0
1990
Газета Интернет-версия

17.01.2001 00:00:00

В Москве пытались утопить раввина

Тэги: раввин, скандал, нападение, дело


В Московской хоральной синагоге в Большом Спасоглинищевском переулке (старым москвичам известном как улица Архипова) снова скандал. Перед Новым годом, 23 декабря, в ее помещении подвергся нападению и чуть ли не был утоплен в ритуальном бассейне (микве) раввин Авраам Беркович.

Мировой резонанс от случившегося был колоссальным. В Израиле телевизионные передачи даже прервали специальными выпусками новостей о нападении на исполнительного директора Федерации еврейских общин СНГ раввина Берковича. Первоначальные комментарии были однозначными: антисемиты напали на раввина. И разумеется, по мнению обозревателей, этот акт вандализма связан с "кампанией против Гусинского", все чаще трактуемой на Западе именно как показатель роста государственного антисемитизма.

Раввин Авраам бен Ешая Беркович родом из Мичигана, ему двадцать четыре года, он из религиозной семьи. Окончил Американский колледж раввинов, бакалавр философии, работал в главной синагоге Буэнос-Айреса (Аргентина). В Россию приехал шесть месяцев назад для осуществления программы еврейского образования в странах СНГ, женат, имеет дочь.

Как могло произойти такое в синагоге, к которой приставлена усиленная охрана, после того, как террорист напал с ножом на директора еврейского центра искусств Леопольда Каймовского? Кем были нападавшие?

По факту нападения возбуждено уголовное дело # 170536 по ст. 213, ч. 2.

Раввин Беркович никому, кроме следователя, не рассказал о том, что же с ним случилось. Исключение он сделал только для нашего издания.

Вот его рассказ.

"Я живу недалеко от Московской хоральной синагоги и потому посещаю ее во время молитвы шахарит (утренней) и в шаббат, так как не могу пользоваться транспортом в это время. В другое время я молюсь в синагоге в Марьиной Роще, так как она находится рядом с моей работой. Это нормальное явление, распространенное во всем мире. Скажем сразу, что синагога в переводе на русский означает "Дом Бога", "Бейт-кнессет", она принадлежит всем верующим иудеям независимо от места работы или проживания, как и в любой другой религии.

Вот и в тот день, 23 декабря, торжественный для иудеев (был третий день Хануки и суббота) я молился в Большом зале синагоги на Архипова вместе с другими. Нас было около сорока человек. Я поздоровался с председателем раввинского суда КЕРООР раввином Пинхасом Гольдшмидтом, раввином Московской еврейской религиозной общины грузинских евреев Авраамом Элашвили, председателем Совета директоров РЕК (Российского еврейского конгресса) Евгением Сатановским, другими знакомыми. Рядом со мной сидел руководитель московского отделения Американской еврейской организации "Джойнт" Джоэль Головенский. После окончания молитвы, в 12.25, верующие стали расходиться, и я направился к выходу.

Неожиданно в дверях, уже в холле, я столкнулся с тремя одинаково одетыми широкоплечими мужчинами. Двое из них схватили меня и потащили в сторону. Я пока не давал себе отчета в том, что происходит. Во-первых, потому что это было внезапно, во-вторых, напротив меня у главного входа в синагогу был пост охраны, оснащенный современной электроникой, в-третьих, рядом находился зал горских евреев, в-четвертых, в синагоге находились представители администрации и раввината, в-пятых, вокруг были люди, ведь была Ханука и шаббат, то есть достаточно вскрикнуть, промелькнуло у меня в голове, и все встанет на свои места, если это дурацкая шутка.

Но это была не шутка, потому что, когда я крикнул о помощи, охрана никак не среагировала! Тут я встревожился. Это уже было подозрительно. Но рядом были еще верующие, в синагоге находились раввины. "Еще не все потеряно", - промелькнуло у меня в голове. Меня упорно, несмотря на мое сопротивление и крики, тащили вниз по ступенькам, ведущим в микву.

Кстати, издевались надо мной только двое. Третий с самого начала полностью контролировал ситуацию, отталкивая в сторону сочувствующих и что-то говоря любопытным прихожанам. Я не понимал, о чем он говорит, так как не знаю русского языка.

Вход в микву ведет через мужской туалет, но я уже понимал, что случайным людям, находящимся там, не позволят заступиться. Я почувствовал, как у меня похолодела спина. Теперь надежда была только на Бога. Они втолкнули меня в помещение. Увидев воду, я стал яростно сопротивляться, и нападавшие пустили в ход кулаки. Потом, уже обессиленного, меня бросили в воду, держа голову под водой. Воздуха не хватало, я понял, что это конец, и перестал сопротивляться. Вероятно, увидев мои руки, распластанные в стороны, безвольное тело под водой и пузырьки воздуха, они бросили меня, считая, что я утонул. Вот так, с Божьей помощью, я остался жив.

Придя в себя, вероятно, после кратковременной потери сознания, я стал ползти наверх по лестнице. Я был мокрый и полуживой, мое тело скользило по ступеням, да и сил уже не осталось, и эти восемнадцать ступенек я запомню на всю жизнь.

Увидев меня, наверху в холле, прихожане и работники синагоги, осмотревшись и будучи уверенными в том, что им самим ничего не угрожает, обступили меня плотным кольцом, помогли сесть. Среди тех, кто помогал мне, был потрясенный Джоэль Головенский. Но я стонал от бессилия и боли, сползал на пол. Тогда меня положили на скамью и стали снимать мокрую и холодную одежду".

Раввина Берковича после приезда "скорой помощи" отправили в Американский медицинский центр. Официальный документ, подписанный главным врачом Александром Мясниковым, подтверждает состояние Берковича: попытка утопления, дыхательный дистресс-синдром, травма правой кисти, разрыв слизистой пищевода, посттравматический нервный шок.

Официальное заявление руководителя пресс-службы главного раввина России Берл Лазара Боруха Горина было жестким и лаконичным. Суть его сводилась к тому, что на Берковича было совершено нападение и обстоятельства этого события должны выяснить правоохранительные органы.

Но все бы ничего, да вот беда, нападавшие не учли того, что пострадавший является... гражданином США. Это предопределило дальнейшее развитие событий.

Комментарии руководства Хоральной синагоги были предельно невнятны. К тому же, когда журналисты захотели их получить, оказалось, что раввин Адольф Шаевич болен, а раввин Пинхас Гольдшмидт и исполнительный директор КЕРООР Зиновий Коган срочно выехали за границу. Это несколько удивительно, поскольку происходило это странное нападение не где-то на периферии, а в здании, являющемся официальной резиденцией раввинов, имеющих самое непосредственное отношение к РЕК (Российскому еврейскому конгрессу), президентом которого является Владимир Гусинский.

Хотя реакция руководства РЕК все-таки последовала. Член президиума РЕК раввин Пинхас Гольдшмидт заметил в комментарии израильской газете "Гаарец", что Берковича "всего лишь погрузили в воду в одежде". В заявлении же КЕРООР упоминается "эмоциональный срыв, возможно, ставший причиной последнего происшествия". И тут же говорится, что "администрация Московской хоральной синагоги приносит извинения господину Берковичу и приложит все усилия для недопущения подобных эксцессов в дальнейшем".

В центре внимания скандала оказался раввин Гольдшмидт. Он сделал по меньшей мере два официальных заявления, каждое из которых предназначалось разным адресатам: одно потрясенным представителям западного цивилизованного мира, другое самому Берковичу. В первом он пишет, что происшедшее "противоречит еврейской традиции и позорит нас". Кого именно, Гольдшмидт не уточнял.

А Берковичу раввин Гольд-шмидт пишет, что "сконфужен в связи с инцидентом, происшедшим в синагоге" и далее подчеркивает: "Вы должны пройти через этот травматический опыт". Затем неожиданно называет нападение "политическим конфликтом" и обещает, что это будет "последним происшествием такого рода".

Прихожане синагоги, обсуждающие ЧП, единодушны в том, что эта акция устрашения - прежде всего борьба с инакомыслием внутри Московской хоральной синагоги, члены которой устали от постоянного втягивания в политические и финансовые интриги, жертвами которых они оказываются.

Израильская пресса откровеннее, потому и "Гаарец" и "Едиот Ахранот" подчеркивают, что эта акция явилась следствием недовольства окружения возглавляющего РЕК Владимира Гусинского на рост авторитета ФЕОР, ставшей самой крупной еврейской централизованной организацией не только в России, но и в СНГ.

В своем интервью "Гаарец" раввин Пинхас Гольдшмидт выразил недовольство главным раввином России Берл Лазаром, не согласным видеть причины "проблемы Гусинского" в антисемитизме российской власти. Напомним, что Берл Лазар постоянно подчеркивает, что "это вообще ошибка - представлять нынешнюю власть как антисемитскую".

Пока рано обвинять кого-либо конкретно в хулиганском нападении. Но есть надежда, что следствие, начатое по этому прискорбному инциденту, назовет имена тех, кто опять нарушил мир в среде российского еврейства.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
986
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
890
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
1648
"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

Дарья Гармоненко

Партия готова отступить от принципа жесткого отбора преданных ей депутатов

0
752

Другие новости