Патернализм – это словно сидеть на качелях и ждать попутного ветра. Фото Reuters
Отсутствие у большинства населения критически-рационального отношения к действиям власти, активистского типа политической культуры объясняется многими причинами. В первую очередь особенностями так называемого политического генотипа. Ведь патерналистское сознание не появилось на пустом месте, а накапливалось в течение длительного времени под влиянием различных факторов (политических, социокультурных и т.д.). В его устойчивости нашли отражение особенности национального менталитета, системы ценностей, культуры народа. В целом для менталитета россиян характерна подозрительность, настороженное отношение к представителям власти, государственным структурам и в то же время – слепое доверие к обещаниям политиков о лучшей жизни. Как верно отметил известный русский философ Николай Бердяев, «русским свойственна мысль о священном помазании власти, но им же свойственна мысль, что всякая власть есть зло и грех». Поэтому «русский народ одновременно является государственно-деспотическим и анархически-свободолюбивым». При этом в России уровень доверия граждан к главе государства всегда был выше, чем к политическим институтам. В этом находит свое отражение патернализм политического сознания россиян. Когда люди не доверяют никому, они, наверное, делегируют полномочия на уровень богов. Для россиян таким последним уровнем делегирования выступает глава государства, в котором сосредотачивается «все желаемое и невостребованное доверие», позволяющее ему выступать последним «пределом надежды».
При этом неизбывность коррупции, неэффективность и расточительность чиновничества, произвол «держиморд» никуда не исчезли. Но острота их восприятия смягчается действием фактора «избыточного доверия». Оно сложилось в течение «тучных лет», когда высокие цены на нефть позволяли слегка подкармливать патерналистские ожидания населения.
Социальной основой сохранения патерналистских настроений является и индустриальная Россия, представленная главным образом населением средних и малых городов, в которых сохранилась прежняя территориально-отраслевая структура советской экономики. Многие исследователи фиксируют признаки институциональной инволюции и снижения качества человеческого и социального капитала этого сегмента российского общества, что свидетельствует о серьезных социальных проблемах и социальной напряженности. В президентскую кампанию он обменял свои электоральные предпочтения, отдав их Владимиру Путину, на обещания сохранения стабильности и социальных гарантий и защищенности.
И, несмотря на объективное ухудшение социально-экономического положения, «избыток доверия» будет работать как временное болеутоляющее средство. Именно провинциальная промышленная Россия, генерируя консервативные настроения, искренне и сознательно поддерживает авторитарно-плебисцитарный режим, подпитывает патерналистские ожидания в отношении власти. Она готова простить ему коррупцию, административный произвол и нарушения прав человека, тем более что все эти вещи не столь важны для этих людей. В условиях роста мобилизационно-патриотических настроений происходит своеобразное воскрешение идеализированной памяти по советским временам, когда «нас все уважали и боялись», «когда был порядок и стабильность», гарантированный, пусть и умеренный, достаток, бесплатные медицина и качественное образование, уверенность в завтрашнем дне.
В условиях ужесточения геополитической ситуации, проявления признаков экономической нестабильности у россиян вновь появилась ностальгия по «жесткому правлению», «сильной руке», что нашло отражение в высоком уровне доверия к институту президентства, авторитет которого резко возрос в связи с решительными шагами Путина по воссоединению Крыма. И до сих пор, как показывают общероссийские социологические опросы, доверие россиян к ключевым политическим фигурам – президенту России и председателю правительства – остается высоким.
Процесс формирования рационально-гражданского сознания на время затормозился. Его опорой стало появление новых поколений в среде среднего класса, которые не ведают страха, более образованы и открыты современному миру, включены в сетевые коммуникации, что создает мощный запрос на новые стандарты политической свободы, которые ни один политический режим не может игнорировать. Однако средний класс в России лишен политической базы, которая бы позволяла активно проявлять его представителям гражданскую и политическую позицию. Как показали наши исследования, за прошедшие годы он накопил значительный критический потенциал по отношению к институтам как своей социально-экономической активности, так и политической. Самой чувствительной точкой мобилизации представителей этого класса выступают прежде всего проблемы коррупции, фальсификации обратных связей, неработоспособность судебной системы, отсутствие надежной защиты института частной собственности и разрушение действенных каналов системного представительства своих интересов. Думается, именно в среде этого социального слоя может вызреть реальный противовес патерналистскому и иждивенческому сегменту общественного сознания, а именно гражданское сознание. Гражданское сознание среди прочего является активным фактором общественных преобразований. Оно выступает ускорителем всего общественного развития, системы самосознания и жизнеобеспечения общества, становится механизмом самоизменения общества, так как связано с представлениями людей, побуждающими их к активному гражданскому действию. Гражданское сознание создает определенную духовно-ценностную мотивацию общественного развития и способствует укреплению сообщества. В гражданском обществе гражданские ценности вплетены в механизм управления обществом и регулируют его функционирование. Насколько велики сегодня его масштабы? Надо сказать, что проблема эмпирически зафиксировать выраженность и качество гражданского сознания представляет серьезную социологическую задачу. Попытку выделить гражданский срез общественного сознания как своего рода мировоззренческий синдром предприняли исследователи Фонда общественного мнения (ФОМ). Опираясь на мегаопросы в 2009, 2011 годах о доверии между людьми, о солидарности, личной ответственности, благотворительности, толерантности, локусе ответственности, готовности к протестам, исследователи препарировали массив данных на основе особых математических методов и выделили пять типов мировоззренческих синдромов: гражданский, обывательский, патерналистский, индивидуалистический, депривированный. Гражданский синдром отличается оптимальным соотношением ориентаций на солидарность, доверие и ответственность в сознании и поведении граждан. Во всех остальных этого оптимума не наблюдалось. Гражданский срез сознания оказался достаточно невысок – он представляет в целом до 10% в среднем во всем массиве общественного сознания. Более всего он представлен в практике нового среднего класса – причем более в middle-среднем классе, представители которого не находятся на стадии начала реализации своей профессии. Они подходят к пику своей профессиональной карьеры. Как правило, это представители деловых слоев крупных городов-миллиоников или мегаполисов – Москвы, Санкт-Петербурга. Им не больше 45 лет (75%). Заняты на должностях руководителей (24%) и специалистов (34%). Материальная обеспеченность семьи – выше среднего (59%). Пользуются в своей жизни практически всеми благами цивилизации. Главное отличие их стиля жизни от остальных – вояжи за границу (100%). Интернет для них – рабочий инструмент, сфера услуг, справочник и СМИ. Большая часть из них (78%) владеют хотя бы одним иностранным языком.
Думается, на активизацию гражданского сознания существенно влияют переломные эпохи и кризисные точки в развитии общества. Серьезные внешние и внутренние социально-политические вызовы, подвижки в партийно-избирательном законодательстве, включение в более активный формат сил Общенародного фронта, развитие форм прямой демократии в сопряжении с усилением проявлений вождистско-плебисцитарной демократии, ситуация с воссоединением Крыма и гражданской войной на юго-востоке Украины, рост военно-патриотической составляющей общественного сознания, что существенно влияет на усиление разрыва с либеральной оппозицией (общество в своем большинстве не прощает ей «предательство интересов» России по вопросу воссоединения Крыма) будут серьезным образом влиять на развитие гражданского сознания в нынешних условиях.
Состояние гражданского сознания отражает всю противоречивую палитру условий для формирования гражданского общества в современной России, диффузность представленности в нем демократических ценностей и практик, позволяющих сделать вывод, что, выходя из недр советского общества, современное демократическое общественное сознание находится только в самом начале пути своего формирования, что отражается и на состоянии гражданского сознания, его амбивалентности и противоречивости.