0
1111
Газета Интернет-версия

26.01.2000 00:00:00

Еврейское образование должно строиться вокруг Торы

Тэги: тора


В ЯНВАРЕ в одном из подмосковных пансионатов прошел очередной недельный семинар Ассоциации преподавателей еврейской традиции в СНГ и странах Балтии "Ламед". Ассоциация ставит своей целью повышение квалификации преподавателей в области иудаизма и педагогики, а также разработку учебных программ и пособий в сфере еврейской традиции. Ламедовские семинары, помимо получаемых на них знаний, дают еврейским преподавателям из разных городов и стран постсоветского пространства бесценную возможность общения и обмена опытом.

На сей раз семинар собрал около 70 преподавателей из 44 городов европейской части России, а также из Украины и Белоруссии. Семинар был посвящен методике изучения на уроках еврейских праздников: Пурима, Песаха, Шавуот. Кульминационным днем была, как и всегда на подобных семинарах, суббота, дающая редкую возможность занимающимся одним делом, но разделенным сотнями километров людям всем вместе ощутить теплоту и вкус еврейской традиции в хорошей компании персонифицирующего иудаизм раввина Адина Штейнзальца и его коллег, прибывших на семинар из Иерусалима.

В рамках семинара в Московской школе # 1311 ("школе Липмана") прошел "круглый стол", посвященный еврейскому образованию. В нем приняли участие директор школы Григорий Липман (единственный здесь представитель светского государственного еврейского образования), ректор Гуманитарной еврейской академии Туро Шломо Гендельман, директор школы "Ахей Тмимим" Зеев Куравский, представитель женской школы Ривки Вайс Биньямин Шульман. Собравшихся приветствовала 2-й секретарь посольства Израиля Сима Тамир. Сам факт ее присутствия говорит о том значении, которое придает Израиль еврейскому образованию в России.

Главный раввин России Адольф Шаевич высказал мысль, которая стала ключевой для "круглого стола". Независимо от типа еврейских школ - будь они воскресные или общеобразовательные, светские, реформистские или ортодоксальные, - если они хотят быть еврейскими, образование должно строиться вокруг Торы.

"В конечном итоге, - сказал Шаевич, - школьник может не выполнять заповеди в полном объеме, он может даже вообще их не выполнять, но уж, во всяком случае, он должен как минимум хотя бы знать об их существовании и содержании. Он может сказать еврейской традиции "нет", но все-таки он должен при этом знать, от чего отказывается. Как только еврейское образование теряет связь с Торой, оно перестает быть еврейским. И все-таки интересно, каким образом может быть построено образование вокруг Торы в светской государственной школе?"

Вот, хоть убейте, не знаю! - евклидов ум автора настоящего репортажа постигнуть это не в силах, а владеющий предметом Григорий Липман от комментариев воздержался. Оказавшийся по случаю в Москве знаменитый отказник и владимирский узник Иосиф Бегун вспоминал минувшие дни, когда иврит на нелегальных сходках учили куда лучше, чем в нынешних школах. Учителя вежливо кивали головами. Ведущий задал вопрос, все ли сидящие в зале знают, что значит "отказник". Вопрос в обнаженном виде продемонстрировал, что эпоха великого сионистского эпоса столь далеко ушла от нас, что требует уже филологической реконструкции. Мало кто в зале знал и героя этой эпохи.

"Круглый стол" был предварен лекцией раввина Адина Штейнзальца, посвященной главным образом двум концептуальным и взаимоисключающим пониманиям природы ребенка и соответственно методов обучения и воспитания: "консервативного" и "модернистского". Впрочем, названия эти вполне условны: достаточно сказать, что "консервативная" школа апеллирует к Фрейду, а "модернистская" - к Платону. "Консервативная" школа рассматривает ребенка как существо, обладающее огромным потенциалом зла, как принесенного из леса волчонка. Если не применить жестких методов дрессировки, волчонок, став волком, непременно съест своего прекраснодушного воспитателя. В терминах Фрейда: убьет отца и изнасилует мать.

"Модернистская" школа исходит из совершенно иных предпосылок. Ребенок изначально невинен, добр и талантлив, воспитатель должен помочь ему обнаружить присущий каждому человеку глубоко положительный творческий потенциал. В терминах Платона: помочь вспомнить. "Консервативная" школа накрепко вколачивает в ученика готовые знания, профессиональные и социальные навыки, этические нормы и гигиенические рецепты: разбуди ночью - тут же отрапортует. "Модернистская" стимулирует творчество и собственный поиск.

Все эти соображения отнюдь не являются отвлеченно теоретическими. Практически "консервативная" авторитарная и репрессивная педагогика дает в общем и целом хорошие стабильные результаты, правда, лица с тонкой организацией неизменно становятся ее жертвами. "Модернистская" дает блестящие результаты в отдельных случаях, но, как показывает жизнь, не слишком преуспевает в работе со средним учеником.

Классическое еврейское талмудическое образование построено на парадоксальном ("оксюморонном") сочетании двух этих несовместимых подходов. С одной стороны, существует традиция, которая должна в неизменном виде передаваться из поколения в поколение, существует идущая с незапамятных времен практика заучивания и повторения. С другой стороны, система освоения традиции в значительной мере построена на умении под руководством учителя и во взаимодействии с другими учениками самостоятельного продвижения к ответам, нахождения их в процессе интеллектуального поиска; эта система поощряет вопросы: чем острее и неожиданнее - тем лучше. Хороший ученик тот, кто умеет задавать "правильные" вопросы.

Одна из важнейших проблем современного еврейского образования - адаптация этого ценнейшего опыта. Причем речь идет вовсе не только о религиозном образовании. Переводчик и сотрудник Адина Штейнзальца Ишая Гиссер рассказал об опыте израильской иешивы с преподаванием светских дисциплин.

Физика изучается там со значительным использованием талмудических методов, что дает прекрасные результаты. Достаточно сказать, что примененная методика была удостоена премии Министерства образования Израиля. Лекция Адина Штейнзальца была, как это обычно и свойственно его выступлениям, полна блеска, юмора и парадоксального движения мысли - слушать одно удовольствие.

Участникам "круглого стола" и ламедовского семинара есть над чем поразмыслить. Как применить, как практически осуществить то, что они услышали? Как совместить это с принятой в их учебных заведениях устоявшейся системой образования? Надо полагать, у них возникнет немало подобных вопросов. Впрочем, еврейская образовательная традиция, как мы выяснили, вопросы только поощряет.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Дистанционное голосование массированно протестируют на низовых выборах

0
916
Судебная система России легко заглотила большого генерала

Судебная система России легко заглотила большого генерала

Иван Родин

По версии следствия, замглавы Минобороны Иванов смешал личные интересы с государственными

0
1568
Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Екатерина Трифонова

Принимать решения без присутствия всех сторон процесса получается не всегда

0
1140
Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

0
606

Другие новости