0
10557
Газета Интернет-версия

04.10.2013 00:01:00

Образование по московскому стандарту качества

Тэги: образование, школа, день учителя, москва


образование, школа, день учителя, москва Всегда готовые к правильному ответу ученики – лучшее доказательство качественной работы педагога. Фото с сайта www.mos.ru

Москва в системе российского образования занимает уникальное место. Это мегаполис с огромным количеством музеев, театров, научных и исследовательских институтов, это средоточие высокообразованных людей. Такое изобилие возможностей, с одной стороны, создает великолепные перспективы для обучения, а с другой – предъявляет особые требования к уровню знаний, которые дают детям педагоги столицы. Городские власти сегодня признали повышение качества знаний и обеспечение равного доступа к ним учеников всех школ главными городскими задачами. А подарками к Дню учителя для педагогов в этих условиях становятся новые полномочия, новые возможности и ресурсы.
Столичный бюджет позволяет Москве тратить на образование более солидные средства, чем большинству регионов, однако и в мегаполисе еще пару лет назад было немало школ с весьма скудными собственными ресурсами. Разница между верхним и нижним порогами бюджетного финансирования нередко достигала двукратного размера – были школы, где в среднем на одного ученика выделялось государством менее 60 тыс. руб. в год, и гимназии, которые финансировались хорошо, получая 110–120 тыс. руб. в год на учащегося. Безусловно, при таком разрыве в доходах было непросто предъявлять претензии к качеству знаний, которые давали ученикам школы с разными финансовыми возможностями. Потому одна из важнейших задач, поставленных перед педагогическим сообществом города, – создание единого московского стандарта качества образования. Средством для этих изменений стал пилотный проект развития общего образования. Его важнейшая особенность – резкое увеличение нормативов финансирования школ, что в некоторых случаях приводит к росту их бюджета до 40%.
Чего позволяет добиться такой рост финансирования? В первую очередь дополнительные финансы помогают создать равные условия для обучения детей во всех школах столицы. Школы начали получать финансирование по высшей планке и уже не могут назвать нехватку средств в качестве объяснения слабой подготовки детей. А Департамент образования столицы теперь может жестко спрашивать со всех учреждений одинаково высоких результатов, которые ранее не могли быть получены из-за неравенства финансирования. Во-вторых, свободные ресурсы позволяют повысить педагогам зарплату и соответственно создать у них мотивацию к более высокому уровню преподавания. Только в 2012 году увеличение фонда оплаты труда московских школ за счет новой системы финансирования составило 15 млрд. руб. (продолжение темы на стр. 13). Это небывалая прибавка для московской школы. Однако при использовании новой системы оплаты труда Департамент образования Москвы ставил обязательным условием постоянный контроль за бюджетными деньгами. Его формы были разными – например, обеспечение прозрачности распределения финансовых средств в зависимости от конкретных результатов работы каждого сотрудника школы. В результате лучшие педагоги получают высокую зарплату, что стимулирует активных и талантливых москвичей становиться учителями. Причем финансовое положение лидеров образования обеспечивают не только зарплаты, но и многочисленные другие программы стимулирования педагогов. Например, в 2013 году будут вручены 200 грантов правительства Москвы по 100 тыс. руб. лучшим педагогическим, научным и научно-педагогическим работникам образовательных учреждений и 100 грантов правительства Москвы по 40 тыс. руб. обучающимся общеобразовательных учреждений и студентам, обучающимся по программам среднего профессионального образования. Их получат учителя и их воспитанники, достигшие высоких образовательных и творческих результатов.
Но на финансовом стимулировании московской школы дело не остановилось. Педагогическому сообществу потребовались в первую очередь изменения психологического характера, которые предполагают качественное изменение методик и механизмов управления школой. Учителей впервые за десятилетия призвали перейти от директивного подхода к самостоятельности. Именно рост самостоятельности педагогов повлек за собой принципиально новую менеджерскую функцию директора. Педагоги ранее привыкли, что их работа – организация учебного и учебно-воспитательного процесса, однако сегодня к этим функциям добавилась возможность управления ресурсами школы. В итоге педагогический коллектив получил не только свободу. Обратная сторона этой демократической модели – обязанность участвовать в принятии решений по всем направлениям работы школы и возможность требовать создания максимально эффективных условий работы от своего руководителя. А уже тот, в свою очередь, может требовать того же от Департамента образования (продолжение темы на стр. 13).
Эта самостоятельность и бюджетная обеспеченность школ влекут за собой ответственность за последствия и результаты их работы. А потому каждое решение должно быть коллегиально, прозрачно, обоснованно и, что очень важно, юридически грамотно оформлено.
Как считают в Департаменте образования Москвы, важнейшие принципы, заложенные в основу трансформации системы московской средней школы, – прозрачность контроля качества и информационная открытость. Педагоги теперь обязаны привлекать и родителей, и наиболее активных учеников к принятию решений, касающихся деятельности школы, и давать им возможность участвовать с учителями в улучшении системы образования. Это сотрудничество наиболее полно заметно при создании управляющих советов, играющих все большую роль в жизни образовательных учреждений (продолжение темы на стр. 11).
В последние годы столичная школа серьезно меняется, но сегодня во главе угла работы московских образовательных учреждений, как и прежде, стоит главное: интересы учеников. В Москве создается новый фундамент для рационального, справедливого и прозрачного распределения финансового ресурса, коллективы получили свободу самостоятельно выбирать путь развития своего учреждения, опираясь на потребности и ожидания родителей. Каждый педагог теперь персонально несет ответственность за результаты своей работы. Все это позволяет создавать новый, высочайший московский стандарт качества образования, известный не только по всей России, но и за рубежом.    

Московская система общего образования в цифрах
В 2013 году около 3 тыс. образовательных учреждений примут почти 1,4 млн. учащихся, причем 6,2 тыс. школьников пойдут учиться в 30 зданий-новостроек. За лето было отремонтировано 2304 образовательных учреждения в Москве. Система среднего общего образования Москвы сегодня включает: 846 школ, 170 школ с углубленным изучением предметов, 194 центра образования, 69 гимназий и 2035 гимназических классов, 41 прогимназию, 34 лицея и 567 лицейских классов, 61 специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся и воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, 37 образовательных школ-интернатов, 19 вечерних (сменных) общеобразовательных школ, 20 кадетских школ и кадетских школ-интернатов.



Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Павел Бажов сочинил в одиночку целую мифологию

Павел Бажов сочинил в одиночку целую мифологию

Юрий Юдин

85 лет тому назад отдельным сборником вышла книга «Малахитовая шкатулка»

0
1151
Нелюбовь к букве «р»

Нелюбовь к букве «р»

Александр Хорт

Пародия на произведения Евгения Водолазкина и Леонида Юзефовича

0
813
Стихотворец и статс-секретарь

Стихотворец и статс-секретарь

Виктор Леонидов

Сергей Некрасов не только воссоздал образ и труды Гавриила Державина, но и реконструировал сам дух литературы того времени

0
395
Хочу истлеть в земле родимой…

Хочу истлеть в земле родимой…

Виктор Леонидов

Русский поэт, павший в 1944 году недалеко от Белграда, герой Сербии Алексей Дураков

0
552

Другие новости