0
4301
Газета Интернет-версия

06.10.2008 00:00:00

Нижегородский сакральный кадастр

Тэги: нижний новгород, перепись, легенды


нижний новгород, перепись, легенды В полях у деревни Канерга время словно остановилось.
Фото Дмитрия Доронина

В Нижегородской области в школе села Суворово (бывшее Страхово Пуза) Дивеевского района создается сакральный кадастр – своеобразный перечень необычных мест с загадочной историей. Учителя и школьники решили систематизировать все существовавшие в районе легенды и былинки (то есть вполне правдивые вроде бы истории) и создать сакральную карту этой местности.

Гора апокалипсиса

«В Суворове школа небольшая, всего 60 учеников, но педсостав там уникальный собрался, – говорит этноэколог Дмитрий Доронин. – Учителя с детьми очень точно собирают фольклор, грамотно его расшифровывают, без всякой литературной обработки, и делают точный его анализ». А места здесь действительно необычные. Святой Серафим Саровский не случайно выбрал для своих молений дивеевские леса, испокон веков богатые разными природными диковинами. Сначала здесь совершали обряды язычники, а потом сюда стали стекаться из разных волостей и православные.

Многое в Дивеевском районе, конечно, связано с Серафимом Саровским. Например, валуны, которые, по рассказам, выросли из маленьких камушков, выроненных преподобным из кармана. Есть даже камень в виде медведя – того самого легендарного мишки, который приходил к святому. Но эти места хранят также память и о древней мордовской культуре. Под одним из мостов всегда жили (и живут?) русалки, а в пруде села Глухово, по преданиям, топили тёщ. Есть здесь родники с мертвой водой, совсем как из сказок. «Ее берут для человека, застрявшего между мирами, на грани жизни и смерти, – рассказывает Дмитрий Доронин. – Люди идут туда с особым ритуалом, в молчании. Считается, что человек после такой воды или умирает, или оживает. И названия у ключей соответствующие: «мертвый родник», «скорый исход»...

Есть в Дивеевском районе роща Дуброва. Казалось бы, ничего примечательного, однако говорят, что живет там Большачка – белое высокое существо в балахоне, с распущенными волосами, которое пугает людей. И по всем этим историям выясняется, что Большачка – это мордовская вирь-ава, то есть мать леса. Многие местные жители в этой роще боятся появляться, а почему боятся – уже и не помнят.

Недалеко от села Чреватово расположены целые поля, которые, как считают местные жители, рожают камни. Год от года крестьяне здесь пахали, собирали камни в кучу, а потом опять натыкались уже на новые булыжники. Неподалеку растет Чреватовский вяз. «Местное население очень боится этого дерева. Говорят, что к нему слетаются колдуны, – говорит Доронин. – Вяз находится в 20 километрах от Дивеева, и мы даже не особо хотим о нем говорить – опасаемся, что после этого его могут спилить. А ведь это культовое дерево народа эрзя с древней историей. Народ этот исчез, но память, культурные следы остаются и будут существовать еще в течение нескольких столетий, только, может быть, обрастать другими подробностями».

Самое невидимое – очевидное

Около деревни Трудовое (в прошлом Дурниха) есть Каменная гора. Это место еще называется Тот Свет – рельеф там особенный, овраги странные, считается, что попадешь в них и не выберешься. На горе стоит большой камень метра в два высотой. Есть предание, что, если его сдвинуть, из-под него польется вода, которая все затопит. Это камень конца света.

По словам завуча суворовской школы Татьяны Чернецовой, все эти объекты настолько естественны для местного населения, до сих пор являются частью его жизни, что люди и не воспринимают их как что-то необычное. И к этнографическим экспедициям относятся скептически: «Ну опять приехали, ерунду спрашивают, сказки какие-то». Поэтому важно вернуть людям их же собственные знания, научить ценить их и извлекать пользу.

А польза может быть самой неожиданной. «Это нереализованный ресурс развития. На стыке традиционных народных и современных научных знаний могут родиться интересные открытия, в том числе и экономически выгодные. Мало ли что – рецепты лосьонов, шампуней, напитков, лекарств, биодобавок, идеи одежды или украшений в стиле этно, фильмов, романов...» – уверен Дмитрий Доронин.

Напиток Red Bull, например, – это всего лишь народный тайский тоник. Австриец Дитрих Матешиц однажды распробовал его, будучи в Гонконге, а затем воспользовался народным рецептом, очистил, нагазировал, запаял в баночку и стал мультимиллиардером. А на Аляске экологи долго не могли подсчитать численность китов, которые мигрировали подо льдами. Численность животных была точно сосчитана благодаря технологиям подсчета, которыми столетиями пользовались местные племена эскимосов, – по колебаниям льда.

У каждого села своя картина мира

«Каждое село или деревня – это самобытная культура, которая сложилась такой благодаря уникальному природному ландшафту данной локальной местности», – говорит Татьяна Чернецова. Как показывают исследования, местные поверья о мире, о себе, о людях здесь отличаются даже в разных селах.

В России же принято многое унифицировать. Сейчас на целебных источниках, например, повсюду модно ставить почти одинаковые купальни. Но в дивеевских селах эта мода вопреки традиции: там считается, что нельзя лезть в источник, он же святой. Воду из сакральных ключей в тех местах веками набирали в ведра, отходили в сторону и обливались. На одном таком источнике паломники из Украины хотели сделать благое дело – врыли сруб, но вода ушла от купальни. Теперь она бьет в шести метрах поодаль, просто из земли.

«Мы теряем самобытность, что-то ценное непоправимо уходит», – констатирует Доронин. По его мнению, знание традиционной культуры сел позволит найти лучшие пути их развития. Как считает этноэколог, сакральный кадастр – это мультимедийный диск с фотографиями легендарных мест и объектов и собранными фольклорными историями (отдельный раздел – для родников, отдельный – для камней, для рощ и деревьев┘). Как считает Дмитрий Доронин, составление сакрального кадастра – проект прежде всего инновационный. Суворовская школа, ставшая этнокультурным центром села, получила 1 млн. руб. на его реализацию в рамках нацпроекта «Образование». И участники этого исследования теперь рассчитывают, что сакральный кадастр станет для местных жителей своеобразной программой развития их территорий.

Нижний Новгород

 
В царском ските у деревни Кошелиха бывали император Николай II и царская семья.
Фото Ольги Захаровой
 
В суворовской школе учителя и дети вместе изучают старинные обычаи.
Фото Андрея Харлова
 
«Малый камень отца Серафима» и скапливающаяся в его углублениях вода считаются исцеляющими болезни.
Фото Ольги Захаровой
 
Школьники Дивеевского района стали хранителями народных традиций.
Фото Андрея Харлова
 
У села Селёво сохранились остатки древней культовой мордовской рощи.
Фото Андрея Харлова

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
996
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1349
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
1025
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
854

Другие новости