0
2985
Газета НГ-Политика Интернет-версия

16.12.2014 00:01:00

Калининградская геополитика уговорам не поддается

Тэги: калининград, геополитика, эксклав, прибалтика, цуканов, путин


калининград, геополитика, эксклав, прибалтика, цуканов, путин Региональные власти обещают, что строительство объектов мундиаля-2018 принесет максимум выгоды Калининграду. Изображение с сайта www.kgd2018.ru

Для российской Прибалтики основным вопросом, уже почти четверть века определяющим не только ее социально-экономическое развитие, но и жизнь буквально каждого обывателя, стало геополитическое положение. Эксклав, не имеющий сухопутной связи с остальной частью страны, на всем протяжении своей постсоветской истории находится в поисках способа нейтрализовать негативные последствия данного факта. Свободная экономическая зона, которую федеральный Центр за первые пять лет ее существования дважды закрывал, «балтийским Сингапуром» не стала. Ее преемница – особая экономическая зона, специализировавшаяся на крупноузловой сборке из импортных комплектующих, изначально вызывала сомнения по поводу своей эффективности не только у Москвы, но и у местных политиков и бизнесменов.

На этом фоне регулярно появлялись интересные инициативы, обещавшие одним махом разрешить если не все проблемы области, то уж какую-нибудь из особо острых точно. В 2002 году замполпреда президента в СЗФО Андрей Степанов, курировавший регион, предложил замкнуть всю местную экономику на обслуживание нужд Балтийского флота и Калининградского оборонительного района. Спецпредставитель президента РФ по Калининградской области Дмитрий Рогозин в начале нулевых даже рискнул отправиться железной дорогой из Москвы в Калининград, дабы лично ощутить всю «прелесть» шести визитов досмотровых групп погранично-таможенного контроля за сутки поездки «из России в Россию». После чего появились обещания ускорить движение поездов на маршруте, быстро затихшие без всякого результата. В 2006 году с помпой была открыта паромная переправа Балтийск–Усть-Луга, которую представляли в качестве альтернативы сухопутному транзиту через Литву, постоянно ужесточавшую условия перевозки грузов и пассажиров.

Попытки указать на то, что путешествия на пароме обходятся вдвое дороже, чем на поезде, и длятся вдвое дольше, а в течение полугода переправа вообще не действует, никакого отклика не нашли. В итоге явочным порядком пассажиры пересели на самолеты, которые ныне перевозят вдвое больше калининградцев и гостей региона, чем железная дорога.

Как большой инициатор прожектов крупного масштаба запомнился жителям ее четвертый губернатор Георгий Боос. В итоге три года жители региона находились под впечатлением планов создания «янтарного Лас-Вегаса» с примыкающей к нему курортной зоной «балтийский Лазурный берег» на заповедной Куршской косе. Московский варяг также собирался построить в области металлургический комбинат, завод по производству дирижаблей и увеличить население втрое за счет переселения соотечественников не только из стран Балтии, но и из Германии и Израиля. Но активная деятельность по «оптимизации» местной медицины и образования, а также игнорирование проблем «неправильной» калининградской экономики, построенной на таможенных льготах, развеяли первоначальное очарование грандиозными планами. Что наглядно продемонстрировали массовые митинги протеста зимы 2009/10 года.

Основной заботой пятого губернатора Николая Цуканова стал поиск решения «проблемы-2016» – отмена вышеупомянутых таможенных преференций с 1 апреля 2016 года грозила оставить без работы десятую часть трудоспособного населения. Первоначально надежды возлагались на отдельный федеральный закон о регионе. После того как из Москвы разъяснили, что принимать такой нормативный акт «нецелесообразно», шансы избежать коллапса в одном отдельно взятом субъекте Федерации стали связывать с госпрограммой социально-экономического развития до 2020 года и подготовкой к чемпионату мира по футболу 2018 года. Но первую урезали почти в 10 раз, а строительство стадионов, гостиниц и мостов выглядит разовыми акциями, оставляющими открытым вопрос о судьбах местной экономики.

Теперь ее призван спасти механизм компенсаций, обещанный президентом Владимиром Путиным в своем Послании Федеральному собранию. Но наученные горьким опытом калининградцы не спешат разделить дежурный восторг местных властей по этому поводу.

Калининград


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
595
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
605
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
1003
"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

Дарья Гармоненко

Партия готова отступить от принципа жесткого отбора преданных ей депутатов

0
494

Другие новости