Монстрация-2015 под лозунгом «Господи, прости» была популярнее партийных акций. Фото со страницы группы «Монстрация-2015» в соцсети «ВКонтакте»
Новосибирская молодежь не любит голосовать и ходить на провластные митинги, но активно участвует в неформальной «Монстрации» и оппозиционных мероприятиях.
Количество молодых людей в Новосибирской области выше среднероссийского – 23,8% населения области (648 тыс. в 2015 году) составляют молодые люди от 16 до 30 лет. При этом более половины молодежи региона проживает в Новосибирске. Конечно, регион не обошли общероссийские проблемы подростковой преступности и наркомании среди молодежи. Достоверных цифр по количеству наркозависимых молодых людей нет. На учете в наркоконтроле Новосибирской области стоит более 14 тыс. человек, 70% из них – в возрасте 20–30 лет. Но большая часть молодежи в Новосибирске – это студенты колледжей и вузов (в высших учебных заведениях города учится более 118 тыс. студентов).
Официально новосибирской молодежью занимается управление молодежной политики Министерства региональной политики Новосибирской области, которое возглавляет Антон Безгеймер, сделавший карьеру в молодежных структурах. До своего назначения на пост начальника управления в 2013 году, когда ему было 29 лет, он успел поработать замначальника отдела профессионального образования в региональном Минтруда, а еще раньше – консультантом в управлении по делам молодежи.
Его предшественница – 32-летняя Вера Пронькина – до того, как оказалась в региональном правительстве, руководила молодежным парламентом области и работала в молодежных структурах «Единой России». А после ухода со своего поста сделала успешную карьеру вне молодежной политики и в настоящее время возглавляет департамент государственных инвестиций Агентства инвестиционного развития Новосибирской области.
Официально местные власти поддерживают молодежь через программу «Развитие государственной молодежной политики Новосибирской области на 2016–2021 годы», на которую планируется потратить 617 млн руб., и несколько смежных программ, которые касаются профориентации, культурно-досуговых и спортивных мероприятий. «Главным результатом реализации государственной программы должно стать повышение деловой, предпринимательской, спортивной активности молодежи, повышение молодежной самоорганизации и самоуправления, снижение уровня правонарушений среди молодых людей», – считает Андрей Безгеймер.
Традиционно новосибирская молодежь участвует в мероприятиях различных политических сил. Так, новосибирский отдел ЛКСМ, как утверждает его глава Роман Яковлев, объединяет более 200 молодых людей левых взглядов. Немало молодежи привлекает на свои мероприятия местное отделение ЛДПР, молодые новосибирцы активно участвовали и в прошлогодней электоральной гонке объединенной оппозиции, закончившейся снятием ПАРНАСа с выборов местным избиркомом.
На провластных мероприятиях в Новосибирске встретить молодежь сложнее, а вот в среде православных активистов, в свое время активно срывавших концерты западных музыкантов в областном центре и протестовавших против постановки «Тангейзера» в Новосибирской опере, молодые люди нередки. Молодые новосибирцы редко голосуют на выборах. Для того чтобы как-то изменить эту ситуацию, региональные власти учредили Молодежную избирательную комиссию области, которая должна, по замыслу чиновников, побудить молодых избирателей участвовать в вопросах управления государственными и местными делами посредством выборов.
Но большая часть новосибирских молодых людей подобной активности все же традиционно предпочитает ежегодную первомайскую «Монстрацию», запрещенную в прошлом году новосибирской мэрией. Сотни молодых людей вышли на главный проспект Новосибирска в 2015 году под основным лозунгом «Господи, прости», а интерес к абсурдистскому карнавалу у молодежи не смогли погасить даже отряды ОМОНа, которые власти отправили, чтобы не пустить молодых людей в центр города, где проходил «красный Первомай».
Новосибирск