0
4945
Газета НГ-Политика Интернет-версия

01.03.2016 00:01:15

Вместо семьи – телефон стоимостью в несколько незаработанных зарплат

Тэги: молодежь, ценности, медиалогия, сми, социология, путин, медведев, брэд питт, телефон


молодежь, ценности, медиалогия, сми, социология, путин, медведев, брэд питт, телефон График составлен информационно-аналитической системой «Медиалогия»

Ругать молодежь принято в любые времена. Всегда старшее поколение недовольно своими младшими и сетует на их чрезмерную свободу нравов и мыслей. К чему они стремятся, что у них на уме и что хорошего могут сделать в этом мире – те, кому далеко за тридцать, зачастую с большим скепсисом относятся к начинаниям юных и бескомпромиссных, забывая, что и сами когда-то сетовали на давление сверху.

А что на самом деле? В нулевые годы социологи регулярно проводили исследования молодежной среды. А СМИ так же регулярно об этом писали. Интересно, что именно в первое десятилетие XXI века «молодежная» тема была довольно популярной. На федеральном ТВ и в прессе, по данным «Медиалогии», в 2006 году было, к примеру, 18 500 упоминаний о молодежи. И такое же количество цифр – иногда чуть больше, иногда чуть меньше – можно увидеть и в последующие восемь лет. Но уже в 2014 году этой тематике уделяется меньше внимания, а в 2015-м – рекордно мало.

Интересно, что в 2006 году молодежь характеризуется как самая аполитичная часть россиян. Тогда Левада-Центр зафиксировал, что в «большой» или в «очень большой» степени интересуются политикой лишь 9% молодых россиян, тогда как для 55% она интересна в «очень малой» степени или «вовсе не интересна». Лишь 1 из 100 молодых россиян признается, что занимается политической деятельностью. Социологи объясняют отсутствие интереса к политике тем, что молодые люди «делают выбор в пользу индивидуалистических стратегий жизненного успеха».

Но уже в 2007 году исследователи говорят о том, что молодежь близка к депрессивным настроениям и не верит в возможность успешной карьеры в своей стране. «Согласно последним данным ВЦИОМа, большинство молодых людей скептически настроено в отношении своего карьерного роста, в особенности в сфере бизнеса, управления и политики», – говорится в материале газеты РБК в конце года. Впрочем, были в 2007 году и позитивные тенденции. Молодые люди, отвечая на вопросы социологов о том, какими качествами должен обладать «герой нашего времени», стали чаще отмечать такое качество, как «законопослушность». «В 1997 году о такой черте образа говорили только 14%, тогда как сегодня – уже 34. Чаще стали также говорить о патриотизме (его востребованность выросла с 15 до 24%), гражданской позиции (с 15 до 20), вере в Бога и соблюдении его заповедей (11 и 16 соответственно), а также высоком достатке (11% и 15%). Такие цифры приводила «Российская газета» в статье «Портрет героя нашего времени».

Кстати, в 2007 году отмечается и повышенный интерес молодежи к госслужбе: «Количество молодых людей, мечтающих о карьере госчиновника, выросло в России за последние несколько лет в два раза» (Газета «Труд» от 22. 11. 2007)

В публикациях 2008 года – года первого кризиса 2000-х – можно увидеть, что мечты о чиновничьей карьере становятся еще более популярными. Но объяснить рост этой популярности ученые не берутся – «желание молодых людей посвятить себя госслужбе – пока совершенно новая тенденция для современной России». Интерес к такой работе проявляют в основном женщины 20–23 лет, и я пока затрудняюсь объяснить, с чем это связано», – рассказала одному из российских СМИ руководитель проекта ФОМ «Поколение-XXI» Лариса Паутова. По ее словам, молодые люди готовы «идти в чиновники» за стабильную гарантированную зарплату и перспективу роста».

Но не хлебом единым и совсем не карьерой чиновника живут молодые люди нулевых. Их еще называют поколение Y. «Главной ценностью нового поколения россиян, не прожившего еще полвека, является семья, а вовсе не материальные блага, безраздельно владевшие умами поколения 90-х». Такие выводы сделали в 2008 году социологи фонда «Общественное мнение». Семейные ценности действительно превалируют над остальными у поколения Y. Что подтверждают социологические исследования и следующего, 2010 года. Это год, когда экономическая ситуация в стране все еще стабильна, несмотря на случившийся кризис 2008-го. Социологи убеждены, что «все-таки семья, любовь, дети по-прежнему в ядре сознания. Рожать одного, второго, третьего – этот тренд оседает в головах». Усиливается и тенденция уважения своей страны и ее руководителей молодыми людьми нулевых. «Молодежь достаточно спокойно, цивилизованно относится к государству. Это лучше, чем в 90-е годы, когда мы ненавидели свое государство и не верили ему. Если верить опросам, сегодня молодежь хорошо относится к Путину и Медведеву. Социологи считают, что Путин для молодежи – это такой медийный проект, как кока-кола, как Макдональдс или Брэд Питт. Но в отличие от ситуации с Брэдом Питтом здесь есть лояльность, но нет фанатизма». (Источник – «Русский репортер»).

Однако, оказывается, год или два могут серьезно изменить картину восприятия базовых ценностей молодыми людьми. И уже в 2012 году социологи констатируют рост «нетерпимости, агрессии по отношению к «другим», социально, культурно и национально чуждым группам, равнодушие к сворачиванию публичного пространства, ограничение возможностей политического участия и влияния на происходящее. И все это при высоком (по сравнению с другими поколениями) одобрении «правильной политики ВВП». Кроме этого главным ценностным ориентиром молодежь называет желание денег и собственного благополучия» – это по данным Левада-Центра, озвученным его гендиректором Львом Гудковым в «Независимой газете».

Вместе с ростом патриотических настроений в 2013 году растет и популярность чиновничьей карьеры среди молодежи. Это уже реальный тренд. Как писали «Ведомости», «каждый третий молодой россиянин хочет быть чиновником (данные ВЦИОМа). Профессия привлекает в первую очередь зарплатой. Хотя нельзя не учитывать и возможность брать взятки и статус, позволяющий во многих случаях уходить от ответственности. Собственно, доля чиновников, оправданных по обвинению во взятках, в пять раз превышает среднюю по стране».

Интересно еще отметить, что с ростом патриотических настроений в обществе материалов о молодежи в прессе и на телевидении становится все меньше и меньше. В 2014 году число упоминаний молодежи в российских СМИ падает на 3 тыс. по сравнению с прошлым годом. Дальше эта тенденция сохраняется и даже усиливается. А социологи продолжают настаивать, что молодежь оказалась вполне восприимчива «ко всей мифологии великой державы, особого пути России. Молодые россияне стали наиболее чувствительны к проявлению великодержавных, по сути – националистических комплексов».

В этот период в социологических замерах молодого поколения становится более заметным и стремление молодых к приобретению статусных вещей, и желание быть в тренде. Дорогие телефоны, брендовая одежда, тусовки – эти симулякры красивой жизни начинают постепенно вытеснять из сознания молодых людей прежние представления о том, что есть главное в жизни. «Главная проблема в том, что подмены распространяются и на другие сферы: труд, образование, политические отношения. Вместо реального участия молодежи в каком-то социально-политическом процессе мы наблюдаем чисто формальную принадлежность к общественно-политическому движению. Получение знаний подменяется получением диплома», – снова «Российская газета», уловившая эту, все более затмевающую сознание молодых, тенденцию

Неожиданный итог-2015 социологических наблюдений даже не за молодежью, а за всеми гражданами РФ – что россияне как-то вдруг перестали мечтать об эмиграции. Об этом сообщило сразу несколько социологических центров. Например, исследовательский центр «Ромир» выяснил, что «за последние три года число тех, кто думает об эмиграции, сократилось почти в четыре раза – с 31% в сентябре 2012-го, до 8% в апреле 2015-го». Правда, только в некоторых выводах социологов присутствуют намеки на кризис. И особенно это касается молодых, которые явно не хотят быть потенциальными гастарбайтерами на чужбине, но и здесь, на родине, пока еще мало востребованы. 


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Ольга Соловьева

Население впервые испытывает прилив самостоятельности и личной инициативы, отмечают социологи

0
1418
Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Михаил Сергеев

Прозападные аналитики обвинили Россию в нарушении квот соглашения ОПЕК+

0
1425
Полноценное питание зависит от кошелька

Полноценное питание зависит от кошелька

Анастасия Башкатова

От четверти до трети населения не имеют доступа к полезным продуктам ни физически, ни финансово

0
1167
Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

  

0
741

Другие новости