0
2278
Газета Интернет-версия

11.02.2008 00:00:00

Горе тем, у кого нет смены

Тэги: социум, культура, кавказ, семья, традиции


социум, культура, кавказ, семья, традиции По адыгским понятиям женщина должна быть услужлива и трудолюбива и, главное, скромна.
Фото автора

Испокон веков женщину на Северном Кавказе воспринимают как хранительницу домашнего очага. При заселении нового дома именно она первой переступала его порог, первой разводила огонь в очаге и готовила еду.

К жене за советом не ходят

В старину кавказским мужчинам не принято было говорить жене о том, куда он идет, или вообще советоваться. Даже сказать жене, чтобы она его покормила, считалось не вполне удобным. Как рассказал «НГ» директор Института гуманитарных исследований (Кабардино-Балкария), этнолог Барасби Бгажноков, по адыгским понятиям, к примеру, муж не должен по поводу и без повода обращаться к жене с просьбами или за советом. Это считается проявлением слабости и нерешительности. Поэтому у адыгов говорят: «К жене за советом и с вопросами не приходят».

Поэтому жена старается мужу во всем угодить, предугадывая его желания, без всяких просьб и напоминаний. Без напоминания накрывает на стол, помогает умыться, раздеться... Если известно, что муж вернется к концу дня, жена в его ожидании не ложилась спать, даже не разбирала постель.

Кроме того, что женщина оказывает хозяину дома все предусмотренные обычаем знаки внимания и покорности, она в то же время выполняет и большую работу по дому: обшивает семью, управляется по хозяйству.

Между тем строгость в отношениях мужа с женой соединялась с терпимостью и обходительностью; побои, рекомендованные даже Кораном, исключались. Делом чести мужчины считалось создание условий, при которых жена чувствовала бы заботу о ней, принимала участие в руководстве семьей, одевалась прилично, со вкусом. Муж, который бьет жену и осыпает бранными словами, осмеивается.

«Если раньше муж притеснял жену и она уходила к родителям, то возвращалась лишь после заверений супруга и его родственников в том, что ей будут созданы условия, предписанные адатом», – рассказывает Барасби Бгажноков.

Сначала трижды роди

Отсутствие детей в семье воспринималось как большое несчастье и отсюда имеющее и более глубокий смысл изречение: «Горе тем, у кого нет смены». Наличие одного ребенка или только одного сына считалось недостаточным. Считалось, и не без основания, что при наличии большого числа детей, и особенно мальчиков, семья будет лучше защищена. Недостаточно полной считалась семья и при отсутствии в ней дочерей. Если в семье после множества мальчиков рождалась долгожданная дочь, то это событие отмечалось с особой роскошью.

Если дочь рождалась первой, то и это считалось удачей и хорошим предзнаменованием для всей семьи. Говорили: «Девочка-первенец приносит в дом счастье и удачу».

Глава семьи обязан был скрывать свою привязанность к детям. Но в то же время, чтобы иметь детей, он мог развестись с любимой, но бесплодной женой. Вот почему, подчеркивая по ходу беседы, насколько сильна и остра любовь мужчин к детям, иногда говорят: «Ради которых с хорошей женой разводятся, а с плохой живут», подразумевая под этим детей.

Именно этим мотивировалась практика двоеженства. Обычно на Северном Кавказе мужчина брал в дом вторую жену только в том случае, если с первой у него вообще не было детей или рождались одни девочки. При этом первая жена оставалась старшей, на ее плечи ложились и основные обязанности по воспитанию детей. Поэтому, как правило, она принимала деятельное и искреннее участие в уходе за детьми, родившимися от второй жены.

По словам Барасби Бгажнокова, разводы в многодетных семьях случались крайне редко. Считалось, кроме того, что женщина становится мудрой и настоящей хозяйкой лишь после того, как родит троих детей. И отсюда хорошо передающее этот опыт устойчивое выражение: «Только трижды родившая жена становится настоящей женой».

Практиковался обычай, согласно которому овдовевшую женщину брал в жены деверь – обычно младший брат покойного мужа. Но это происходило лишь в том случае, если умерший или погибший оставлял после себя малолетних детей. Говорили также, что младший брат женится на жене покойного старшего брата, чтобы не оставлять детей сиротами.

Чтобы мужа не состарить

Хотя мужчины в семье считались всегда выше женщин, этот патриархальный принцип во многом уравновешивался традиционно почтительным и уважительным отношением к женщине. Положение жены главы семьи было также уважительно, и ее называли «княгиней дома». Она была хранительницей огня и запасов пищи.

И до сих пор для кавказской женщины считается главным содержать дом в идеальной чистоте и порядке. Мне приходилось бывать в таких горных селениях, где воду приходилось носить за километры, но не припомню, чтобы было неопрятно. Да, бывало крайне скромно убрано жилище, но не более этого.

По словам Барасби Бгажнокова, в зависимости от того, как горянка следит за опрятностью мужа и детей, оценивали ее социальное качество. Если жена не справлялась с обязанностями, ее все осуждали. Часто в таких случаях жалели мужа, считая, что с неопрятной женой любой мужчина быстро и преждевременно дряхлеет: «Дом, где нет чистоты, старит мужа».

В подчинении «княгини дома» находились все взрослые и малые дети, а также снохи, которые относились к ней с особым почтением. Место свекрови было определено у очага, и никто из снох, даже в ее отсутствие, на него не садился. Они также не садились с ней вместе за трапезный стол без ее приглашения. В присутствии свекрови снохи не допускали вольных разговоров, непристойных шуток. Они не могли перед ней появляться в неряшливом виде, без головного убора, чулок. Если при свекрови сноха кормила грудью ребенка, то она отворачивалась в сторону, чтобы та не видела, как она кормит его.

Во многих семьях эти нормы исполняются и в настоящее время. По понятиям адыгов, именно та невестка, которая скромна, благожелательна, услужлива и трудолюбива, приносит в дом счастье и удачу.

В кавказской женщине всегда ценили такие качества, как терпение и выдержку. По одной из легенд, пришел посмотреть на девушку засидевшийся в парнях ингуш. В кунацкой он попросил огня прикурить. Девушка взяла горящий уголь щипцами, но уголек выпал. Тогда она схватила уголь голыми руками и преподнесла гостю, который нарочно долго не брал его, испытывая девушку. Она продержала уголек до тех пор, пока он не прикурил, несмотря на то что сильно обожгла пальцы... И юноша женился на ней.

Ростов-на-Дону


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В Совете Федерации остается 30 свободных мест

В Совете Федерации остается 30 свободных мест

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Сенаторами РФ могли бы стать или отставники, или представители СВО-элиты

0
636
Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Анастасия Башкатова

Несмотря на дефицит кадров, в стране до сих пор есть застойная безработица

0
708
Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Ольга Соловьева

Производство бензина в стране сократилось на 7–14%

0
1010
Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Екатерина Трифонова

Назначенные государством адвокаты попали под пропагандистскую раздачу

0
819

Другие новости