0
1447
Газета Интернет-версия

07.04.2008 00:00:00

Тихий город с буйным прошлым

Тэги: кронштадт, история


кронштадт, история Не Венеция, но все-таки.

В 29 километрах западнее Петербурга в Финском заливе находится небольшой остров, на котором расположен незначительный по размерам, но известный во всей России город Кронштадт. Его прошлое связано с войнами и революциями, настоящее – с немногочисленными туристами, а будущее скрывается в экономическом тумане.

Уха для императора

Кронштадт действительно не поражает размерами. Его площадь составляет всего около 16 квадратных километров, причем только благодаря длине – остров вытянулся с севера на юг на 12 километров. В самой широкой части нет и трех километров. За один день этот островок можно обойти вдоль и поперек.

Никакими природными ресурсами остров не располагает, он бы так и оставался всего лишь одним из островков в Балтийском море, если бы не специфическое географическое положение. Кронштадт находится ровно посередине Финского залива. Поэтому Петр I, основавший Петербург, повелел построить здесь форт для защиты города. Ведь кораблям неприятеля, если бы он вознамерился подойти к Петербургу, в любом случае пришлось бы миновать Кронштадт. Когда Петр положил свой царский глаз на остров, на нем все еще хозяйничали шведы. Но, завидев превосходящие силы противника, они спешно отступили. Согласно легенде, шведы ретировались так быстро, что оставили на острове котел с дымящейся ухой. Этот легендарный котел, который петровские вояки взяли в качестве трофея, изображен на гербе Кронштадта.


Учебный корабль «Смольный» уже три десятка лет готовит гардемаринов к офицерской службе.

С легкой руки Петра Кронштадт быстро превратился в крупную базу российского флота. На воображаемой линии, соединяющей остров с берегом, была выстроена цепь фортов, которые прикрыли Петербург от нападения с моря. Благодаря этим фортам ни один непрошеный гость не появлялся у берегов города на Неве. С тех пор Кронштадт остается военной базой.

За 300 с лишним лет на острове произошло немало знаменательных событий. Отсюда корабли под российскими флагами уходили сражаться в битвах при Гангуте, Чесме, Афоне, Наварине. Выдающиеся флотоводцы страны начинали здесь свою карьеру. Крузенштерн и Лисянский отправились в первое кругосветное путешествие именно из Кронштадта. Здесь же профессор Попов проводил первые испытания своего изобретения – радио.

Впрочем, не эти события в истории прославили Кронштадт. 28 февраля 1921 года в Кронштадте 14 тыс. моряков и рабочих выступили против власти большевиков, была принята резолюция: вернуть гражданские свободы, признать политические партии, провести новые выборы в Советы. Начался один из самых кровавых бунтов в советской истории – Кронштадский мятеж. В 1921 году Кронштадт представлял собой хорошо укрепленную крепость, в которой имелось достаточно запасов продовольствия и боеприпасов для длительной обороны. Поэтому большевики попытались договориться с бунтовщиками, выслав переговорщика – Михаила Калинина. Несмотря на его дипломатические усилия, восставшие отказались сдаться. Начался штурм крепости, который продолжался до 18 марта. На льду перед Кронштадтом погибли тысячи людей, весь город был залит кровью. Лишь немногим мятежным матросам удалось прорвать блокаду и уйти по тонкому льду в Финляндию.


Морской собор – главный храм Кронштадта.

Остров русских моряков

Сегодня о событиях почти столетней давности почти ничего не напоминает. Да, Кронштадт остается базой флота, но о его военном предназначении можно только догадываться. Остров кажется настолько тихим и спокойным, что с трудом верится в его революционное прошлое. Собственно говоря, у петербуржцев постепенно пропадает ощущение, что Кронштадт – это вообще остров. Еще сравнительно недавно добраться до Кронштадта можно было только на пароме. Но после строительства комплекса сооружений для защиты Петербурга от наводнений дорога до острова стала занимать считаные минуты. В скором времени шоссе, проложенное по дамбе, станет частью кольцевой автомобильной дороги вокруг Петербурга. И тогда Кронштадт скорее всего перестанет быть таким тихим и спокойным городом.

Случайного гостя Кронштадт удивит своей чистотой и порядком. Даже центр Петербурга редко выглядит так опрятно и аккуратно. Складывается впечатление, что гражданские жители острова приучены к дисциплине не хуже военных. Второе, что заметит турист, – громадина Морского собора. Это здание является высотной доминантой Кронштадта и по своим масштабам больше подходит для имперского Петербурга, чем для небольшого острова. Сейчас здесь располагается небольшой военно-морской музей. Возможно, в будущем собор перейдет под юрисдикцию церкви.

Прогуливаясь по Кронштадту, туристы неминуемо выходят на необычную улицу. Она покрыта не асфальтом и не брусчаткой. Дорожное полотно сложено из чугунных дисков причудливой формы. На первый взгляд такое инженерное решение кажется спорным. Но эта мостовая была построена 150 лет назад и с тех пор практически не ремонтировалась. В России больше нигде нет подобной дороги – ни в плане материалов, ни в плане долговечности. Конечно, большегрузные самосвалы по ней не ходили, но и без того полтора века жизни для российской дороги – срок более чем впечатляющий.


Улицы некогда бывшей базы Балтийского флота поражают тишиной и покоем.
Фото автора

Кронштадт непременно заинтересует любителей российского флота – как его истории, так и настоящего. В местном порту постоянно пришвартованы военные корабли, к которым можно беспрепятственно подойти и осмотреть. Иногда, в дни военных праздников, на кораблях организовывают экскурсии для всех желающих.

Будущее Кронштадта напрямую связано с кольцевой автомобильной дорогой. Для современного Петербурга Кронштадт стал такой же ключевой точкой, как и для Петербурга Петра I. 300 лет назад здесь сходились линии морской обороны города, а скоро здесь сойдутся южное и северное полукольцо КАД. Конечно, когда через Кронштадт пойдут транспортные потоки, ему вряд ли удастся остаться таким же тихим и опрятным городом, каким он является сейчас. С другой стороны, остров наводнят туристы, путешествующие на автомобилях. Мало кто откажет себе в удовольствии погулять по острову хотя бы часок. Правда, пока не очень понятно, что от этого получит заповедник морской истории России больше – пользы или вреда.

Санкт-Петербург


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Скоростной сплав

Скоростной сплав

Василий Столбунов

В России разрабатывается материал для производства сверхлегких гоночных колес

0
680
К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
1360
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
1196
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
2276

Другие новости