0
727
Газета Интернет-версия

12.04.2000 00:00:00

"Может быть, нам не хватило любви..."

Тэги: ересь, Кочетков


Священник Георгий Кочетков и его чада у храма Прп. Сергия Радонежского после снятия прещений.
-ОТЕЦ ГЕОРГИЙ, скажите, пожалуйста, как вы узнали об указе Святейшего Патриарха, в результате которого с вас были сняты прещения, наложенные в 1997 году?

- В январе этого года я написал очередное большое прошение Святейшему Патриарху от своего имени и имени 12 запрещенных, в котором искренне просил прощения у Святейшего Патриарха, во-первых, за то, что мы не нашли лучшего выхода из ситуации 29 июня, чем тот, который был найден. Наверняка существовал другой выход, но мы действительно его не нашли, события развивались очень быстро и с какой-то внутренней жесткой логикой, для нас совершенно неожиданной. Мы только хотели воспротивиться злу, вошедшему в церковную ограду, и не допустить кощунства и богохульства. Может быть, нам не хватило любви, может, чего-то еще. Второе, о чем я тогда писал, что мы сожалеем о том, что большое собрание наших братств, общин и т.д. летом прошлого года не было заранее согласовано и благословлено священноначалием, что, возможно, было следствием тех же событий 1997 года.

- Вы имеете в виду Преображенский собор?

- Да. У Святейшего был конкретный вопрос: почему мы не взяли его благословения на собор Преображенского братства в 1999 году? Но мы никогда не считали себя какими-то самодостаточными людьми в Церкви. К сожалению, когда по недоразумению было снято благословение с нашего института и братства, мы не могли, как делали это все прошлые годы, взять благословение на последний Преображенский собор. И мы сожалеем об этом, мы действительно хотели бы, чтобы священноначалие было не только в курсе того, что происходит, но и чтобы оно, выполняя свое руководящее служение, благословляло эту работу.

И вот на Прощеное воскресенье я и те члены нашего братства, которые считали для себя необходимым это сделать, пошли в Патриарший Елоховский собор, зная, что там будет служить Святейший Патриарх, и по традиции просили у него прощения. При этом некоторые выражали просьбу о снятии прещений. Наверное, складывалось впечатление, что чуть ли не каждый второй из подходящих к Патриарху это делал, но это не совсем так. Я знаю многих членов братства, которые не считали нужным это делать. Когда я подошел к Святейшему и, как положено, попросил прощения, тут Святейший сказал: завтра вы можете пойти в Патриархию и получить указ.

- Вы не знали еще, что готовится указ?

- Не знал. И слова Патриарха решили все вопросы, которые были у меня и некоторых членов братства, которые присутствовали в соборе. Вскоре митрополитом Солнечногорским Сергием нам было назначено на вечер среды первой седмицы поста прийти в его храм для вручения указа и акта примирения.

- Как раз когда читается покаянный канон...

- Да. Нам внутренне было очень важно, что тогда была именно первая неделя поста и что это произойдет именно в духовной обстановке, то есть не в политизированной, не в какой-то просто канцелярской обстановке, а в храме. Мы не знали, какой это будет указ, как все будет происходить, но вот внутренне мы предчувствовали, что это будет духовным, церковным событием. И действительно, когда в среду вечером мы пришли в Сергиевский храм в Рогожской слободе, владыка Сергий, прежде чем зачитать резолюцию Святейшего на моем последнем прошении и указ и дать разрешительную молитву, сказал несколько теплых, духовных слов, напомнив и о недоразумении 29 июня 1997 года...

- Как владыка Сергий оценил это "недоразумение"?

- Он так и сказал, что это была история недоразумений. Впервые в официальной церковной обстановке события 1997 года были названы такими словами, выражены в таких понятиях. На нас это произвело духовно большое впечатление. И особенно мне запомнилось, что и клир, который находился в это время в храме, и народ Божий ко всему происходившему отнеслись с большой теплотой и сочувствием, чего я, честно говоря, даже не ожидал.

- Люди поняли вас?

- Да, конечно. Был полный храм народу...

- Были только члены Сретенского братства?

- Нет, были не только люди, связанные с Свято-Филаретовской высшей школой или с нашим братством. Конечно, было много постоянных прихожан этого храма, и их реакция была особенно для меня важна. Ведь мне часто говорили, будто в Москве очень сильны негативные настроения по отношению к нам, а тут я все увидел своими глазами: реакцию нормального московского священства и нормальных московских прихожан. Это было глубоко затрагивающим сердце моментом.

- В принятии Святейшим Патриархом решения сыграли роль какие-то политические соображения или же это все-таки чисто церковное решение? Такой вопрос возник, потому что люди, которые радовались наложенным на вас прещениям, распространяют оскорбительные для Церкви слухи о том, что якобы решение Святейшего Патриарха возникло под каким-то давлением светской власти, даже чуть ли не из-за рубежа, что якобы Святейший Патриарх принял это решение после звонка из правительства России.

- Я, конечно, могу чего-то не знать, но, судя по внутреннему ощущению, я могу сказать только одно: это решение в первую очередь вызвало у нас благодарность Богу, а также Святейшему Патриарху и владыке Сергию, как и всем другим людям, которые принимали в нем участие. Ибо у нас было впечатление прежде всего духовного события, важного для Церкви, а не только индивидуально для нас или для нашего братства. Я знаю, что были какие-то ходатайства и изнутри России, и извне, но в основном только православных людей: от священников, некоторых епископов, мирян, известных богословов, однако я нигде никогда даже косвенно не слышал, чтобы какие-то светские структуры не то что давили на священноначалие, но чтобы они даже как-то обращали на нас внимание. Мне кажется, очень важно, что патриарший указ мотивирован прежде всего духовными соображениями, внутрицерковным попечением священноначалия, а не внешними церковно-политическими или просто политическими силами.

- Беседовали ли вы с архиепископом Истринским Арсением, викарием Московской епархии, в подчинении которого вы и находитесь?

- Невозможно было, получив указ о снятии прещений, потом не пойти за разъяснениями конкретных вопросов в Патриархию, что я и сделал на следующий день. Там я был снова принят митрополитом Сергием, потом отцом Владимиром Диваковым и владыкой Арсением. Я был очень обрадован тому, что все названные люди, в том числе и владыка Арсений, очень тепло и открыто приняли меня без особых воспоминаний о каких-то трудных моментах прошлого. Мы говорили о разных конкретных вопросах, о том, где мне сейчас, пока я временно нахожусь за штатом, причащаться и т.д. При этом я нашел понимание по всем вопросам. Владыка Арсений непосредственно помог найти храмы, в которых я мог бы сейчас сослужить, видимо, обсудив эти вопросы со Святейшим.

- В каких храмах владыка Арсений благословил вас служить сейчас?

- Я все же думаю, что это благословение именно Святейшего, хотя и данное непосредственно по представлению его викария. Сейчас я могу сослужить в двух храмах. Во-первых, в храме Высоко-Петровского монастыря, где располагается, как известно, Отдел религиозного образования и катехизации и Православный университет св. апостола Иоанна Богослова, где служит игумен Иоанн (Экономцев), что для нас интересно, потому что нам очень близки все проблемы, связанные с миссией, катехизацией и церковным просвещением. Также мне благословлено сослужить и в соседнем храме, прп. Сергия в Крапивниках, так как трапезный храм Высоко-Петровского монастыря сейчас на ремонте.

- Вы будете там служить или сослужить?

- Я думаю, что, скорее, сослужить. Все-таки там есть свой клир, свой настоятель, а я пока лишь заштатный клирик. И хотя существует практика служения заштатных клириков, если их о том просит настоятель храма, но все-таки каждый настоятель должен в первую очередь сам выполнять свою функцию на приходе.

- Как расположено священноначалие и лично Святейший Патриарх к Свято-Филаретовской школе, ее опыту, начинаниям?

- Пока еще в Церкви явно не хватает учебных заведений, тем более высших. Хотя в последние годы очень много открылось семинарий, духовных училищ и академий, все же очевидно, что по сравнению с общим числом открывшихся в это время монастырей здесь есть некая диспропорция. Поэтому, конечно, интерес, в частности, к жизни Свято-Филаретовской высшей школы и при ней огласительного училища и богословских курсов существует. Более того, я думаю, что интерес этот очень велик. Еще в 1999 году мы вновь, кроме государственной, получили лицензию Отдела религиозного образования и катехизации, причем непосредственно с благословения священноначалия. В школах очно и заочно обучается примерно тысяча человек в год.

Не исключено, что к школам еще могут быть какие-то вопросы, хотя работа назначаемой богословской комиссии будет связана с моими трудами, а не со школой. В указе Святейшего Патриарха учтено, что окормляемые мною школы и братства будут и в дальнейшем приносить пользу Церкви. Я думаю, что если работа богословской комиссии будет открыта, если ее решения будут прозрачны, т.е. как-то опубликованы и открыты для обсуждения, то это могло бы быть очень полезно для всей Церкви. Мы слишком долго в ХХ веке были лишены возможности открытого обсуждения богословских вопросов, и сейчас очень бы хотелось, чтобы те богословские силы, которые в Церкви есть, как в России, так и за рубежом, смогли объединить свои усилия и снять какие-то недопонимания, подозрения или даже взаимные обвинения.

Богословие - открытое поле, и никогда не будет так, чтобы в историческом времени богословские проблемы были окончательно закрыты. Богословы всегда будут разные, как и святые отцы всегда были разными. Важно находиться в едином потоке Священного Предания. Нужно, чтобы мы научились творческому, открытому, дерзновенному, но в то же время смиренному богословию, которое позволяло бы современным людям лучше понимать свою веру, лучше ее выражать и учить ей других.

- Будете ли вы во время богослужений употреблять те "нововведения", которые вызывали критику во время пребывания вашей общины в храме Успения в Печатниках?

- Было бы очень странно, если бы я "в чужой монастырь" приходил "со своим уставом". Думаю, что это было бы неуместно и вредно для нынешнего церковного состояния. Это не значит, что я думаю, что не было и нет никакой ценности в опыте нашего служения в храме Успения в Печатниках, а ранее во Владимирском соборе Сретенского монастыря и т.д. Думаю, что этот опыт со временем тоже многим пригодится, но сейчас он прежде всего должен быть обсужден и благословлен. Для этого он должен стать известным, чтобы на первом месте стояли не слухи и подозрения, как бывало, а сами факты. Теперь нужно, чтобы было свободное обсуждение и переводов тех или иных мест богослужебных текстов, и форм богослужения, и попыток сделать богослужение более традиционным, более насыщенным, более целостным, и в то же время более доступным тому народу, вместе c которым клир совершает богослужение, возглавляя его. Я никому не хотел бы ничего навязывать. Пока же у нас нет своего храма и пока нет ясного благословения, мы не планируем практиковать то, что вы назвали "нововведениями", хотя это слово...

- Это не я назвал, отец Георгий, это так называют, я просто повторяю.

- Спасибо за это уточнение, это действительно важно, и даже в указе, кажется, есть такие слова или в резолюции Святейшего. На самом деле это "нововведения" в кавычках, в том смысле, что это просто не совсем привычные моменты, моменты очень традиционные, очень православные, никогда не отрицавшиеся Церковью на протяжении веков, но по каким-то причинам или вышедшие сейчас из употребления, или попавшие как бы в тень нашей церковной практики, или не до конца осознаваемые.

Именно в связи с тем, что мы использовали русифицированный текст в богослужении, многие вещи на богослужении стали восприниматься значительно ярче. Это привело меня и к дополнительным литургическим исследованиям. Такую работу необходимо продолжать, может быть, уже не нам, может, кому-то еще. Но такие задачи стоят, мы это знаем по результатам деятельности Поместного Собора 1917-1918 годов. Хорошо было бы прежде всего вернуться к решениям этого Собора, их возобновить, их актуализировать и потом, может быть, даже постараться завершить ту работу, которую Собор не имел исторической возможности в свое время закончить.

- Получили ли вы какие-нибудь отклики на принятые Святейшим Патриархом решения со стороны тех людей, которые, скажем так, достаточно агрессивно и активно вели борьбу против вас, против общины, против Свято-Филаретовской школы?

- Да, конечно. Естественно, на это событие откликнулись очень многие люди. Мы получили очень много разных откликов на адрес Свято-Филаретовской высшей школы. И я лично получил e-mail"ы, факсы, личные звонки, было очень много всего. Конечно, среди этих откликов у нас немного, может быть, единицы, каких-то свидетельств со стороны тех сил, о которых вы говорите. Но все же были соответствующие высказывания на радио "Радонеж" и на их веб-страницах. И все-таки они были более умеренными, чем можно было бы ожидать...

- "Радонеж" обычно боится Святейшего Патриарха, не дерзает открыто перечить его указам.

- Слава Богу, что здесь не проявилось какого-то непослушания Святейшему. Мы, конечно, этому радуемся. Но все же когда были с их стороны комментарии на происшедшие события, нас не могли не опечалить некоторые передержки, искажения событий, которые допустил "Радонеж". Например, в сообщении почему-то утверждалось, что на снятие прещений я и 12 опоздали чуть ли не на целый час. На самом же деле все мы пришли к началу службы. Только один человек несколько припоздал, потому что мы думали, что снятие прещений будет после службы, а живет он не в Москве, ему было очень далеко ехать. Но все равно и его прещения были сняты владыкой Сергием на следующий день. К передержкам можно отнести и допущенные "Радонежем" существенные искажения в описании событий 1997 года в храме Успения в Печатниках. Такие передержки нас несколько огорчают, потому что они создают не очень честный и немирный эмоциональный фон, а это чревато новыми проблемами для Церкви.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
805
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1066
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
852
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
694

Другие новости