0
1225
Газета Интернет-версия

27.09.2000 00:00:00

Церкви должны быть равны перед законом

Тэги: протестантизм, Сипко


- ЮРИЙ КИРИЛЛОВИЧ, расскажите, пожалуйста, о структуре Союза евангельских христиан-баптистов.

- Сегодня мы представляем собой организацию, которая включает в себя Церкви евангельских христиан-баптистов на территории России. Мы объединены на принципах единства веры. Структура нашего Союза предполагает наличие в регионах Церквей, которые организуют объединения в географических, административных областях. Эти объединения выбирают старшего пресвитера или, согласно библейскому определению, епископа. Вот эти объединения и образуют Союз. Во главе его администрации стоит председатель, у которого есть первый заместитель, а также региональные заместители.

Наш главный рабочий орган - Совет Союза, в состав которого входят старшие пресвитеры региональных объединений. Он собирается два раза в год для решения текущих вопросов жизни Союза. Администрацию представляют председатель, заместитель председателя и отделы - миссионерский, образовательный, отдел по организации воскресных школ, издательский (мы выпускаем журнал "Христианское слово" и другую литературу), административно-правовой и отдел музыкально-певческого служения, ведающий вопросами церковного пения.

- Существуют ли международные объединения евангельских христиан-баптистов?

- Да, конечно. Баптисты в Европе объединены в Европейскую баптистскую федерацию. Еще существует Всемирный баптистский альянс. Баптисты придерживаются принципа независимости Поместной Церкви и священнического достоинства каждого верующего. Поэтому эти международные организации, как и наш Союз, не имеют директивных функций в отношении Поместных Церквей. Мы объединены на основании единства веры. Альянс предполагает братские отношения между национальными союзами. Он имеет свой постоянный штат, генерального секретаря, массу рабочих комитетов в самых разных сферах. Эти комитеты выполняют предписания баптистских съездов, которые созываются раз в пять лет.

Наш российский Союз остается совершенно независимым в решении своих внутренних вопросов как от Европейской Федерации, так и от Всемирного альянса. То есть отношения между баптистскими союзами носят исключительно братский характер. Отличительная черта баптистского братства - это отсутствие какой бы то ни было подчиненности одних союзов или объединений другим. Приведу пример. У нас был напряженный диалог с Европейской федерацией и Всемирным альянсом по поводу отношения к гомосексуализму. Мы имеем библейские основания говорить, что это греховное явление, которое осуждается Богом. Некоторые европейские баптистские Церкви смотрят на него отстраненно, как на исполнение принципа свободы и прав человека. Мы говорим, что этого нельзя допускать. Руководство Европейской федерации и Всемирного альянса нас понимает. Однако на наши призывы применить какие-то директивные меры они отвечают, что таких рычагов воздействия у них нет.

- Какие решения принимаются на международных съездах евангельских христиан-баптистов?

- В основном они носят организационный характер: избрание председателей международных объединений, нового состава различных комитетов. Комитеты работают большей частью как исследовательские организации. В основном они отслеживают и анализируют ситуацию в той или иной области религиозной и общественной жизни. Никаких директивных функций они не имеют.

- Помимо вашего Союза в России еще существует Совет Церквей евангельских христиан-баптистов. Как соотносится деятельность этих организаций?

- Совет Церквей евангельских христиан-баптистов существует уже почти сорок лет. Разделение между нами произошло во времена Хрущева на волне государственных репрессий. К сожалению, оно не преодолено и сегодня. Это наша боль. Но в то же время они не являются тормозом для нашей деятельности, равно как и мы для них. И у них и у нас есть Библия. И мы и они подотчетны Богу. Сегодня на российском пространстве помимо Совета Церквей существуют и новые объединения евангельских христиан-баптистов, появившиеся после перестройки.

- Вы не могли бы назвать основные вероучительные принципы и вытекающие из них практические моменты, на которых строится жизнь евангельских христиан-баптистов?

- Наши вероучительные принципы практически идентичны основным догматам Русской Православной Церкви. Как и РПЦ, мы исповедуем триединство Бога, спасение по вере через смерть и воскресение Иисуса Христа, Церковь как Божие устроение, в котором Святой Дух совершенствует всех верующих, исповедуем крещение по личной вере, таинство причастия плоти и крови Христа. Наши расхождения начинаются в области практического исполнения этих принципов. В отличие от Православной Церкви мы признаем крещение только взрослого человека по его личной вере, осознанно принимающего Бога и входящего в Церковь.

Наши пресвитеры не имеют никакой особой богослужебной одежды, поскольку в Новом Завете нет таких предписаний. В нашей богослужебной практике нет никаких вещественных предметов для поклонения, то есть икон. Мы никаким образом не ставим между Богом и молящимися еще какие-то видимые образы. Крест мы воспринимаем только как символ христианства и устанавливаем его на наших домах молитвы. Но в то же время он не является для нас предметом поклонения. Наши богослужения могут проходить не только в специальном молитвенном доме, но и просто на полянке, как было во времена гонений, в частной квартире, в Доме культуры. Мы просто призываем имя Божие и верим, что Дух Святой присутствует в нас. В отличие от Православной Церкви мы не считаем, что на загробную судьбу умершего человека можно повлиять, молясь за него. Мы верим, что судьба каждого человека решается во время его жизни на земле. В своей повседневной жизни мы придерживаемся принципов патриотизма и лояльности по отношению к власти, в той мере, в какой это допускается Евангелием.

- Как бы вы определили принципиальные отличия веры евангельских христиан-баптистов от таких традиционных протестантских деноминаций, как лютеранство и кальвинизм?

- Мы очень многое заимствовали из опыта Лютеранской Церкви. Сегодня у нас складываются очень хорошие отношения с представителями этой Церкви как в России, так и за рубежом. Например, в Германии баптисты и лютеране объединены в общий альянс. Единственно, что нас разделяет, это вопрос о возможности крещения детей. Мы не судим их, но в то же время не можем принять их позицию. Что же касается основных направлений кальвинизма - пресвитерианства и методизма, то они наиболее близки нам по целому ряду моментов.

- Как на практике у вас складываются отношения с Русской Православной Церковью?

- По-разному. Если говорить об официальных отношениях, то не реже раза в год проводятся встречи между председателем нашего Союза Петром Коновальчиком и Патриархом Московским и всея Руси Алексием II, чтобы зафиксировать состояние отношений и высказать пожелания об их дальнейшем развитии. Такие встречи на высшем уровне помогают хотя бы отчасти снять тот антагонизм, который существует между православными и баптистами на местах.

Кроме того, представители нашего Союза и РПЦ принимают совместное участие в межконфессиональных конференциях, последняя из которых состоялась в декабре прошлого года под девизом "Иисус Христос вчера, сегодня и во веке Тот же". На местном уровне отношения складываются по-разному. Во многих епархиях ситуация крайне тяжелая. Баптисты не всегда проявляют широту сердца, чтобы понимать православное окружение. И среди православных священников, к сожалению, тоже существует убежденность, что право на существование имеют только они. Все это сказывается на отношениях между верующими и порочит Вселенскую Церковь.

- Как складываются ваши отношения с властями на разных уровнях?

- Я бы не сказал, что у нас есть проблемы с властями. Однако если конкретизировать, то я должен сказать, что власти во многих регионах проявляют себя не с лучшей стороны. Типичной стала ситуация, когда в ответ на просьбу баптистов разрешить провести большое собрание или приобрести помещения для богослужений, местные власти говорят, что им нужно посоветоваться с православным батюшкой. С одной стороны, это вызывает улыбку, а с другой - возникает вопрос: что это за власть? Кому она служит? Власть, которая неспособна решать свои административные функции, которая не знает, что Церковь отделена от государства, что и баптисты, и православные равны перед законом, заслуживает только сожаления. К сожалению, такое отношение власти способствует росту межконфессиональной напряженности, поскольку предполагает деление конфессий и религий на более и менее ценные для государства. Такая ситуация грозит возвратом к тоталитарному режиму. И власти должны это понимать.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
833
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1115
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
878
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
719

Другие новости