0
1490
Газета Интернет-версия

23.02.2000 00:00:00

На путях русского богословия

Тэги: конференция, богословие


Молебен участников заседаний
КОНФЕРЕНЦИЯ "Православное богословие на пороге третьего тысячелетия" прошла с 7 по 9 февраля в Москве. Она была организована Синодальной богословской комиссией Русской Православной Церкви (РПЦ). В форуме приняли участие около 140 человек: архиереи, руководители и сотрудники синодальных учреждений РПЦ, ректоры и преподаватели духовных школ, ведущие русские богословы.

На конференцию были приглашены гости из-за рубежа. Среди них из Оксфорда прибыл викарный епископ митрополита Антония Сурожского - владыка Василий, сфера богословских интересов которого лежит в области литургического богословия и эклезиологии. Из Свято-Сергиевского богословского института в Париже приехал профессор истории Русской Православной Церкви и русской философии Дмитрий Шаховской, являющийся секретарем Корсунской епархии. На конференции присутствовали гости из Америки - второй секретарь политического отдела посольства США в России и ответственный за межцерковные православные контакты сотрудник Церковного управления Православной Церкви в Америке протоиерей Леонид Кишковский.

Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, открывая научный форум в день церковной памяти святителя Григория Богослова, охарактеризовал богословие как "ключ, с помощью которого мы можем открыть шифр истории". Многие выступления на пленарных заседаниях и рабочих секциях носили острый, дискуссионный характер. Деятельность конференции была представлена семью секциями: "Библейское богословие и библеистика", "Патрология и богословие", "Церковная история и церковные каноны", "Литургическое богословие и духовная жизнь", "Отношения с инославием, миссия", "Церковь и мир, актуальные проблемы современности" и "Проблемы богословского образования и организация богословской науки". В последний день форума, сделав заключительные сообщения по всем направлениям работы, участники вопреки программе конференции не выработали какого-либо итогового документа.

Ректор Московской духовной академии и семинарии (МДАиС) епископ Верейский Евгений указал на то, что "многие люди в мире в целом потеряли интерес к фундаментальным истинам, и создается тревожное ощущение, что прежние нравственные и религиозные нормы либо бессильны, либо искажены". Епископ выразил глубокую озабоченность состоянием отечественной богословской науки, которая "нуждается в серьезном качественном сдвиге". "Нам не хватает высококвалифицированных профессиональных богословов. Отдельные отрасли церковной науки находятся в запущенном состоянии", - сказал ректор МДАиС. Епископ Евгений выдвинул предложение о скорейшем создании научно-богословского центра РПЦ, который занялся бы фундаментальной разработкой наиболее актуальных богословских, церковно-исторических и церковно-правовых проблем с привлечением научного потенциала светских специалистов. Роль такого объединенного института, по мнению владыки Евгения, мог бы сыграть церковно-научный центр "Православная энциклопедия".

Одним из наиболее острых вопросов епископ Верейский назвал вопрос финансирования духовных учреждений. "Тяжелое финансовое положение государства, падение доходов населения, с одной стороны, а с другой - восстановление значительного числа храмов, передаваемых Церкви в виде руин, являются причиной финансовых трудностей для Церкви. А для духовных школ, не имеющих существенных самостоятельных источников доходов, трудности эти особенно велики", - выразил свои переживания ректор МДАиС. Как пример он привел разницу между зарплатой уборщицы и зарплатой преподавателя Духовной академии. Разница была не в пользу последнего. Зарплату преподавателям за предыдущий месяц владыка Евгений выдавал за счет резкого сокращения расходов на необходимые хозяйственные нужды для семинаристов.

О необходимости рецензии русского Синодального перевода Библии, вызывающего массу научных нареканий, заявили участники секции "Библейское богословие и библеистика". Ученые-библеисты выразили беспокойство и в связи с появлением множества новых переводов Священного Писания, которые "противоречат церковной традиции". Они указали также на необходимость новых изданий церковнославянских текстов Священного Писания "с исправлением неточностей, вкравшихся в них со времени книгопечатания на Руси". При этом участники данной секции подчеркнули, что "переводческая деятельность должна быть соборным служением Церкви". Ими был рассмотрен проект составления православного святоотеческого толкования Библии, начало которому уже положил священник из города Енисейска протоиерей Геннадий Фаст.

Священник Геннадий также выразил свое особое мнение по дискуссионному вопросу о современной приходской жизни. Реальный выход, при котором найдется место всем - и консерваторам, и либералам, - о. Геннадий видит в "многоукладности литургической и приходской жизни". Он привел слова св. Иринея Лионского, ответившего на споры о дне празднования Пасхи такими словами: "Разногласием о посте достигнем единства веры". А у нас, по словам священника Геннадия, получается так, что "единством в посте приходим к разделению в вере".

Профессор Санкт-Петербургской духовной академии (СПДА), священник Николай Гундяев констатировал тот факт, что на сегодняшний день в РПЦ "не существует устава для прихода". "Сейчас у нас на приходах искалеченный монастырский устав, который каждый настоятель формирует в меру им самим понимаемого благочестия, что порождает множество недоумений в церковной среде", - сказал протоиерей. Он напомнил, что в Греции в прошлом веке был специально создан такой устав для приходов. "Самое главное, чтобы этот процесс был церковно упорядоченным", - подчеркнул профессор СПДА.

Проблему духовничества в современной церковной жизни поднял профессор МДАиС Алексей Осипов. Предваряя свое выступление "Основы духовной жизни в православии", он сказал: "В этой теме меня освобождает от нравственной ответственности то, что я раскрываю теоретический аспект проблемы". Алексей Осипов считает, что проблема духовничества стала одной из "наиболее болезненных тем в жизни православного христианина", которая "зачастую приводит к трагедиям как в семейной, так и в общественной жизни", развивает "нетерпимость и фанатизм". Ссылаясь на святых отцов прошлого (святителя Игнатия Брянчанинова, Феофана Затворника, Нила Сорского, Иоанна Лественничика), профессор МДАиС сделал акцент на той мысли, что "ни молитва, ни труд сами по себе не спасают и не являются самоцелью. Они оправданы лишь тогда, когда приводят христианина к смирению, которое и является основной предпосылкой духовной жизни".

Выбор духовного наставника уже со второй половины второго тысячелетия, по словам профессора Осипова, стал в жизни Православной Церкви "особой темой в трудах святых, богословов". Здесь профессор выделил два вида духовных отношений духовного чада с наставником: это отношения послушания и советования. "Наставников, которые бы видели душу человека, душевидцев сейчас нет. Но даже в древности при духоносных наставниках было очень ограниченное число послушников, так как послушание требует беспрекословного исполнения старческого совета", - сказал Алексей Осипов. Он привел цитату из творения Нила Сорского, жившего в начале XVI в. "Держитесь света Писания и слов святых отцов. Если чей-то совет расходится со Священным Писанием и словами святых, то не принимайте его. А если встретите единодушного Писанию, то его советом войдете в землю обетованную", - писал Нил Сорский. Таким образом, отношения советования "не предполагают безусловного исполнения" духовнического слова. Ведь спасает человека вера в истину, а вера в ложь губит.

Профессор Алексей Осипов заметил, что в наши дни духовничество многих священников, используя слова святителя Игнатия (Брянчанинова), можно назвать "душепагубным актерством".

На "крайности богословия профессора Осипова и его последователей" указал священник Калужской епархии о. Ростислав Снегирев. Среди них он назвал такие, как "отрицание первородного греха, смываемого в таинстве Крещения", "принятие Христом вместе с человеческой природой и человеческой греховности", "мнение о том, что, если человек не достоин причастия, то оно не является для него Телом и Кровью Спасителя", и многие иные суждения. Опровергая последнее обвинение, профессор Осипов заявил, что "так говорить о причастии - это абсурд!"

Профессор МДАиС архимандрит Макарий (Веретенников) затронул тему "полисемантичности терминологии", которой пользуются церковные историки и канонисты. Чтобы избежать терминологической путаницы, участники секции "Церковная история и церковные каноны" предложили провести ряд семинаров, посвященных методологии церковно-исторической науки. Ими было также предложено совместно с представителями светских наук разработать совместные проекты в области церковной истории. По мнению участников конференции, это "позволит избежать партийного дробления церковно-исторической науки и сформирует культуру научных дискуссий".

Архимандритом Макарием была также затронута проблема канонических препятствий для канонизации РПЦ священнослужителей и мирян, прервавших общение с заместителем патриаршего местоблюстителя митрополитом (позднее - Патриархом) Сергием (Страгородским, ум. 1944 г.). После дискуссии большинство участников секции "Церковная история и церковные каноны" согласились с возможностью канонизации тех новомучеников, кто не признавал законности церковного управления митрополита Сергия.

В силу того что на сегодняшний день не ясно, какие правила, принятые на Соборах РПЦ разных лет, действуют, а какие из них стали достоянием истории, было принято решение о необходимости создания единого канонического кодекса Русской Церкви. Его отсутствием, в частности, объясняется и "отсутствие четкого механизма церковного судопроизводства в РПЦ". Поэтому предложили также создать канонические церковные суды. Принципиальным условием их создания назвали "зависимость от правящих епархиальных епископов".

Заключительным аккордом на Богословской конференции прозвучали слова архиепископа Львовского и Дрогобычского Августина (Маркевича). Он заявил, что "СМИ являются четвертой властью, той силой, с которой надо считаться". Но журналисты (светские и церковные), по словам архиепископа, зачастую действуют бессовестно. И их публикации дают соответствующие плоды. Владыка Августин предложил создать некий кодекс мер на тему "Что делать с журналистами". "На некоторых надо будет налагать и церковные санкции, вплоть до отлучения их от церковного общения".

На такой ноте, оцененной кем-то как слишком радикальная, а отчасти воспринятой кем-то и всерьез, завершился в конференц-зале гостиницы "Даниловская" научный форум "Православное богословие на пороге третьего тысячелетия".


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Павел Бажов сочинил в одиночку целую мифологию

Павел Бажов сочинил в одиночку целую мифологию

Юрий Юдин

85 лет тому назад отдельным сборником вышла книга «Малахитовая шкатулка»

0
1306
Нелюбовь к букве «р»

Нелюбовь к букве «р»

Александр Хорт

Пародия на произведения Евгения Водолазкина и Леонида Юзефовича

0
923
Стихотворец и статс-секретарь

Стихотворец и статс-секретарь

Виктор Леонидов

Сергей Некрасов не только воссоздал образ и труды Гавриила Державина, но и реконструировал сам дух литературы того времени

0
446
Хочу истлеть в земле родимой…

Хочу истлеть в земле родимой…

Виктор Леонидов

Русский поэт, павший в 1944 году недалеко от Белграда, герой Сербии Алексей Дураков

0
622

Другие новости