- РАВИЛЬ-ХАЗРАТ, в чем главная проблема российских мусульман?
- Наши проблемы не отличаются от проблем других российских конфессий. Это в первую очередь становление религиозного института духовенства. После распада Советского Союза, после получения религиозной свободы люди начали самостоятельно заниматься образованием. Многие верующие ушли в различные общества, их возглавили неподготовленные, не знающие принципов ислама руководители. Возникли движения, которые начали противостоять духовенству. Духовенство же ничего нового не предложило.
Да, люди приходят в мечети, многие остаются, но некоторые, не находя себе того, что искали, уходят. Но в этом нужно винить не тех, кто уходит, а нас, потому что мы не даем того, что от нас хотят услышать. Достойных и образованных имамов на территории нашей страны мало, и эта проблема будет оставаться нерешенной еще десятилетиями.
- Часто приходится слышать, что российские мусульмане пали жертвой духовной экспансии со стороны других исламских государств. На самом ли деле имеет место попытка прозелитизма со стороны исламских государств, и существует ли ислам, который традиционен именно для России, и какой-то другой, нетрадиционный для нашей страны?
- Ислам и есть ислам. Если человек верует во Всевышнего Аллаха, в Его Пророка, в его ангелов, в Священное писание, в День Страшного Суда, соблюдает все требования ислама и нормы шариата - он является мусульманином.
- Как бы он ни толковал эти принципы?
- Человек - мусульманин, и никто не имеет права сказать, что он не является таковым, если он произнес хотя бы один раз в жизни с полной ответственностью слова "Ля Иллаха илла Ллаху уа Мухамаддун расулу Ллахи" ("Нет Бога, кроме Аллаха и Мухаммед Пророк его")!
Как известно, в исламе есть четыре правовые юридические школы. Они называются мазхабами. И на территории России распространены два традиционных для нас мазхаба: ханафитский - на территории европейской части, в Сибири, Поволжье, Урале и немного на Северном Кавказе и шафиитский, который исповедуют только народы Северного Кавказа. Но другие течения также являются традиционными! Никто не может отрицать маликитский мазхаб, никто не может отказывать в праве на существование ханбалитскому мазхабу. Но мусульманское духовенство России, безусловно, заинтересовано в том, чтобы на территории нашей страны распространились традиционные для России мазхабы.
- Мне хотелось бы вернуться к термину "духовная экспансия". Как вам кажется, имела ли место духовная экспансия, попытка насильственного навязывания какого-то понимания ислама со стороны определенных сил мирового исламского сообщества или, может быть, каких-то исламских государств?
- Не может идти речи о духовной экспансии против России какого-либо мусульманского государства. Наши единоверцы из-за рубежа никогда не желали зла российским мусульманам. Они с искренними намерениями приехали помочь своим братьям в приобретении духовно-нравственных ценностей религии. Начали оказывать помощь в издании религиозной литературы, в строительстве мечетей, в создании учебных заведений. Конечно, были и представители некоторых движений, фондов, которые хотели, чтобы мусульмане после распада Советского Союза смогли более активно повлиять на политические изменения в обществе и государстве. Некоторые, возможно, строили планы, чтобы народы бывшего Советского Союза и России получили полную независимость и свободу, чтобы они начали создавать независимое исламское государство на территории Российской Федерации. Но было бы это на пользу мусульманских народов РФ? Безусловно, нет! Воспитанные в течение 70 лет атеизма мусульмане не были подготовлены к тому, чтобы жить в условиях чисто мусульманского правления. Не было у нас ни юридической базы, ни шариатских судей, ни правоверных правителей. Что же касается искренних, добрых пожеланий со стороны наших братьев-мусульман, то они были нами восприняты. В начале 90-х годов многие из наших юношей получили возможность выехать в исламские страны, поступить в университеты и институты, так как в России мы не смогли давать им религиозное образование.
- То есть не является крамольным послать человека учиться, скажем, в Саудовскую Аравию?
- В начале 90-х годов несколько сот наших молодых людей поехали в институты и университеты Королевства Саудовской Аравии. Потому что Королевство Саудовской Аравии оплачивало все расходы пребывания наших студентов в своих исламских высших учебных заведениях. Ни одна другая страна исламского мира не смогла принять столько абитуриентов в свои исламские центры. Мы высоко ценим всемирно известный египетский университет Аль-Азхар. Но он не в состоянии принимать десятки и сотни наших студентов. Королевство Саудовской Аравии благодаря тому, что мы обращались в Министерство исламских дел с соответствующими просьбами, приняло наших студентов и подготовило их. В этом нет ничего крамольного. В исламских университетах не готовят ни экстремистов, ни террористов, ни бандитов, но учат богословов и знатоков ислама. Но мы, конечно, хотим, чтобы наши студенты получали образование у себя в стране, на российской почве. Чтобы они умели вести диалог, в том числе и межконфессиональный. Обучаясь за рубежом, в монорелигиозном исламском государстве, это осознавать труднее. Поэтому сейчас наше мусульманское духовенство старается готовить священнослужителей у себя дома, а в зарубежные исламские центры и университеты отправлять на стажировку, для углубленного изучения арабского языка и исламских наук.
- Но ведь в Саудовской Аравии прежде всего распространен нетрадиционный для России ханбалитский мазхаб. Не получается ли, что люди, закончившие образование в Саудовской Аравии, возвращаются сюда приверженцами именно ханбалитского мазхаба?
- В исламских университетах Королевства Саудовская Аравия преподаются четыре мазхаба, там нет навязывания ханбалитского. Наши студенты по предмету "фикх" ("исламское право") имеют полное право изучать свой мазхаб. Сравнительный анализ и изучение четырех мазхабов входят в программу подготовки. Думаю, что те имамы, которые получили образование в Саудовской Аравии, и сейчас работают на территории РФ, продолжают распространять традиционные мазхабы, и никаких проблем с высшим духовенством своего региона у них не возникает.
- Знаете ли вы примеры, когда для обучения за границей отправляются совсем молодые люди в возрасте 12-13 лет, которые еще не были укоренены в нормах ислама и не являлись самостоятельными людьми?
- Да, такие случаи были. В начале 90-х подростков 12-14 лет направляли на учебу в исламские учебные заведения Турции, Саудовской Аравии, Кувейта. Мы были всегда против и советовали родителям, чтобы дети вначале получили государственное светское образование и только после окончания средней школы отправлялись за границу.
- Что такое для вас ваххабизм? Как вы понимаете сегодня опасность ваххабизма на территории Российской Федерации?
- Если слово "ваххабизм" понимать так, как это пытаются объяснять, толковать СМИ и некоторые политики, то отношусь я к нему, безусловно, отрицательно. Понимают же они его только как экстремизм и терроризм. Но ваххабизм - это официальная идеология Королевства Саудовской Аравии, где нет ни терроризма, ни экстремизма, которые основывались бы на ваххабизме.
Ваххабизм основан на учении Корана и Сунны Пророка. А учение ислама против любого терроризма и насилия, требует любить ближнего, распространять мир и любовь между народами. Поэтому ставить знак равенства между ваххабизмом и терроризмом - это попытка разделить мусульманскую умму на своих и на чужих.
Кому-то очень выгодно выстроить "железный занавес" между российскими мусульманами и исламским миром. Но на территории РФ ваххабизм не распространяется, и такой экспансии нет.
Принятие в России какого-либо закона о запрете ваххабизма будет означать ущемление прав и конституционных свобод наших граждан-мусульман. По каким критериям будут судить о принадлежности верующего к ваххабизму в понимании равенства этого понятия с экстремизмом? И не наступит ли для мусульман 37-й год, когда сосед или оппонент любого человека заявит, что тот или иной верующий является ваххабитом и его нужно судить? И не найдутся ли люди, которые начнут свершать свои частные дела, направляя жалобы в государственные органы власти, определяющие, какая мечеть является ваххабитской и какую необходимо закрывать? В государстве достаточно законов, направленных против экстремизма. Но ваххабизм здесь ни при чем.
- Часто приходится слышать обвинения в адрес возглавляемого вами Совета муфтиев со стороны Центрального духовного управления мусульман России, возглавляемого муфтием Талгатом Таджуддином. В чем заключается суть противоречий между вами?
- По политическим вопросам у нас разногласий нет. Есть серьезные расхождения по организационным и религиозным вопросам. К сожалению, Талгат Таджуддин не смог в начале 90-х годов возглавить движение по духовному оздоровлению и возрождению ислама. Многие региональные лидеры мусульманских организаций вышли из состава Духовного управления мусульман европейской части СССР и Сибири, которое он возглавлял, создали независимые духовные управления, которые начали успешно действовать. Таджуддин не смог ни создать соответствующих учебных заведений по подготовке священнослужителей, ни начать издание религиозной литературы, газет и журналов для просвещения наших верующих, ни возглавить подготовку кадров. Плюс к этому безнравственные, аморальные поступки Таджуддина послужили поводом к его разрыву с мусульманским духовенством. Ни для кого не секрет, что Талгат Таджуддин делает очень серьезные ошибки и в религиозном плане. К таковым, например, относится его стремление сегодня, в конце ХХ века, создать четвертую святыню ислама на территории РФ в городе Булгары.
- Что вы имеете в виду?
- Создание паломничества со всеми обрядами, которые совершаются на территории священного города Мекки, в волжских Булгарах. Те же атрибуты: обход камня, поцелуй камня, совершение обряда жертвоприношения земле города Булгар - это все копирование хаджа, который предписан Всевышним Аллахом.
- В этом контексте актуально, наверное, и то, что Талгат-хазрат часто соотносит Тенгри, древнее божество тюрок, с Аллахом┘
- Сейчас на территории Татарстана и Башкортостана, а также в Приуралье есть подобные настроения. Богослов, называющий себя муфтием, считающий, что Тенгри и Аллах - это одно и то же, глубоко заблуждается. И с богословской точки зрения, это рассматривается как призыв к отходу от ислама и возврат к язычеству. Наш Пророк начал борьбу с язычеством и боролся за установление единобожия. Сейчас Совет муфтиев России рассматривает деяния и взгляды Талгата Таджуддина как преднамеренное введение в заблуждение и отход от норм ислама. В том числе и по вопросу создания четвертой святыни на территории России.
- Что такое четвертая святыня?
- Мекка, Медина и Иерусалим - три святыни ислама. Совет муфтиев примет соответствующую фетву (постановление), и эта фетва будет очень жесткая по отношению к Талгату Таджуддину. Мы сегодня видим в его стремлениях преднамеренное вредительство. В памяти наших верующих еще живет память о его попытке создать единую религию для христиан, иудеев и мусульман. Тогда Талгат Таджуддин и некоторые ученые, которые известны также своими нервными расстройствами, провели так называемую научную конференцию в Уфимской соборной мечети по созданию единой религии. Талгат Таджуддин вошел в мечеть в рясе христианского священнослужителя и объявил, что наши религии едины, что мы все имеем право совершать богослужения в любом храме, мечети и синагоге. Талгат пошел дальше, стал ставить символы других религий в мечети - это было осуждено мусульманами и пресечено.
- Способны ли мусульмане сами договориться между собой, или все-таки неизбежно вмешательство государства в дела российских мусульман?
- Единство у мусульман России, слава Всевышнему, сохранилось. Но среди нескольких религиозных деятелей имеются разногласия в основном из-за их амбиций. Мусульмане могут существовать и без руководителя, хвала Всевышнему, ислам дает на это право. Если верующие видят, что имам не отвечает требованиям шариата, то они могут отказываться от такого духовного руководителя.
Никто не в праве вмешиваться во внутренние дела российских мусульман, да это и бессмысленно. Сегодня российские мусульмане могут жить и без получения официальной юридической регистрации. Но мы хотим, чтобы на территории нашей страны действовали официальные мусульманские религиозные организации, признаваемые и мусульманами, и высшим духовенством, и, конечно же, государством. Есть глобальные проблемы, которые надо решать совместно. Это мы и делаем на заседаниях Совета муфтиев. Кто предлагает мусульманам программу социального развития? Только Совет муфтиев. Кто защищает интересы мусульман на уровне государства по вопросу введения христианской теологии в государственных вузах? Неужели Талгат? Конечно, нет! Мы надеемся, что в дальнейшем Совет муфтиев будет единственной высшей мусульманской структурой, объединяющей все высшее исламское духовенство России. Это, безусловно, послужит укреплению взаимоотношений и с другими религиями.
Читайте интервью с главой Центрального духовного управления мусульман муфтием Талгатом Таджуддином.