«Облако» слов (теги), наиболее часто встречающиеся по теме «Социальное предпринимательство» в период с 1 января 2007 по 30 сентября 2016 года.
Колонизация Марса, которой дразнит всю планету предприниматель, изобретатель и просто миллиардер Илон Маск, пожалуй, один из самых ярких стартапов в истории. И дело не в том, доберется в конечном итоге его Red Dragon туда или нет. Полвека назад советскому человеку в страшном сне не привиделось бы, что космическими первопроходцами окажутся не вихрастые комсомольцы и даже не подведомственные правительству США парни из NASA, а независимый бизнесмен и филантроп африканского разлива. Разве что Александр Беляев описывал нечто подобное в своем романе о буржуях в космосе, да и то им коммунисты в конце баки набили.
Тотальная гуманизация цивилизованного общества заставила не только корпорации, но даже средний и мелкий бизнес по всему миру обратиться к решению острейших социальных проблем: перенаселения, эпидемий, нищеты, экологии, мультикультурных взаимоотношений... В век краудфандинга и 3D-принтеров профессиональный рынок открылся для тысяч инициативных новичков, жаждущих «сделать мир лучше». Утрируя, можно заключить, что земляне всерьез взялись за разрешение глобальных проблем человечества.
Собственно, использование рыночных в своей основе методов для решения социальных проблем и трактуется сегодня как «социальное предпринимательство». Правда, под этот термин подпадают исключительно те компании, которые фокусируют свою деятельность прежде всего на социальную отдачу, а не на прибыль. Джанель Керлин, исследовательница феномена, отмечает, что те структуры, для которых деятельность в социальной сфере второстепенна по отношению к их основной деятельности, экспертами социальными предприятиями не считаются.
Подобный бизнес требует от учредителей определенных морально-этических принципов и убеждений. Многие компании, стремясь быть в тренде, выкатывают общественности скорее яркие маркетинговые ходы, помогающие выделить свой продукт на рынке. Так, например, спорной видится деятельность калифорнийской обувной фирмы TOMS, прославившейся формулой one for one. Они наладили в Китае производство с такой низкой себестоимостью, что вырученной за одну пару туфель прибыли хватает на пожертвование другой такой же детям из малообеспеченных семей. Есть ли от всего этого реальная польза, не ясно, но размах впечатляет: бесплатные шузы детишки таскают аж на нескольких континентах.
Готово ли к подобным бизнес-схемам и российское общество, можно судить по рейтингу, подготовленному для «НГ-политики» информационно-аналитической системой «Медиалогия». По большому счету СМИ эту тему еще не раскусили. До 2013 года лидеры рынка обсуждали не столько социальное предпринимательство, сколько более привычную корпоративную ответственность предприятий, которая заключается в спонсировании тех или иных спортивных или просветительских мероприятий и различного рода шефства над специализированными медицинскими учреждениями и детскими домами.
Притом, как заверяют сами бизнесмены, толковать социальную ответственность компании как благотворительность сегодня неверно. Важно различать казуальные акции и долгосрочные трудоемкие программы, вплетенные в имиджевую стратегию. «Стратегическая» благотворительность до недавнего времени была доступна в основном крупному бизнесу и профильным НКО. А из десятков тысяч акционерных обществ регулярно предоставляют традиционный для всего мира корпоративный социальный отчет единицы.
В России социальную ответственность какой-либо компании оценивают прежде всего по среднему размеру зарплаты и задолженностям перед сотрудниками. Альтруистические позывы, свойственные Западу, отечественным предпринимателям долгие годы были чужды.
Отечественное бизнес-сообщество приучали к ответственности перед согражданами иным способом: частыми вкрадчивыми рекомендациями «поделиться». Достаточно вспомнить, как дружно «социально ответственные» компании скидывались на строительство олимпийских объектов. Или как в 2010 году группа ОНЭКСИМ и Росмолодежь, курирующая «Селигер», заключили соглашение о «стратегическом партнерстве по стимулированию, поддержке и развитию инновационной деятельности молодежи» на сумму в 45 млн руб. И хотя Михаил Прохоров просьбу властей исполнил, уже на следующий год он от проекта увильнул. Впрочем, без финансирования Росмолодежь, похоже, никогда не останется…
Крупный бизнес, тесно сотрудничающий с иностранными компаниями, постепенно перенял их опыт в развитии социальных проектов. По оценкам РСПП, масштаб участия компаний в решении региональных социальных задач сегодня составляет около 3 трлн руб., и более 100 млрд руб. было вложено в развитие территорий.
Локомотивами в сфере социнвестиций пока остаются банкиры и нефтяники. Отрасль активно развивает северные регионы, включая в круг своих задач не только развитие инфраструктуры в целом, но и социокультурные программы. Так, «Газпром нефть» активно сотрудничает с правительством Ханты-Мансийского автономного округа в сфере науки, экологии и развития инфраструктуры региона в целом. Примечателен проект этнообразовательного центра «Юва», созданный в целях сохранения традиций обских угров. Вообще нефтяные города подчас укомплектованы такими ДК, детскими садами и базами отдыха, которых и в столице не сыщешь.
Именно крупные нефтяные компании быстрее всех смекнули, что феномен соцпредпринимательства может стать одним из наиболее действенных инструментов решения проблем в регионах. В 2009 году на базе фонда Вагита Алекперова «Наше будущее» был запущен пилотный проект «Социальный предприниматель». Результат оказался отменным: за шесть лет организация агрегировала несколько тысяч заявок, из которых поддержала около сотни проектов на общую сумму свыше 190 млн руб.
График предоставлен информационно-аналитической системой «Медиалогия» |
В итоге в 2015 году правительство поддержало подготовленные Минтрудом поправки к Налоговому кодексу, обнуляющие ставку налога на прибыль для организаций, которые занимаются социальными услугами. И сегодня в Министерстве экономики считают социальное предпринимательство приоритетом в части развития малого и среднего бизнеса. Ведомство предлагает создать единые критерии для определения статуса социального предпринимателя и поддержки таких предприятий.
Главная проблема в этом секторе сейчас та же, что и во всем мире: по сути, любой предприниматель может называть себя социальным. Мастер, залатавший вам в переходе каблук, или бабушка, продавшая там же теплые носки, совершили в конечном итоге социально значимое действие: спасли ценного сотрудника от простуды и больничного. «Социальными» называют свои проекты даже маркетинговые агентства, занимающиеся тривиальным продвижением товаров и услуг в социальных сетях (как-никак слова-то однокоренные).
Законодатели при поддержке бизнеса охотно взялись за регулирование нового сектора экономики. В 2016 году Премию "Импульс добра", проводимую Фондом "Наше будущее", поддержала 71 организация, в число которых вошли государственные структуры. На соискание Премии поступило 305 заявок из 57 регионов страны. Лидером по числу поступивших обращений стала номинация «За личный вклад в развитие социального предпринимательства» (155 заявок)..
Сотрудничество оказалось выгодно всем: благотворительные фонды получили реально мотивированных исполнителей с конкретными целями и индивидуальным подходом к решению задач. А соискатели обрели всестороннюю, в том числе (что очень важно) юридическую поддержку своих проектов.
До этого момента большинство волонтеров, оставаясь с рынком один на один, буквально опускали руки. Помимо того что финансирование их деятельности зачастую было невнятным и событийным, им приходилось лично тыркаться по патентным бюро, кадастровым палатам и прочим непривычным и не всегда дружелюбным заведениям. Так, например, частенько бывает в регионах с волонтерскими группами, курирующими детдомовцев и людей с ограниченными возможностями. Работа с такими людьми должна быть регулярной и длится годами. И теперь у них как минимум есть шансы.
Ярким примером того, каких результатов можно добиться при грамотном подходе, стал проект Алексея Налогина, который, оказавшись в инвалидном кресле, не отчаялся, а занял активную позицию, сам разработал систему «Доспехи», дающую возможность вновь встать на ноги. А затем организовал производство и помогает таким же, как он.
С одной стороны, предпринимателю труднее собрать средства на реализацию социально значимых проектов, чем для коммерческих. С другой – мировая практика показала, что подобные проекты имеют неплохую финансовую отдачу, а их руководители зачастую куда больше креативны и нацелены на успех.
Но чтобы система заработала полноценно, необходимо ввести единые стандарты социальной ответственности бизнеса.