный внутренний дворик. Дети должны видеть друг друга и общаться.

Главная же идея состоит именно в социальной адаптации ребят. И воспитатели, и сам о. Илья с грустью говорили, что после встречи с ними дети снова попадают в свой интернат или семью, где царят совершенно другие отношения, они пропадают из вида и вся работа может вновь начинаться заново. Центр за несколько месяцев может лишь попытаться привить ребенку ту любовь к себе и миру и то отношение к окружающим событиям, которые могут отчасти помочь преодолеть возвращение на "круги ада".

Выходов два: с одной стороны, центр хочет ввести институт семейного патронажа. За ребенком будут наблюдать, и в тесном сотрудничестве с администрацией больницы и детских домов сотрудники сами будут отбирать детей для поездки в этот центр на два-три месяца. Подросток берется под своеобразное покровительство, в случае необходимости его могут пригласить сюда ни один раз.

С другой стороны, о. Илья и его помощники предполагают облегчить вступление во взрослую жизнь: часть детей будут жить здесь постоянно, получать хорошее школьное образование (не секрет, что во многих больницах и интернатах обучают по программе вспомогательной школы), а затем поступать в собственное ремесленное училище на базе центра. Это поможет подростку приобрести профессию.

Строительство ведется довольно активно, несмотря на финансовые трудности, вообще деньги в центр попадают из разных источников. Было получено несколько грантов, благодаря которым закупили оборудование и начали строительство. Здание для детей очень нужно, ибо некоторые гранты сорвались из-за отсутствия собственного помещения. Существует несколько спонсоров, которые готовы помогать и помогают о. Илье и его помощникам. Посильную помощь оказывают московские прихожане: привозят для детей одежду и вещи, необходимые для занятий, сладости, фрукты. Следует заметить, что сам центр официально существует под эгидой Общества инвалидов и не имеет непосредственного отношения к Русской Православной Церкви. Подобное положение было сразу же определено самими организаторами. Но каждое занятие начинается с молитвы, дети очень рады приходу о. Ильи и с радостью ждут его бесед, в которых он не просто рассказывает о Христе, но пытается показать реальность и нужность христианства в современном мире.

Центр уже имеет в селе своеобразный филиал, в котором под руководством одного из прихожан собираются местные ребята, которые живут в этом селе. Все они с радостью учатся основам различных ремесел, играют и общаются друг с другом.

Слова на бумаге не позволяют донести до читателя той радости и способности увидеть другого человека, которая возникает у многих при встрече с о. Ильей. Все дети в центре очень дорожат визитами священника - он каждому может уделить внимание: одному помочь освоить гитару, другому рассказать какой-нибудь забавный случай, третьего подбодрить и похвалить. Вообще радоваться вместе - основной девиз реабилитационного центра.

У священника Ильи Дорогойченко есть дар общения с детьми, в местной школе он ведет уроки музыки и искусствоведения. Он считает школу и центр главным местом, где можно общаться с ребятами и вместе с ними попытаться ответить на некоторые непростые вопросы, возникающие в нашей реальной жизни. Дети доверяют священнику благодаря его чувству юмора, способности говорить искренно и на понятном языке, его включенности в окружающий мир.

Но главное не в этом - реабилитационный центр показывает подлинную открытость христиан миру и желание откликнуться на его скорби не абстрактными поучениями о благочестии, а реальной и действенной помощью.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В Совете Федерации остается 30 свободных мест

В Совете Федерации остается 30 свободных мест

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Сенаторами РФ могли бы стать или отставники, или представители СВО-элиты

0
714
Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Анастасия Башкатова

Несмотря на дефицит кадров, в стране до сих пор есть застойная безработица

0
818
Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Ольга Соловьева

Производство бензина в стране сократилось на 7–14%

0
1168
Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Екатерина Трифонова

Назначенные государством адвокаты попали под пропагандистскую раздачу

0
935

Другие новости