График составлен информационно-аналитической системой «Медиалогия»
Ругать молодежь принято в любые времена. Всегда старшее поколение недовольно своими младшими и сетует на их чрезмерную свободу нравов и мыслей. К чему они стремятся, что у них на уме и что хорошего могут сделать в этом мире – те, кому далеко за тридцать, зачастую с большим скепсисом относятся к начинаниям юных и бескомпромиссных, забывая, что и сами когда-то сетовали на давление сверху.
А что на самом деле? В нулевые годы социологи регулярно проводили исследования молодежной среды. А СМИ так же регулярно об этом писали. Интересно, что именно в первое десятилетие XXI века «молодежная» тема была довольно популярной. На федеральном ТВ и в прессе, по данным «Медиалогии», в 2006 году было, к примеру, 18 500 упоминаний о молодежи. И такое же количество цифр – иногда чуть больше, иногда чуть меньше – можно увидеть и в последующие восемь лет. Но уже в 2014 году этой тематике уделяется меньше внимания, а в 2015-м – рекордно мало.
Интересно, что в 2006 году молодежь характеризуется как самая аполитичная часть россиян. Тогда Левада-Центр зафиксировал, что в «большой» или в «очень большой» степени интересуются политикой лишь 9% молодых россиян, тогда как для 55% она интересна в «очень малой» степени или «вовсе не интересна». Лишь 1 из 100 молодых россиян признается, что занимается политической деятельностью. Социологи объясняют отсутствие интереса к политике тем, что молодые люди «делают выбор в пользу индивидуалистических стратегий жизненного успеха».
Но уже в 2007 году исследователи говорят о том, что молодежь близка к депрессивным настроениям и не верит в возможность успешной карьеры в своей стране. «Согласно последним данным ВЦИОМа, большинство молодых людей скептически настроено в отношении своего карьерного роста, в особенности в сфере бизнеса, управления и политики», – говорится в материале газеты РБК в конце года. Впрочем, были в 2007 году и позитивные тенденции. Молодые люди, отвечая на вопросы социологов о том, какими качествами должен обладать «герой нашего времени», стали чаще отмечать такое качество, как «законопослушность». «В 1997 году о такой черте образа говорили только 14%, тогда как сегодня – уже 34. Чаще стали также говорить о патриотизме (его востребованность выросла с 15 до 24%), гражданской позиции (с 15 до 20), вере в Бога и соблюдении его заповедей (11 и 16 соответственно), а также высоком достатке (11% и 15%). Такие цифры приводила «Российская газета» в статье «Портрет героя нашего времени».
Кстати, в 2007 году отмечается и повышенный интерес молодежи к госслужбе: «Количество молодых людей, мечтающих о карьере госчиновника, выросло в России за последние несколько лет в два раза» (Газета «Труд» от 22. 11. 2007)
В публикациях 2008 года – года первого кризиса 2000-х – можно увидеть, что мечты о чиновничьей карьере становятся еще более популярными. Но объяснить рост этой популярности ученые не берутся – «желание молодых людей посвятить себя госслужбе – пока совершенно новая тенденция для современной России». Интерес к такой работе проявляют в основном женщины 20–23 лет, и я пока затрудняюсь объяснить, с чем это связано», – рассказала одному из российских СМИ руководитель проекта ФОМ «Поколение-XXI» Лариса Паутова. По ее словам, молодые люди готовы «идти в чиновники» за стабильную гарантированную зарплату и перспективу роста».
Но не хлебом единым и совсем не карьерой чиновника живут молодые люди нулевых. Их еще называют поколение Y. «Главной ценностью нового поколения россиян, не прожившего еще полвека, является семья, а вовсе не материальные блага, безраздельно владевшие умами поколения 90-х». Такие выводы сделали в 2008 году социологи фонда «Общественное мнение». Семейные ценности действительно превалируют над остальными у поколения Y. Что подтверждают социологические исследования и следующего, 2010 года. Это год, когда экономическая ситуация в стране все еще стабильна, несмотря на случившийся кризис 2008-го. Социологи убеждены, что «все-таки семья, любовь, дети по-прежнему в ядре сознания. Рожать одного, второго, третьего – этот тренд оседает в головах». Усиливается и тенденция уважения своей страны и ее руководителей молодыми людьми нулевых. «Молодежь достаточно спокойно, цивилизованно относится к государству. Это лучше, чем в 90-е годы, когда мы ненавидели свое государство и не верили ему. Если верить опросам, сегодня молодежь хорошо относится к Путину и Медведеву. Социологи считают, что Путин для молодежи – это такой медийный проект, как кока-кола, как Макдональдс или Брэд Питт. Но в отличие от ситуации с Брэдом Питтом здесь есть лояльность, но нет фанатизма». (Источник – «Русский репортер»).
Однако, оказывается, год или два могут серьезно изменить картину восприятия базовых ценностей молодыми людьми. И уже в 2012 году социологи констатируют рост «нетерпимости, агрессии по отношению к «другим», социально, культурно и национально чуждым группам, равнодушие к сворачиванию публичного пространства, ограничение возможностей политического участия и влияния на происходящее. И все это при высоком (по сравнению с другими поколениями) одобрении «правильной политики ВВП». Кроме этого главным ценностным ориентиром молодежь называет желание денег и собственного благополучия» – это по данным Левада-Центра, озвученным его гендиректором Львом Гудковым в «Независимой газете».
Вместе с ростом патриотических настроений в 2013 году растет и популярность чиновничьей карьеры среди молодежи. Это уже реальный тренд. Как писали «Ведомости», «каждый третий молодой россиянин хочет быть чиновником (данные ВЦИОМа). Профессия привлекает в первую очередь зарплатой. Хотя нельзя не учитывать и возможность брать взятки и статус, позволяющий во многих случаях уходить от ответственности. Собственно, доля чиновников, оправданных по обвинению во взятках, в пять раз превышает среднюю по стране».
Интересно еще отметить, что с ростом патриотических настроений в обществе материалов о молодежи в прессе и на телевидении становится все меньше и меньше. В 2014 году число упоминаний молодежи в российских СМИ падает на 3 тыс. по сравнению с прошлым годом. Дальше эта тенденция сохраняется и даже усиливается. А социологи продолжают настаивать, что молодежь оказалась вполне восприимчива «ко всей мифологии великой державы, особого пути России. Молодые россияне стали наиболее чувствительны к проявлению великодержавных, по сути – националистических комплексов».
В этот период в социологических замерах молодого поколения становится более заметным и стремление молодых к приобретению статусных вещей, и желание быть в тренде. Дорогие телефоны, брендовая одежда, тусовки – эти симулякры красивой жизни начинают постепенно вытеснять из сознания молодых людей прежние представления о том, что есть главное в жизни. «Главная проблема в том, что подмены распространяются и на другие сферы: труд, образование, политические отношения. Вместо реального участия молодежи в каком-то социально-политическом процессе мы наблюдаем чисто формальную принадлежность к общественно-политическому движению. Получение знаний подменяется получением диплома», – снова «Российская газета», уловившая эту, все более затмевающую сознание молодых, тенденцию
Неожиданный итог-2015 социологических наблюдений даже не за молодежью, а за всеми гражданами РФ – что россияне как-то вдруг перестали мечтать об эмиграции. Об этом сообщило сразу несколько социологических центров. Например, исследовательский центр «Ромир» выяснил, что «за последние три года число тех, кто думает об эмиграции, сократилось почти в четыре раза – с 31% в сентябре 2012-го, до 8% в апреле 2015-го». Правда, только в некоторых выводах социологов присутствуют намеки на кризис. И особенно это касается молодых, которые явно не хотят быть потенциальными гастарбайтерами на чужбине, но и здесь, на родине, пока еще мало востребованы.