Под песни своей молодости даже самые унылые и неходячие в доме престарелых вдруг пустились в пляс. Фото из архива благотворительного фонда «Старость в радость»
Если ваши будни не отличаются от выходных, если вы отчетливо чувствуете всю суетность бренной жизни и ищете в ней новый смысл – значит, вам самое время задуматься о самом важном – о том, чтобы… начать помогать бабушкам и дедушкам!
Как, почему бабушкам? – спросите вы в недоумении.
А потому, что это –
– интересно,
– весело,
– выгодно,
– полезно,
– просто здорово.
Вы на собственном опыте убедитесь в верности данных тезисов, а может, и какие свои допишете.
Самое важное в этом деле – ваша решимость стоять до конца и суметь-таки отыскать и бабушек, и тех, кто будет просто счастлив к ним ездить. Собственно, моя первая осознанная поездка к бабушкам и дедушкам случилась уже очень-очень давно, когда я была студенткой первого курса и собирала фольклор после первого года обучения на филфаке… Среди прочих объектов сбора песен и быличек был местный сельский дом престарелых, и мы решили зайти туда – ведь так быстро можно опросить бабушек и дедушек, собранных вместе в небольшом помещении. Собственно, мысли у нас были довольно корыстные – быстро собрать необходимую дозу фольклора и удрать в Москву, закрыв досрочно практику.
На практике все получилось по-другому…
Когда мы зашли, то даже не сразу поняли, почему так темно, тускло и тихо – и где все люди… Оказалось, это был тихий час после обеда или после ужина – там всегда тихий час, – и все старики сидели по своим палатам. Мы заходили к ним, пытались расспрашивать про фольклор и старинные былины, но в ответ слушали, как им тут одиноко, грустно и как же хочется домой – а дома больше нету. Будучи юными и сентиментальными, мы с подругами прорыдали весь обратный путь до нашей временной «базы», ничего там так и не собрав, но решили, что так нельзя, просто не может быть – и через пару дней вернулись в дом престарелых всей нашей дружной фольклорной бригадой – с гитарой и какими-то кулебяками. Пели песни их молодости, бабушки и дедушки подпевали, а на особенно бодром распеве и вовсе бросились в пляс – и со мной пошел плясать дедушка, который в первый наш приход показался нам совсем унылым и неходячим… А бабушка, которая нам показалась незрячей, все время громко удивлялась, «какая ж, девка, у тебя косишша-то длинная»…
В общем, произошло то чудо, которое мы с тех пор стараемся повторять везде и всюду: старики ожили, заулыбались, словно проснулись и снова стали молодыми и счастливыми. Мы с ними потом долго сидели и болтали, как старые друзья, плакали, обнимались, но плакали не над их загубленной старостью, а что учеба не клеится или что хахаль бросил – а они нас утешали…
Мы поняли одну простую вещь, которую очень важно понять всем, кто хочет помогать бабушкам и дедушкам: мы не можем подарить им здоровье или вторую молодость, подарить ноги тем, у кого они не ходят, и глаза тем, у кого они не видят, – но мы можем подарить им столько тепла, радости и надежды, что оно того стоит. Поверьте мне.
Практика кончилась, мы уехали, бабушки и дедушки остались – и в том интернате, и у нас в головах. Через несколько месяцев мы снова поехали в те же края – но уже не собирать фольклор, а навестить уже «наших» бабушек-дедушек, и не с фольклорной бригадой, а с группой единомышленников, знакомых через соцсети.
Мы везли им гостинцы, сладости, игрушки и главное – самих себя, свое время и силы. И бабушки это оценили. Мы снова просидели вместе полдня, перезнакомились, обменялись подарками – кстати, помните, что бабушки сами еще как горазды дарить подарки! Ты ей один, а она тебе десять! Помятую шоколадку, банку грибов («соседки передали с деревни»), платок («все равно носить уже не буду»), какую-то безделушку, тарелку с ужином и т.д. Так что еще неизвестно, кто останется в выигрыше. Хотя, по-моему, очень даже известно: столько, сколько получаешь, помогая бабушкам, – нигде не получаешь. Ты просто подарил немного времени – и у тебя уже есть близкий, который тебя ждет и за тебя волнуется, человек, которому ты дорог и важен не как успешный бизнесмен или самый умный отличник – а просто как внук или как внучка!
Кстати, о внуках. Мы понимали, что чаще, чем раз в три месяца, приезжать вряд ли получится, а чтобы им совсем не скучать без нас, мы решили, что будем находить каждому из одиноких бабушек и дедушек друзей или даже «внуков» по переписке! Мы узнали, кто из них хочет получать письма, записали ФИО, дату рождения, сфотографировали – и выложили в нашей группе «ВКонтакте». Через неделю у всех выбранных бабушек и дедушек появились дистанционные внуки! Они стали слать им письма, посылки, поздравления с днями рождения и т.д. – и в ответ получать или на словах переданные объятия и благодарность, или даже настоящие письма! Да, надо признаться, что пишут письма сами старики довольно редко – но всегда бесконечно радуются их получать и ждут письма – весточки от «внука», как праздника… Но иногда бывает, что бабушка пишет даже активнее внучки, а одна из внучек по переписке похвасталась полученной от бабушки бандеролью – огромным синим зайцем для маленького сынишки этой девочки!
В общем, не могу не сказать, что сейчас у нас примерно 5 тыс. бабушек и дедушек ждут писем от дистанционных внуков, а сколько еще бабушек ищут таких друзей…
Начав наши поездки еще в далеком 2008-м, в 2011-м мы стали благотворительным фондом «Старость в радость», и уже почти 5 лет опекаем больше сотни учреждений – домов-интернатов – в 25 регионах нашей обширнейшей родины… Увы, одними песнями и письмами нам не удалось обойтись. Постепенно оказалось, что когда зовешь стариков в зал на концерт, а приезжает только одна бабушка на коляске, то это не потому, что другие не хотят – просто больше колясок нет… Или когда поешь песенку бабушке, которая пытается выбраться из кровати, но не может, потому что сетка провисла до пола, то начинаешь думать, что придется все же как-то еще помочь.
«Как-то еще» оказалось достаточно обширным понятием. На сегодняшний день мы закупаем и собираем «натурой» подгузники, пеленки, лекарства, медицинские кровати, матрасы, тумбочки, столики и т.д. на сотни тысяч рублей – и все равно этого не хватает, до слез не хватает, и хочется кричать и звать на помощь, говорить всем подряд: «Там бабушкам плохо. Надо помочь. Купите памперсов, купите пеленок. Помогите нам оплатить труд дополнительной санитарки, которая покормит лежачих и вывезет их хоть раз за лето подышать на крылечко, пожалуйста, услышьте нас – мы кричим не для себя, а для наших стариков. Они уже кричать не могут, да и постесняются кричать»… А вот мы не стесняемся – поэтому мы совершенно уверены, что если вы дочитаете до этого места, то точно решитесь помогать и навещать бабушек. Или просто поможете донести соседской старушке тяжелую сумку. Или позвоните своей старой тетке в другой город – неважно. Для нас это равная помощь.
А еще... Очень хочется рассказать о хорошем!
Вот я, сколько себя помню, всегда и везде плачусь, какие у наших бабушек палаты страшные, голые и серые. Не то что лежать в них, заходить в такие часто совсем не хочется. И плакалась я об этом уже много лет...
И тут вдруг появились у нас активная Марина и бойкая Оля, которые изучили всякие нормативы и выяснили... что палаты вполне можно сделать красивыми, что нет нормативов держать бабушек в казармах и что уют вполне разрешен. Мало того что изучили – начали воплощать в жизнь!
В общем, у нас стартует программа «Уютная комната», в рамках которой мы переделываем палаты – неважно, после ремонта или вообще без ремонта – в такие, в которых жить хочется.
Первую палату девочки придумывают и делают своими руками, а остальные палаты, если все прошло успешно, подхватывают сотрудники дома престарелых! Мы закупаем материалы, а потом еще платим небольшие премии тем работникам, которые вызвались после смены оставаться и ремонтировать!
Таким образом, стоимость одной уютной комнаты со всеми материалами и работами укладывается примерно в 30 тысяч рублей (а сколько стоит ремонт у нас в квартирах?)
Наверное, это можно назвать роскошью – но у наших стариков так мало того, что может их радовать, а в палатах они все – и ходячие, и лежачие – проводят почти 24 часа в сутки, что окружающая красота или уродство для них становится основой жизни. Кстати, мы уже убедились, что в «красивые» палаты санитарки заходят гораздо чаще и охотнее, иногда даже просто «посидеть». А учитывая, что эту красоту они делают своими руками, можно догадаться, как они будут беречь ее.
Например, Анна Ивановна, которая жила в своей норке много-много лет, долго не верила, что ей разрешат жить в той красоте, какая получалась у девочек, и робко стояла на пороге, повторяя: «Не поселят обратно, не поселят. Сами поклеили – сами жить будут, ох, не пустят».
К удивлению бабушки Ани, на следующее утро пустили!
Так что сделать лучше и сделать красивее – и жизнь далеких, но таких родных бабушек и дедушек, и свою жизнь – совсем не так сложно.
Чтобы помогать бабушкам, не нужно быть суперменом. Не нужно быть мультимиллионером. Не нужно, это даже может помешать.
Просто нужно иметь свободный час – хотя бы раз в месяц – написать письмо и немножко свободного места в сердце – чтобы туда поместились дружба и любовь таких родных незнакомых стариков…