0
4905
Газета Интернет-версия

14.03.2001 00:00:00

Талибы разрушают буддийские памятники

Тэги: талибы, будда, памятники


Уничтожение памятников доисламской эпохи (буддийских, зороастрийских, индуистских), начавшееся в Афганистане после указа лидера талибов муллы Мохаммеда Омара 26 февраля 2001 г., буквально потрясло весь мир.

Действия талибов - нечто "новое" в разрушении памятников истории, культуры и религии. Талибское "Министерство насаждения добродетели и искоренения порока" организовало уничтожение Бамианского пещерного монастыря, в котором находились самые высокие в мире статуи Будды V века (53 метра) и III-IV веков (38 метров). И это в начале третьего тысячелетия, тогда как находящийся на пересечении торговых путей из Азии в Европу монастырь благополучно пережил нашествие Чингисхана и Тимура, огромное количество войн и этнических конфликтов┘ Уничтожены древние индуистские мавзолеи в провинции Бахтияр, около десятка шедевров из коллекции Национального музея в Кабуле. В их числе статуя сидящего Будды, ее возраст насчитывает около 2000 лет.

Сразу после публикации указа о разрушении статуй последовала волна осуждения со стороны ООН, ЮНЕСКО, почти всех стран мира, в том числе и большинства мусульманских (включая протест дружественного талибам Пакистана).

В начале марта за вывоз из Афганистана статуй Будды выступила Индия, объявив о готовности позаботиться об их сохранности. 3 марта министр иностранных дел правительства талибов Вакиль Мутавакиль отклонил предложение Ирана о выкупе и вывозе из Афганистана буддийских статуй: "Мы ответили Ирану, что сохранение культурного наследия действительно наша обязанность, но уничтожение идолов - религиозный долг", - отмечается в заявлении Мутавакиля. Он же заявил, что движение "Талибан" сохранит в стране лишь "не противоречащие исламу" исторические памятники.

3 марта в Пакистан специально прибыл представитель ЮНЕСКО Пьер Лафранс, чтобы попытаться убедить талибов прекратить варварство и предложить им вывезти памятники из страны. На встрече с ним посол талибов в Пакистане Абдул-Салам Заиф заявил, что принятое в Кабуле решение необратимо, его "принимали богословы, а не правительство Афганистана, потому что оно является обязательным для администрации талибов".

Посол администрации талибов в Пакистане Абдул Салам Заиф заявил 6 марта: "Статуи на сегодняшний день разрушены на четверть... возможно, обращение со стороны богословов арабского мира поможет решению создавшейся проблемы". По его же словам, действия по разрушению изваяний Будды временно прекращены на период праздника Курбан байрам (3-8 марта). Теперь стало совершенно очевидно, что ни исламские богословы, ни мусульманский праздник не смогли остановить страсть талибов к разрушению: они продолжали разрушать статуи Будды, используя взрывчатку, артиллерийские орудия, гранатометы и в период праздника.

Мулла Мохаммед Омар назвал 5 марта разрушение данью исламу и "храброй афганской нации". "Немусульманский мир объединен против талибов, но это нас не остановит. Мы будем следовать нашему исламскому пути. Разрушение принесло нам похвалу Аллаха".

О намерении купить статуи Будды заявили представители Греции и Нью-Йоркского музея искусств, но их проигнорировали.

В ответ на действия талибов около 200 членов радикальной индусской организации "Вишва Хинду Паришад" (Всемирный совет индусов) провели у здания представительства ООН в Дели демонстрацию протеста против уничтожения талибами буддийских памятников. При этом демонстранты сожгли Коран и разорвали несколько плакатов с изображением исламских святынь. Они также угрожали уничтожить самую большую мечеть в Индии - делийскую Джами Масджид.

К осуждению "талибизма" (отныне этим термином придется именовать крайнюю государственно установленную форму вандализма) присоединили свой голос и мусульмане России. Совет алимов Дагестана заявил: "буддийские памятники на территории халифата не были подвергнуты разрушениям во время правления четырех праведных халифов. Необходимо следовать примеру праведных халифов и не подвергать разрушениям буддийские памятники. Согласно одному из достоверных хадисов, Пророк Мухаммад сказал: "Следуйте за моей сунной и сунной праведных халифов". А председатель Совета муфтиев России шейх Равиль Гайнутдин заявил: "Исторические памятники принадлежат истории народа, к ним надо относиться уважительно. Как памятники истории, они никому не мешают. Ислам - религия веротерпимости, и поэтому мы сегодня твердо говорим свое слово: "Не разрушайте на земле после ее благоустройства". Это завет Всевышнего, это аят священного Корана".

Орхан Карабааги

В V веке нашей эры буддисты, жившие на территории современного Афганистана, вырубили из скалы несколько многометровых статуй Будды. Это самые большие изображения царевича Гаутамы в мире. С тех пор минуло полторы тысячи лет. Афганистан уже тысячу лет является исламским государством. И наконец контролирующие сегодня страну талибы неожиданно объявили о своем решении снести статуи, которые они называют идолами. Это известие облетело весь мир и потрясло международную общественность.

Не только либеральные хранители культуры, для которых она стала чем-то вроде божества, но и некоторые мусульманские деятели присоединились к хору, осуждающему религиозных афганских радикалов. В частности, один из самых авторитетных российских духовных лидеров муфтий Духовного управления европейской части России Равиль Гайнутдин выступил с заявлением, осуждающим талибов.

Сторонники общечеловеческих ценностей утверждают, что все человечество выступило единым фронтом против талибов. Однако к нему присоединились далеко не все российские мусульманские деятели. И в этом сторонники защиты культурных ценностей скорее выдают желаемое за действительное.

Муфтий Духовного управления Азиатской части России шейх Нафигулла Аширов отметил: "Афганистан моноконфессиональное государство, там живут только мусульмане, там нет буддистов, и решение, должны ли находиться в мусульманской стране памятники языческого прошлого, - внутреннее дело Афганистана. Западная истерика по поводу уничтожения афганских будд имеет исключительно политическую природу. Недавно в Индии в результате религиозного конфликта были убиты люди, восемнадцать женщин сожжены заживо, разрушена мечеть и на ее месте сейчас строится индуистский храм, это не особенно взволновало мировую общественность, другое дело талибы, они политические противники и их травят тогда, когда грехи других предпочитают не замечать.

И в России и на Западе не стесняются уничтожать религиозные памятники, когда дело касается коммерческой выгоды. Даже сейчас на Севере ради добычи газа вырубаются священные рощи хантов и манси, но когда такие вещи делаются ради золотого тельца, либералы предпочитают молчать".

Все антиталибские доводы уже многократно приведены в центральных СМИ. Их доводы ясны и понятны, к ним ничего нового добавить невозможно. Мировая общественность подвела итог: варварство, вандализм, мракобесие. Однако хотелось бы обратить внимание на то, что действия талибов вполне укладываются в исламские нормы.

Пророк Мухаммед после взятия Мекки первым делом очистил Каабу от идолов. Высказывания и действия Пророка Мухаммеда являются сунной - важнейшим источником мусульманского права, а толкование закона на основании коллективного суждения мусульманских правоведов возможно там, где нет высказывания или личного примера Пророка. Таким образом, попытка заявить о том, что нигде в Коране "нет призыва разрушать памятники", не имеет под собой серьезной основы.

Многие критики талибов ссылались на то, что ислам учит веротерпимости, и действия талибов противны духу ислама. Это тоже попытка передернуть факты. Исламская веротерпимость касается народов Книги, наследников авраамической традиции, к которой относятся сами мусульмане, и она же распространяется на христиан и иудеев. По отношению к язычеству, каковым с его точки зрения является буддизм, ислам никогда не проявлял толерантности, а напротив, призывал склонять язычников к исламу всеми доступными методами и не только убеждением. (Поистине, те, которые не уверовали и умерли, будучи неверными, - над ними проклятие Аллаха, и ангелов, и людей - всех! - Сура 2, аят 156.)

Помимо религиозно-правового аспекта в этой истории есть аспект политический. По этому поводу необходимо процитировать представителя российского политического ислама, депутата Государственной Думы Абдул-Вахеда Ниязова: "Конечно, я не одобряю действия талибов, но возлагать на них одних ответственность за уничтожение этих статуй несправедливо. К этому результату привела та изоляционистская политика, которую западный мир применяет по отношению к талибам.

Их загнали в угол, утратили рычаги влияния на ситуацию в Афганистане, потеряли обратную связь, а теперь сетуют, что нет никакой возможности спасти этих колоссов. Во многом это результат неумения Запада договариваться, чем-то жертвовать и желания все решать с помощью грубого давления и силы".

Впервые тема уничтожения языческих памятников возникла еще в 1998 г. Почему же талибы не реализовали его еще тогда?

Минувшей осенью движение "Талибан" предприняло попытку выйти на цивилизованную дипломатическую арену.

Министр иностранных дел в администрации "Талибана" Абдуррахман Захид провел тур официальных переговоров в Госдепартаменте США, где речь шла о возможности признания международным сообществом правительства талибов. Запад поначалу не отверг начинание талибов. Один из заместителей главы МИДа Италии лично посетил Кабул и заявил о возможности признания правительства талибов. На Востоке "Талибан" нашел себе еще одну, впрочем, вполне прогнозируемую, поддержку. Глава военной администрации Пакистана генерал Первез Мушарраф призвал США смягчить санкции в отношении талибов. "Нам необходимо признать реальным существование "Талибан" и привлечь это движение к сотрудничеству с международным сообществом, - заявил Мушарраф. - Достижению этой цели будет способствовать передача талибам права представлять Афганистан в ООН. Одновременно необходимо пытаться реформировать "Талибан" изнутри с тем, чтобы придать его политике более умеренный характер".

В Исламабаде побывал и спецпредставитель российского президента Сергей Ястржембский. Там он пытался при пакистанском посредничестве установить контакт с руководством "Талибана", чтобы убедить их отказаться от поддержки исламских радикалов в Центральной Азии и Чечне.

Несмотря на обнадеживающее начало, налаживание политического контакта с "Талибаном" не сложилось. Бен Ладен, скрывающийся в Афганистане, перевесил и то, что талибы контролируют 95% афганской территории, и то, что это единственная сила, остановившая бесконечную междоусобную резню, устроенную моджахедами после ухода советских войск из Афганистана.

Уничтожение будд можно расценивать как ответ талибов на непризнание их законным правительством Афганистана. Цивилизованный мир не посчитал нужным считаться с ними, а они в свою очередь не считают нужным считаться с ценностями этого мира.

К сожалению, необходимо признать, что возможность диалога между мусульманами и представителями западной цивилизации становится все более призрачной. История с буддами в действительности не такая большая трагедия, как это хотелось бы представить многим либеральным журналистам, а лишь признак той пропасти, которая возникает между Востоком и Западом.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Суды не наблюдают малозначительных преступлений

Суды не наблюдают малозначительных преступлений

Екатерина Трифонова

Кассационная инстанция разбирается с приговорами за кражу сена и старой плитки

0
1342
ОПЕК+ готовится продлить ограничения по добыче нефти

ОПЕК+ готовится продлить ограничения по добыче нефти

Ольга Соловьева

Ослабление контроля над добычей обвалит цену барреля черного золота

0
1291
Первые решения Трампа американцам понравились

Первые решения Трампа американцам понравились

Геннадий Петров

Судя по опросам, политик стал более популярен, чем до избрания президентом

0
1911
Минфин визуализирует доходы экспортеров

Минфин визуализирует доходы экспортеров

Анастасия Башкатова

Доллар, не чувствуя преград, устремился к 115 рублям

0
1507

Другие новости