0
3901
Газета Интернет-версия

28.03.2001 00:00:00

Почему русские принимают ислам?

Тэги: ислам, ваххабиты, журналисты, Бабушкин


В последнее время на страницах татарстанской печати стали регулярно появляться материалы о русских, принявших ислам, - явлении, которое начинает складываться в определенную тенденцию и поэтому привлекает пристальное внимание журналистов.

В январе страницы большинства местных газет обошла тема так называемых кукморских ваххабитов. Речь идет о суде над группой молодых мусульман из райцентра Кукмор, которые обвиняются в том, что год назад совершили диверсию - подрыв магистрального газопровода, проходящего по границе Татарии и Кировской области. Их вина была полностью доказана, и десять подсудимых получили от 12 до 14 лет лишения свободы. Еще один был признан невменяемым и направлен на принудительное лечение.

Любопытно, что в эту группу "ваххабитов" затесался и один этнический русский - 21-летний Олег Бабушкин. Как пишут газеты, он стал мусульманином незадолго до взрывов, оставшись после трагической гибели отца старшим в семье с пятью детьми и уповая в такой ситуации только на высшие силы.

Среди жителей Кукмора, по данным последней переписи 1989 г., насчитывается около 80% татар и 12% русских. Казалось бы, немудрено перейти в ислам там, где мусульмане составляют подавляющее большинство населения. Однако настолько ли религиозны кукморские татары? Не секрет, что в населенных пунктах, расположенных вдоль крупных железных дорог и автомагистралей, неблагоприятна криминальная обстановка, распространены алкоголизм и наркомания. Можно предположить, что все это, помноженное на романтику джихада, и создало предпосылки для появления "ваххабитской" преступной группировки.

Живя в тесном окружении татар, Олег Бабушкин, по существу, уже не являлся русским в привычном понимании этого слова. И потому в трудный момент он пошел в религию, в мечеть, то есть поступил так, как поступило бы большинство его земляков. Другое дело, что на его пути оказались проповедники сомнительных идеалов, в результате чего Олег и оказался на скамье подсудимых.

В феврале прошел суд еще над одной группой молодых людей, которые похитили по приказу Хаттаба Анатолия Геллера - сына начальника городского жилищного хозяйства Набережных Челнов Якова Геллера. Похитители увезли заложника в Чечню и требовали от отца 320 тыс. долл. выкупа, которые позже ими были получены. Анатолий благополучно вернулся домой, а преступники были пойманы и осуждены. Членом этой группы состоял некий 27-летний Максим Гапонов, врач по образованию и отец трех малолетних детей. Гапонов заинтересовался ваххабизмом в 1998 г. и прошел курс обучения в чеченском учебном центре "Кавказ", где совершал совместный намаз с наезжавшим туда по пятницам Шамилем Басаевым. Следователям Гапонов твердо заявил, что на земле он подчиняется лишь приказам Хаттаба, а на небе - Аллаху.

Татарская газета "Шахри Казан" ("Город Казань") в статье под названием "Самое счастливое время началось после того, как мы начали читать намаз" (19.01.01) рассказывает о двух пилигримах из Нижневартовска - 34-летней Ирине Селифановой и ее 15-летней дочери Кате. На фотографии можно увидеть двух молодых женщин, закутанных в хиджаб - мусульманский платок. В Казани они оказались в поиске настоящих мусульманских знаний и теперь обучаются на курсах при Бурнаевской мечети. На жилищные и иные бытовые трудности Ирина смотрит философски, воспринимает их в качестве джихада на пути к истинной вере. В ее родном Нижневартовске планируется построить две мечети и открыть медресе. Только недавно несколько девушек приняли ислам, и теперь надо заниматься их религиозным воспитанием. Поэтому она и приехала. С решимостью экс-бизнес-вумена Ирина отправилась на разведку в мусульманские города - Уфу, Набережные Челны, Казань. Первые два произвели на нее отрицательное впечатление, и лишь в Казани она почувствовала настоящий дух ислама: множество мечетей, звуки азана, настоящие знатоки веры.

Судьба Ирины - странная и одновременно типичная для тех, кто в последнее время приходит к исламу. Вращаясь в мире крупного бизнеса, она вела "светский" образ жизни: посещала рестораны, отдыхала на далеких экзотических курортах. В один прекрасный день Ирина остро ощутила, что Богу противен такой ее образ жизни. Женщина стала задумываться о вечном, начала читать христианскую литературу, посещать церковь. Но там ее ждало разочарование - она не нашла того, к чему стремилась ее душа. Однажды во время очередной поездки в Объединенные Арабские Эмираты она вдруг поняла, что ислам наиболее точно соответствует ее внутреннему духовному настрою. Вернувшись, Ирина надела хиджаб и окончательно вступила на путь ислама. Если тогда коллеги встретили ее в штыки, то сейчас подобное никого не удивляет. В их городе, по всем меркам русском, одетые по-мусульмански женщины - обыденное явление. Народ к ним привык и относится с уважением. В данном случае мы видим человека, принявшего ислам искренне, согласно велению души, а не ради каких-то корыстных или политических намерений.

О том же рассказывает и другой журналистский материал. Со страниц газеты "Татарстан яшьлэре" ("Татарстанская молодежь") от 16.12.2000 на нас смотрит мальчик в тюбетейке с лицом херувима. Корреспондент газеты встретила его в Санкт-Петербургской соборной мечети, выходящего с пятничного намаза. 12-летний Михаил недавно принял ислам и теперь требует, чтобы его называли не иначе как Мухаммед. В поисках своего духовного пути (как это ни странно звучит для такого маленького мальчика) он обращался и в церковь, и синагогу. Не найдя там ничего интересного для себя, он пришел в мечеть и сразу проникся исламом - в первый же день приобрел тюбетейку. Мальчик считает, что ему стало как-то легко на душе; появилась уверенность в жизни и в своих силах. С одноклассниками он не общается (так как они, по его словам, курят и пьют), свою дальнейшую жизнь связывает только с исламом, хочет и дальше изучать эту религию, совершить хадж в Мекку.

Иную картину мы видим в статье "Как Шурик и Юрик в Мекку ходили" (газета "Вечерняя Казань", 06.01.2001). Судя по заголовку, обстоятельный разговор о серьезной проблеме здесь не предполагается. Речь идет о приезжих московских клоунах Шурике и Юрике ("в миру" - Сучков и Корнилов). На вопросы журналиста отвечает Шурик, который рассказывает следующее. Во время гастролей в Саудовской Аравии в 1999 г. с ними случилась неприятность - их импресарио сбежал с заработанными деньгами и документами артистов. Далее события развивались таким образом: "...однажды в район стадиона забрели красивые люди в белых одеждах, предложили нам поступить на учебу в школу ислама. Делать было нечего, согласились... За месяц мы изучили арабскую письменность, язык арабский, выучили молитвы и научились читать намаз. Приняли ислам, прониклись этой религией...". Кроме того, артисты умудрились совершить "умру", т.е. малый хадж.

Для знакомого с арабским языком совершенно ясно, что за месяц неподготовленный человек сможет выучить разве что алфавит. Странно, что артисты так легко приняли еще недавно чуждую для них религию. В ответе на вопрос корреспондента о том, как их встретили в Москве, звучит бравада: "О, это был номер! В аэропорту нас встречала жена Юры. Так ведь не узнала! Представь, выходим мы к ней в тюбетейках, в одеждах белых, бородатые". А жена Шурика, так та вообще погнала благоверного в парикмахерскую - брить бороду. Трудно себе представить, что речь идет о взрослых, сознательных мужчинах.

Столь же несерьезное впечатление производит рассказ об истории любви между казанской художницей Майсарой и русским американцем Александром ("Мэдэни Джомга" - "Культурная Пятница", 23.02.01). Во время стажировки в США девушка познакомилась с компьютерщиком Александром. Дружба переросла в любовь, и юноша предложил руку и сердце своей избраннице. Майсара ответила взаимностью, но сказала, что замуж выйдет только за мусульманина. Прибыв в Казань, на родину невесты, жених легко пошел на обряд никяха - мусульманского бракосочетания, который для немусульман подразумевает обязательное принятие ислама. Маловероятно, что молодой человек отнесся к данному обряду с подобающей серьезностью. Видимо, для него это стало своего рода игрой, "приколом".

Это только несколько наиболее ярких сюжетов, которые привлекли внимание татарстанской прессы. На самом деле в одной только Казани проживает немало публично принявших ислам русских, которые не собираются скрывать этот факт своей биографии. Русские мусульмане в Татарстане вполне уважаемы и не испытывают никакой дискриминации. Среди них люди разных профессий: журналисты, преподаватели, научные работники, врачи и т.д. Так что в Казани уже появились мечети, проповеди в которых читают по-русски...

Казань


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Скоростной сплав

Скоростной сплав

Василий Столбунов

В России разрабатывается материал для производства сверхлегких гоночных колес

0
907
К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
1569
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
1404
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
2632

Другие новости